"Каждый день мы слышим слово "экономика". Что оно означает? Имеет ли это слово отношение только к различным предприятиям или оно применимо к жизни каждого человека? Вокруг сейчас только и говорят об экономике, словно в мире она самая интересная. Газеты, радио, телевидение наполнены словами: "экономическое положение", "экономические трудности", "все зависит от экономики" и т.д. Разве все зависит от экономики, ведь человеку прежде всего в жизни нужны счастье, здоровье, радость, дружба, любовь.: При чем же здесь экономика? Вот, скажем, дома, в школе, на улице - где она, эта экономика? Что это - деньги, заводы, магазины, люди? Многие считают, что экономика относится только к рынку, бизнесу, ее даже стали считать рыночной.
Но ведь разные товары и услуги производятся и покупаются не только на рынках. Поэтому не так-то просто понять, где же, собственно, экономика - вся она на рынках или еще где-то спрятана. Вот мы и попытаемся разобраться в этом.
Ежедневно люди ходят в школу, на работу, получают и распределяют деньги, покупают товары, распоряжаются своим временем, деньгами, здоровьем. При этом они стараются предпринимать такие действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую пользу.
И многие из нас не отдают себе отчета в том, что именно таким образом мы и принимаем участие в экономической жизни страны".
Именно с этих слов я начинаю первый урок экономики в 5 классе.
Конечно, сегодня никому не нужно доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить себе современного человека, не сталкивающегося с проблемами рынка. И чем раньше он познакомится с основными понятиями и категориями экономики, закономерностями экономических процессов, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь. Глубокие преобразования в России, вызванные реформами 90-х годов ХХ века, выявили потребность научить людей общаться на новом, экономическом, языке, то есть получать и правильно использовать в своей повседневной жизни знания, термины и понятия, выражающие смысл современных экономических процессов и явлений.
Предмет "Экономика" в нашей школе с 5 класса впервые введен в 2007-08 учебном году за счет школьного компонента. В этом учебном году уже 5 и 6 классы изучают основы экономики.
Учебно-методический комплекс состоит из пособия для учителя, учебного пособия для учащихся и тетради творческих заданий для учащихся. Авторы программы: для 5 класса "Экономика семьи" И.А. Сасова, Н.В. Новожилова, Е.Н. Землянская (под общей редакцией И.А. Сасовой), для 6 класса "Экономика: моя школа" Т.С. Терюкова, Е.А. Артемьева, М.В. Головин (под общей редакцией И.А. Сасовой).
Предусмотрена программа непрерывного обучения учащихся с 1 класса. Авторы считают, что "социально-экономическая подготовка учащихся будет эффективной только в том случае, если она направлена на активизацию жизненного опыта, знаний, умений, которые уже есть у школьников. Базируясь на этом фундаменте, можно помочь ребятам в играх, тренингах, практических и творческих работах приобрести новый социальный опыт, новые знания и умения, которые будут использоваться и совершенствоваться ими в повседневной социально-экономической деятельности" [3].
Методическое пособие соответствует структуре учебного пособия и тетради творческих заданий, поэтому не возникает трудностей при подготовке к уроку и выдаче материала на уроке. Тетрадь творческих заданий для 5 класса насыщена заданиями разного уровня сложности. Поэтому имеется возможность дифференцирования заданий в зависимости от уровня подготовленности учеников. Есть и задания, требующие групповой или парной работы. Основу, или, если можно так сказать, прототип многих заданий составляет любимый детский мультфильм "Каникулы в Простоквашино". Детям на лето было выдано опережающее задание: посмотреть мультик и запомнить как можно больше моментов, касающихся быта жителей деревни, ведения домашнего хозяйства. Очень кстати был показ мультфильма по центральному телевидению и в зимние каникулы (так как не у всех детей есть дома видео). И очень разным было восприятие содержания мультфильма после летнего, первичного просмотра, и вторичного, уже после изучения некоторых тем программы, с применением знаний по ведению домашнего хозяйства - с точки зрения потребителей, хозяев и чуть-чуть экономистов.
По моему мнению, программа составлена очень удачно. На уроках ребята учатся разбирать основные экономические проблемы семьи, знакомятся с основами ведения домашнего хозяйства и его планированием, бюджетом семьи и правилами его составления. А какую гордость за себя ощутили учащиеся, когда заполнили настоящий абонемент на доставку районной газеты "Двинская правда" (тема "Финансовая документация семьи")! В тетради есть задания, которые переплетаются с другими школьными предметами (математика, русский язык, рисование, природоведение) и даже знаниями по технике безопасности. Например, в задании нужно было не только отгадать загадку, но и нарисовать отгадку - предмет домашнего обихода, а также записать правила обращения с ним.
