Конспект занятия в подготовительной "А" группе по познавательному развитию. Тема "Что ты знаешь о птицах?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Закрепить у детей умение составлять описательные рассказы о птицах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки; использовать в рассказе образные слова и выражения, характеризующие птиц и отношение рассказчика к ним.

  2. Уточнить и закреплять представления детей о птицах, обитающих в разных средах, отличающихся друг от друга по внешнему виду, способам передвижения, характеру потребляемой пищи и способам ее добывания.

  3. Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.

Словарная работа: окраска черная с металлическим блеском, переливающаяся, выпуклые, прищуренные, мощные, цепкие, веслоногие, певунья, свистунья, щебетунья, квохчет – квохтунья, веерообразный, вилочкообразный, разноцветный, раздвоенный, размашистые.

Материал к занятию:

  1. Предметные картинки с изображением птиц;

  2. Модели-картинки для составления описательных рассказов;

  3. Емкость с водой, жир, маленькие шарики, салфетки для каждого ребенка.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами в уголке природы и на участке детского сада, ведение календаря наблюдений;

  • дидактические игры “Летает, плавает, ходит”, “Что сначала, что потом?”, “Четвертый лишний”, “Найди недостающий предмет”, “Кто так кричит?”, “Узнай по описанию”.

  • чтение произведений художественной литературы: В. Бианки, “Я познаю мир”, “Все обо всем”, “Кто такая, кто такой”, “Почемучка”, “Что ты знаешь о птицах?”, “Экология в картинках”, “1000 и одна загадка”.

  • рассматривание сюжетных картин, иллюстраций о жизни птиц отгадывание и составление загадок о птицах.

План занятия:

  1. Вводная беседа

  2. Рассказы детей по модели: предварительное рассматривание модели и закрепление последовательности рассказа, детей, объяснение и уточнение воспитателем.

  3. Рассказы детей (6–7).

  4. Почему говорят - “как с гуся вода”?: ответы детей, обобщение воспитателем ответов детей.

  5. Проведение опыта с жиром и водой.

  6. Проведение опыта с шариками и водой.

  7. Выводы, подведение итогов занятия.

Ход занятия

Дети заходят в зал, здороваются с гостями. Вбегает Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Это какая группа?

Дети: Подготовительная к школе.

Незнайка: Значит мне сюда.

Подходит к доске, на которой висят картинки с изображением птиц.

Незнайка: Ой, сколько зверушек и бабочек.

Дети смеются, говорят, что это птицы.

Незнайка: А как вы узнали, что это птицы? (Летают.) Бабочки тоже летают.

Воспитатель: Ребята, по каким признакам мы узнаем птиц? Как мы их отличаем от других животных? Вспомните модели (показ моделей).

– Ребята посмотрите сколько птиц. Давайте сравним их друг с другом. Посмотрим и скажем, какое оперенье у всех этих птиц? Что можно сказать об оперенье? Какое оно?

– Обратите внимание на глаза. Расскажите, какие они.

– А что можно сказать про ноги и лапки?

– Какие крылья? Какой хвост, клюв?

– А где живут? (В лесу – лесная, в степи – степная, вблизи водоемов – водоплавающая, дома с человеком – домашняя.)

  • Как питаются все эти птицы?

  • Незнайка: Манной кашей, наверное.

– Как передвигаются? Незнайка: Летают и все тут.

Незнайка: Ребята, я совсем забыл вам сказать. Я к вам спешил, чтобы рассказать про птичку. Я увидел возле детского сада. Она сидела на заборе, большая, не кричала. Но что это за птичка я не знаю.

Воспитатель: А вы ребята узнали, что это за птица? Почему? Да, потому что Незнайка непонятно рассказал.

Незнайка: Научите меня рассказывать про птиц.

Воспитатель: Научим Незнайку? Садитесь. Будем учить Незнайку придумывать рассказы про птиц.

Чтобы рассказ получился связным, надо рассказывать все по порядку. В этом нам поможет план-схема. Знаки, которые здесь нарисованы, вам знакомы (объясняет значение знаков). Пожалуйста, кто хочет рассказать про птицу?

– Иди, Лена. Какую птицу ты выбрала? (указывает на картинки) Назови ее.

Незнайка: Хорошая птица чайка. Обязательно расскажу о ней своим друзьям. А вот про эту чайку вы можете рассказать? (Показывает на картинку с изображением петуха.) Воспитатель: Разве это чайка? Это петух. Кто расскажет про петуха?

Незнайка: Ребята, а как узнать птицу, если закрыть глаза? Воспитатель: Правильно, ребята, по крику.

– Давайте поиграем в игру “Назови птицу по звуку”.

Дети делятся на две команды. Первая команда подражает голосам птиц, вторая с закрытыми глазами отгадывает названия птиц. Затем команды меняются, игра повторятся еще раз.

Незнайка: Молодцы, ребята, теперь я буду узнавать птиц даже с закрытыми глазами.

Незнайка: Ребята, а почему водоплавающие птицы выходят сухими из воды?

Воспитатель: Да, действительно, искупался гусь, крыльями взмахнул и сухой. “Как с гуся вода” – есть такая поговорка. Дети, я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведем опыт с водой и жиром.

Опыт 1: дети и воспитатель намазывают руки жиром, опускают руки в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.

Воспитатель: Что же произошло? Как вода стекает с рук? Она превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук. То же происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается.

Незнайка: Как интересно. А почему водоплавающие птицы не тонут?

Воспитатель: Потому что у них есть еще один секрет, сейчас мы его раскроем. Опыт 2 с водой и шариками.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, шарики плавают, почему? Потому что в них воздух, а воздух легче воды. Поэтому шарики не тонут.

Вот такие маленькие воздушные мешочки есть под кожей у водоплавающих птиц. Они то их и удерживают на воде.

А что помогает водоплавающим птицам плавать? как они передвигаются по воде? (Ответы детей, обобщение воспитателем.) Правильно, лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие.

Незнайка: Ой, ребята, какие вы все умные, так много знаете про птиц. Я тоже много узнал. Думаю, с такими знаниями вы все будете хорошо учиться в школе. До свидания. Успехов вам!

Воспитатель: Вот сколько мы с вами знаем о птицах. Но сегодня на занятии не было Алены и Тани. Что мы им завтра расскажем о водоплавающих птицах? Молодцы. А еще я вас попрошу, спросите у родителей – знают ли они о том, почему водоплавающие птицы не тонут. Расскажите. Я думаю, им тоже будет интересно.

Спасибо вам за занятие.

  1. Большая или маленькая?

  2. Какое оперенье?

  3. Какой клюв?

  4. Лапы.

  5. Хвост.

  6. Какие крылья?

  7. Как передвигается (летает, ходит, прыгает)?

  8. Водоплавающая.

  9. Певчая или нет? Как кричит?

  10. Чем питается?

  11. Где живет?

  12. Какая по отношению к человеку (дикая, домашняя, представляет опасность для человека)?

Условные обозначения:

1, 3 – Мольберт с предметными картинками (птицы).

2 – Мольберт с моделью (план-схема).

4 – Ковер для игры “Узнай по голосу”.

5, 6 – Стол для опытов, на столе емкость с водой, шарики, жир в тарелочках, салфетки.