Цель:
- поддержка инициативы и самостоятельности детей и их родителей;
- развитие творческих способностей учащихся;
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
- формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям;
- формирование культурных традиций в общении взрослых и детей.
Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, презентация (Презентацию можно просмотреть, связавшись с автором статьи.)
Ход урока
Учитель: Добрый день, дорогие мои дети, уважаемые родители! Я очень рада встречи с вами! Я ещё раз хочу поздравить Вас с началом учебного года, и предлагаю начать наш первый в этом учебном году урок, родителей прошу активно участвовать в нашем уроке. Обхватите правой рукой левую руку возле кисти. Прислушайтесь.… Под пальцами вы ощутите пульс – биение вашего сердца. Его жизнь и работа зависит от того, насколько вы счастливы. Ребята, а что такое счастье?
Ответы учащихся.
– А что такое счастье на ваш взгляд, папы и мамы?
Ответы родителей.
– Ребята, когда вы чувствуете себя счастливыми?
Ответы детей.
– А вы, мамы и папы?
Ответы родителей.
Ученик читает стихотворение О. Бундер “Если в доме каждый рад”.
Папа в зеркало глядит;
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад и мама рада, ну а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит в доме мир да лад!
– Согласны вы с этим стихотворением? Почему? Скажите, а нужна ли человеку семья? Для чего? А что думают наши родители?
Выслушиваются ответы детей.
– Хочу предложить вашему вниманию небольшую сказку
Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: “Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный”?
Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: “Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!
“А в какие ночи твой свет становится ярким?” – спросила Луна.
“Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат”?
“Ты узнала тайну спешащих странников”?- спросила Луна
“Да, – ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…”
“А какими были его глаза”? – недоуменно спросила Луна.
“Они светились в темноте от счастья и радости”, – ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник”?
И он ответил: “Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное”.
Звёздочка замолчала, а затем ответила: “Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью”.
Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: “Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми”?
“А разве это возможно”? – с надеждой спросила Звёздочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: “Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья”!
Вам понравилась сказка? Скажите, так важна для человека семья?
А вы знаете, как появилось слово “СЕМЬЯ”?
Когда-то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: – Я.
Кто платье сошьёт, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос мне, подруга моя!
– Я, я, я, я.
Ева молвила: – Я.
Сказала она знаменитых семь “Я”.
И так на земле появилась семья!
– А знаете ли вы пословицы о семье? Сейчас проверим: Я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца
Не красна изба углами а … | (красна пирогами). |
В гостях хорошо… | (а дома лучше). |
Где родился, … | (там и пригодился). |
Мир да лад – … | (большой клад). |
Нет ничего краше… | (чем родина наша). |
Не нужен клад … | (когда в семье лад). |
Люби своих … | (помни чужих). |
Каждый кулик … | (свое болото хвалит). |
Чем богаты … | (тем и рады). |
Дома – как хочу … | (а в людях – как велят). |
- Гость на пороге – счастье в … (доме).
- Дом без хозяйки … (сиротка).
- Дом вести … (не бородой трясти).
- Яблоко от яблони … (не далеко падает).
- Чем богаты, … (тем и рады).
- В гостях хорошо, … (а дома лучше).
– Молодцы! А сейчас мы проверим, как вы ориентируетесь в родственных отношениях.
- Сын моей матери.
- Мой родитель.
- Брат отца или матери.
- Девочка, которая имеет родителей, как у меня.
- Та, что дала нам жизнь.
- “Святая кровь” – мать мужа.
- Сестра мамы или папы.
- Сын моего ребенка.
- Мой наследник.
- Сын моей сестры или брата.
- Отец мужа.
– Скажите, можно ли наш классный коллектив назвать семьёй? Почему?
Ответы детей.
– Мы дружно прожили один год и впереди ещё три! Давайте вспомним, как мы жили в прошлом учебном году. Внимание на экран!
Фотоколлаж фото 1-го класса.
И в заключение хочу сказать:
Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку и слёзы и смех,
Взлёт и падение, радость печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать,
Семья – это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Спасибо всем за урок!