Программное содержание:
-
Закрепить у детей умение составлять описательные рассказы о птицах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки; использовать в рассказе образные слова и выражения, характеризующие птиц и отношение рассказчика к ним.
-
Уточнить и закреплять представления детей о птицах, обитающих в разных средах, отличающихся друг от друга по внешнему виду, способам передвижения, характеру потребляемой пищи и способам ее добывания.
-
Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.
Словарная работа: окраска черная с металлическим блеском, переливающаяся, выпуклые, прищуренные, мощные, цепкие, веслоногие, певунья, свистунья, щебетунья, квохчет – квохтунья, веерообразный, вилочкообразный, разноцветный, раздвоенный, размашистые.
Материал к занятию:
-
Предметные картинки с изображением птиц;
-
Модели-картинки для составления описательных рассказов;
-
Емкость с водой, жир, маленькие шарики, салфетки для каждого ребенка.
Предварительная работа:
-
наблюдение за птицами в уголке природы и на участке детского сада, ведение календаря наблюдений;
-
дидактические игры “Летает, плавает, ходит”, “Что сначала, что потом?”, “Четвертый лишний”, “Найди недостающий предмет”, “Кто так кричит?”, “Узнай по описанию”.
-
чтение произведений художественной литературы: В. Бианки, “Я познаю мир”, “Все обо всем”, “Кто такая, кто такой”, “Почемучка”, “Что ты знаешь о птицах?”, “Экология в картинках”, “1000 и одна загадка”.
-
рассматривание сюжетных картин, иллюстраций о жизни птиц отгадывание и составление загадок о птицах.
План занятия:
-
Вводная беседа
-
Рассказы детей по модели: предварительное рассматривание модели и закрепление последовательности рассказа, детей, объяснение и уточнение воспитателем.
-
Рассказы детей (6–7).
-
Почему говорят - “как с гуся вода”?: ответы детей, обобщение воспитателем ответов детей.
-
Проведение опыта с жиром и водой.
-
Проведение опыта с шариками и водой.
-
Выводы, подведение итогов занятия.
Ход занятия
Дети заходят в зал, здороваются с гостями. Вбегает Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Это какая группа?
Дети: Подготовительная к школе.
Незнайка: Значит мне сюда.
Подходит к доске, на которой висят картинки с изображением птиц.
Незнайка: Ой, сколько зверушек и бабочек.
Дети смеются, говорят, что это птицы.
Незнайка: А как вы узнали, что это птицы? (Летают.) Бабочки тоже летают.
Воспитатель: Ребята, по каким признакам мы узнаем птиц? Как мы их отличаем от других животных? Вспомните модели (показ моделей).
– Ребята посмотрите сколько птиц. Давайте сравним их друг с другом. Посмотрим и скажем, какое оперенье у всех этих птиц? Что можно сказать об оперенье? Какое оно?
– Обратите внимание на глаза. Расскажите, какие они.
– А что можно сказать про ноги и лапки?
– Какие крылья? Какой хвост, клюв?
– А где живут? (В лесу – лесная, в степи – степная, вблизи водоемов – водоплавающая, дома с человеком – домашняя.)
-
Как питаются все эти птицы?
-
Незнайка: Манной кашей, наверное.
– Как передвигаются? Незнайка: Летают и все тут.
Незнайка: Ребята, я совсем забыл вам сказать. Я к вам спешил, чтобы рассказать про птичку. Я увидел возле детского сада. Она сидела на заборе, большая, не кричала. Но что это за птичка я не знаю.
Воспитатель: А вы ребята узнали, что это за птица? Почему? Да, потому что Незнайка непонятно рассказал.
Незнайка: Научите меня рассказывать про птиц.
Воспитатель: Научим Незнайку? Садитесь. Будем учить Незнайку придумывать рассказы про птиц.
Чтобы рассказ получился связным, надо рассказывать все по порядку. В этом нам поможет план-схема. Знаки, которые здесь нарисованы, вам знакомы (объясняет значение знаков). Пожалуйста, кто хочет рассказать про птицу?
– Иди, Лена. Какую птицу ты выбрала? (указывает на картинки) Назови ее.
Незнайка: Хорошая птица чайка. Обязательно расскажу о ней своим друзьям. А вот про эту чайку вы можете рассказать? (Показывает на картинку с изображением петуха.) Воспитатель: Разве это чайка? Это петух. Кто расскажет про петуха?
Незнайка: Ребята, а как узнать птицу, если закрыть глаза? Воспитатель: Правильно, ребята, по крику.
– Давайте поиграем в игру “Назови птицу по звуку”.
Дети делятся на две команды. Первая команда подражает голосам птиц, вторая с закрытыми глазами отгадывает названия птиц. Затем команды меняются, игра повторятся еще раз.
Незнайка: Молодцы, ребята, теперь я буду узнавать птиц даже с закрытыми глазами.
Незнайка: Ребята, а почему водоплавающие птицы выходят сухими из воды?
Воспитатель: Да, действительно, искупался гусь, крыльями взмахнул и сухой. “Как с гуся вода” – есть такая поговорка. Дети, я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведем опыт с водой и жиром.
Опыт 1: дети и воспитатель намазывают руки жиром, опускают руки в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.
Воспитатель: Что же произошло? Как вода стекает с рук? Она превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук. То же происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается.
Незнайка: Как интересно. А почему водоплавающие птицы не тонут?
Воспитатель: Потому что у них есть еще один секрет, сейчас мы его раскроем. Опыт 2 с водой и шариками.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, шарики плавают, почему? Потому что в них воздух, а воздух легче воды. Поэтому шарики не тонут.
Вот такие маленькие воздушные мешочки есть под кожей у водоплавающих птиц. Они то их и удерживают на воде.
А что помогает водоплавающим птицам плавать? как они передвигаются по воде? (Ответы детей, обобщение воспитателем.) Правильно, лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие.
Незнайка: Ой, ребята, какие вы все умные, так много знаете про птиц. Я тоже много узнал. Думаю, с такими знаниями вы все будете хорошо учиться в школе. До свидания. Успехов вам!
Воспитатель: Вот сколько мы с вами знаем о птицах. Но сегодня на занятии не было Алены и Тани. Что мы им завтра расскажем о водоплавающих птицах? Молодцы. А еще я вас попрошу, спросите у родителей – знают ли они о том, почему водоплавающие птицы не тонут. Расскажите. Я думаю, им тоже будет интересно.
Спасибо вам за занятие.
-
Большая или маленькая?
-
Какое оперенье?
-
Какой клюв?
-
Лапы.
-
Хвост.
-
Какие крылья?
-
Как передвигается (летает, ходит, прыгает)?
-
Водоплавающая.
-
Певчая или нет? Как кричит?
-
Чем питается?
-
Где живет?
-
Какая по отношению к человеку (дикая, домашняя, представляет опасность для человека)?
Условные обозначения:
1, 3 – Мольберт с предметными картинками (птицы).
2 – Мольберт с моделью (план-схема).
4 – Ковер для игры “Узнай по голосу”.
5, 6 – Стол для опытов, на столе емкость с водой, шарики, жир в тарелочках, салфетки.