Дети научились рассчитывать потребление электроэнергии в семье и ее стоимость, составляли сводную ведомость покупок семьи за неделю, составляли примерный бюджет семьи на месяц, выполняли практическую работу по рациональному распределению времени на выполнение семейных и личных дел. При изучении темы "Рачительный хозяин" ребята по специальной схеме давали себе характеристику как рачительного хозяина, а дома родители проверили их работу и соглашались с самооценкой ребенка или исправляли ее, показывая свое мнение.
Очень интересным получился интегрированный урок "экономика + технология", который явился продолжением темы "Секреты рачительного хозяина". На уроке ребята изготовили милые вещички из отходов ведения своего домашнего хозяйства, которые принесли из дома: цветы из баночек из-под йогуртов, игрушки на пружинках в спичечном коробке, летающая тарелка с инопланетянами из одноразовых тарелок и пластиковых бутылок:
Очень познавательной оказалась тема "Думающий покупатель". Практическая работа по этой теме проводилась на основе так же принесенных из дома этикетках товаров. Знаниями, полученными на уроке, дети с удовольствием делились с родителями, учили их, как правильно "читать" информацию о товаре и не быть обманутыми.
Надо отдать должное родителям детей - многие из них вместе с нами постигают азы экономики, и некоторые из них очень активно - это видно даже по тетради творческих заданий, где я разрешила выполнять некоторые задания вместе с родителями.
Единственный минус, с которым мы столкнулись на уроках в 5 классе - это то, что некоторые задания, представленные в тетради, составлены с применением процентов, а пятиклассники об этих самых процентах еще ничего не знают (по программе они изучают проценты в 6 классе). Поэтому такие задачи я или упускала совсем, или переписывала их, заменяя проценты на доли, о которых ребята представление имеют.
К сожалению, у нас нет рабочей тетради для 6 класса, приходится все задания мне придумывать самой. Но уроки проходят не менее интересно. Программа для учащихся 6 класса предусматривает изучение экономики школы, и эта тема позволяет проводить много практических, и даже "миниисследовательских" работ. Например, при изучении главы "Как использовать ресурсы школы" [5] мы провели практическую работу по определению эффективности использования ресурсов нашей школы. Класс разделили на 3 группы, каждая из которых выбрала для себя объект школы. Приведу форму отчета по исследованию.
Используемый ресурс | Объем ресурса в наличии | Оценка использования ресурса | Причина, по которой ресурс используется неэффективно |
Детьми были выбраны объекты школы: спортивный зал, пищеблок, библиотека. После анализа использования ресурсов каждая группа дала рекомендации по более эффективному их использованию.
Вторая не менее интересная работа проведена по теме "Лесенка принятия решений" [5]. Идея вопроса состоит в том, чтобы учащиеся умели решать свои экономические проблемы, и в этом им должна помочь эта самая "лесенка", состоящая из пяти этапов:
- Формулирование проблемы.
- Определение цели.
- Поиск альтернатив.
- Оценка альтернатив.
- Выбор наилучшего варианта.
Всем учащимся класса был "выделен" один и тот же объект - школьный стадион. Сформулировать проблему относительно данного объекта, равно как и все другие задачи (соответственно этапам "лесенки"), должны были сами дети. Результаты работы имеют практическое значение, так как ученики в своих выводах высказали свое мнение по поводу состояния и использования нашего школьного стадиона. Работникам школы были даны реальные рекомендации по улучшению спортивной работы.
Таким образом, преподавание экономики в средних классах школы имеет большое значение в социализации личности учащихся , так как:
- формирует представления о значении экономики в жизни как самих учащихся, так и их семей, и школы;
- помогает учащимся выявлять и решать возникающие проблемы;
- формирует понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи, школы, общества в целом;
- воспитывает чувство бережливости, ответственности .
Экономика - это такой школьный предмет, который объясняет ученикам теоретически все то, что происходит вокруг. И наоборот, все, что происходит вокруг, может объяснить теоретически. Конечно, детям интересно видеть в учебнике и тетради то, что они видят постоянно дома, на улице, в школе, то есть в реальной жизни и применять на практике те знания, которые получили на уроках.
Список литературы (УМК).
- Новожилова Н.В. Экономика семьи. Учебное пособие для 5 классов общеобразовательных учреждений под общей редакцией И.А. Сасовой. М.: Вита-Пресс, 2005.
- Новожилова Н.В. Землянская Е.Н.. Экономика семьи. 5 класс. Тетрадь творческих заданий. Под редакцией И. А. Сасовой. М.: Вита - Пресс, 2005.
- Сасова И.А., Новожилова Н.В., Землянская Е.Н. Методическое пособие по курсу "Экономика семьи". 5 класс. Под редакцией И.А. Сасовой. М.: Вита - Пресс, 2005.
- Терюкова Т.С., Николаева О.В. Методическое пособие по курсу "Экономика: моя школа". 6 класс. Под редакцией И.А. Сасовой. М.: Вита - Пресс, 2006.
- Терюкова Т.С., Артемьева Е.А., М.В. Головин. Учебное пособие. 6 класс. Под редакцией И.А. Сасовой. М.: Вита - Пресс, 2006.