В теории управления под качеством понимают качество функционирования производственного процесса, качество созданных для него условий и качество результатов. Поэтому и педагогическая интерпретация качества вообще, и качества образования в частности должна иметь более широкое содержательное толкование, а не ассоциироваться лишь с результатами. Преподавание, или деятельность учителя на уроке, рассматривается как важнейшая составная часть образовательного процесса. На подготовку и проведение урока уходит основная доля трудозатрат учителя. Более того, результаты образования, выраженные в достижениях учащихся, значительным (если не решающим) образом зависят от качества преподавания, качества проведения урока. Отсюда и то внимание, которое уделяется уроку.
Анализ урока как процесса можно проводить по нескольким аспектам: дидактическому, психологическому, валеологическому, правовому, этическому. Каждое направление состоит из множества частных, но весьма важных составляющих. Например, при анализе дидактических аспектов урока выделяют целеполагание, владение учителем предметным содержанием, использование статических и динамических дидактических средств обучения, интегрированность обучения, владение современными образовательными технологиями, педагогической диагностикой и т.д. Эти и другие компоненты урока многоаспектны и многогранны. Проведение подробного и глубокого анализа каждого урока (в течение года их количество может достигать многих десятков) со стороны администрации школы практически невыполнимо. Вместе с тем эффективное управление требует оперативной, надежной и достоверной информации о качестве уроков, как отдельных учителей, так и педагогического коллектива в целом, что дает возможность заниматься стратегическим планированием, в том числе организацией повышения квалификации педагогов. Но, чтобы посещения уроков были и полезными, и необременительными как для учителя, так и для администрации, необходима как и малозатратная технология сбора, накопления и обработки информации, так и другая, на наш взгляд, интерактивная форма организации контроля над качеством преподавания, которая должна основываться главным образом на качественных оценках и суждениях экспертов.
Такой формой в нашей школе является конкурс профессионального мастерства «Урок года», который стал традиционным и проводится в нашей школе с 2006 года.
Этот конкурс в определенной мере позволяет отслеживать существующий уровень технологизации учебного процесса; результативность методической работы – то, что может быть продемонстрировано на уроке: дидактические материалы, применение приемов, направленных на социализацию учащихся, применение приемов здоровьесбережения и др.
Коллективом школы разработаны критерии оценок по уроку и его самоанализу (Приложение 1) , а также нормативные документы (Приложение 2 ).
За 4 года существования конкурса в нем приняли участие как участники- 24 человека (46%), как и эксперты -14 человек (34%).
Победителями конкурса являются: Голощапова Нелли Степановна, учитель химии (2006), Гузь Лариса Владимировна, учитель географии (2007), Демиденко Алена Николаевна, учитель русского языка и литературы (2008), Черенкова Елена Анатольевна, учитель истории и права. (2009).
Более 80% учителей отмечают необходимость данного конкурса, а порядка 74% - его объективность.
Итогом четырехлетней работы стал сборник открытых уроков: представлен опыт 18 учителей.