Организация исследовательской и проектной деятельности с младшими школьниками. Мастер-класс

Разделы: Начальная школа


План:

Этап Содержание Время Примечание
1. Презентация педагогического опыта

(Презентацию можно взять у автора)

Краткое обоснование основных идей опыта 5 мин Слайды
2.Определение основных приемов работы Раскрытие особенностей методических приемов 5 мин Слайды
3. Имитационная игра Занятия со слушателями, на котором демонстрируются технологические этапы разработки учебного исследования с использованием конкретного инструмента 10 мин Слайды “Алгоритм создания учебного исследования”
4. Моделирование Организация самостоятельной деятельности слушателей по разработке собственного учебного проекта 10 мин Памятки, шаблон визитной карточки проекта

Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами опытом работы по организации исследовательской деятельности в начальной школе.

Все вы прекрасно знаете, какое большое значение в настоящее время уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.

Поэтому в качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки:

“Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и поддержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!”

Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что методика ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформированы. А начальная школа осталась все-таки немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений, навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа синтеза и оценки результатов своей деятельности. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Исходя из этого, я определила для себя цель деятельности:

стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

С первого класса я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. В первом классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках обучения грамоте, математике, окружающего мира.

Например, задания, направленные на формирование мыслительных умений и навыков: выделение на слух основных компонентов ритмически организованного текста, разделение целостного изображение на элементы, проведение анализа небольшого текста, завершая его эмоциональной оценкой.

Со 2-го класса я провожу специальные занятия по исследовательской деятельности – 1 ч в неделю. Работа осуществляется по следующим направлениям:

  • знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.;
  • осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов) по различным темам.

При организации таких игр-исследований использую общепринятые, широко известные и достаточно хорошо апробированные методики. Это применение карточек с символическими изображениями методов сбора информации: подумать, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в книгах и др. Набор используемых методов исследования зависит от реальных возможностей учащихся. Полученную информацию надо проанализировать и обобщить. С этой целью целесообразно показать младшим школьникам, как можно делать на бумаге краткую запись или рисунок. После этого надо выяснить, что нового узнали школьники, подумать какие выводы позволяет сделать собранная информация, что они могут рассказать, основываясь на результатах проведенного исследования.

Приведу пример такого мини-исследования:

Тема “МЕДВЕДИ”.

Первый пункт плана исследования, как правило, обозначается карточкой “Подумать!”. Например, подумав, школьники могут сделать следующее заключение о местах обитания медведей: “Медведи живут в тайге или на Севере”. Для того, чтобы зафиксировать это, ученикам надо написать несколько предложение или нарисовать на месте изображение льдин или леса. Рисунок леса будет напоминаем о тайге, а рисунок льдины – о холодном климате на Севере. Далее можно порассуждать о цвете шерсти медведей: медведи бывают бурыми и белыми. Это тоже фиксируется на местах. Далее дети выясняют (задание “Найди в книгах”) чем питаются медведи. На местах можно нарисовать землянику, грибы, корешки, рыбу и другую пищу, которой питаются медведи.

Как показывает опыт, этих кратких записей и несложных значков оказывается достаточно для фиксации несложной информации на короткий срок. Школьники быстро обучаются умению делать такие записи и создавать символы, обозначающие различные идеи.

Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.

В 3-х и 4-х классах продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации, проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания. В процессе обобщения результатов исследования происходит развитие мышления, творческих способностей младших школьников, они учатся выделять главное и видеть второстепенное. Эта работа по степени мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящих ученых.

С 1-го по 3-й класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3–4-х классах многие ученики уже знают какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору.

Тема исследования может быть фантастической, экспериментальной, изобретательской, теоретической. Учащимся начальных классов трудно определить цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу. Помочь им в этом – задача педагога. Главное при этом – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Многие родители не имели возможности участвовать в каких-либо делах своих детей. Я даю им возможность сблизиться, участвую в научно-исследовательской деятельности. Родители вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.

Результаты моей работы уже видны. Все учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, в её назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослыми (с группой) учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание и возможность поделиться результатами своей исследовательской работы. А работы получаются очень интересными. Лучшие исследовательские проекты были представлены на школьной ученической конференции “Шаг в будущее” весной прошлого года и отмечены грамотами и дипломами жюри.

Гордеев Максим представлял свой научно-фантастический проект “Жилой дом будущего”. В своей работе Максим проанализировал историю эволюцию жилища человека, представил фотографии необычных домов мира и сделал свои интересные предположения о том, каким должен быть жилой дом будущего.

А Емельянова Лилия выступила с защитой исследовательской работы по русским народным сказкам, в которой девочка искала ответ на вопрос: “Так ли глуп Иван-дурак?” В результате своего исследования Лиля пришла к очень интересным выводам о том, что Иванушка-дурачок в русских народных сказках – фигура совсем не простая. Он как бы выступает в роли шута, скомороха. А шутовство, дурачество на Руси исстари не только не осуждалось, но и было востребовано. Шуты своими шутками, остротами и выходками не только потешали народ – им было позволено высказывать властьимущим все то, что бы простому человеку и подумать нельзя было. Вот за что юродивых шутов так почитали на Руси. Русский Иван простоват. Не все понимает, ленится, но неожиданно смекалист, казалось бы, в самых безвыходных ситуациях и всегда вознагражден за свою доброту и открытость людям.

Исследовательская работа Емельяновой Лилии заняла 1-е место в данной возрастной категории.

Сейчас у меня 1-й класс. В период обучения грамоте я предложила ребятам поработать над созданием творческого альбома “Разноцветный алфавит”. По мере знакомства с новой буквой ведется оформление соответствующей странички. Такая работа позволяет приобрести коммуникативные навыки, умение работать в группе, положительно сказывается на повышении качества обучения школьников, позволяет реализовать принципы личностно-ориентированного обучения. Работа строится таким образом: кто-то из ребят проявляет свою инициативу и оформляет страничку сам, подбирая соответствующие данной букве ребусы, игры со словами, схемы-модели слов, скороговорки и другой материал. А кому-то нужно работать в паре, в группе. Не все дети умеют найти нужный материал. В этом помогает учитель. Иногда кто-то из группы только и умеет пока обвести букву по трафарету и раскрасить её. Но такая работа, безусловно, воспитывает положительное отношение к учебе.

Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

А сейчас, уважаемые коллеги, разрешите перейти к практической части, которая будет состоять из имитационной игры, в ходе которой мы рассмотрим алгоритм создания учебного исследования, и самостоятельно созданного вами проекта исследовательского занятия.

Покажу, как можно организовать данную работу во 2-м классе на уроке русского языка.

Тема: “Безударные гласные”

Цель: осуществление коллективного исследования проблемы по определенному плану (с соблюдением всех этапов), в процессе которого учащиеся овладевают практическими знаниями исследовательской деятельности.

Оборудование: карточки с названиями отделов: научный, проектный, художественный, информационный, независимые эксперты, листы-заготовки для работы в отделах, сигнальные карточки.

В ходе игры учитель выступает в роли консультанта фирмы.

1 этап (мозговой штурм)

Учитель объявляет тему и цель урока, проводит инструктаж начальников отделов.

Научный отдел – будет заниматься выдвижением гипотез; проектный – построением алгоритма; художественный – представлением проблемы в виде схемы; информационный – сбором информации (подбором конкретных примеров по теме); независимые эксперты будут заниматься индивидуальной работой по разным направлениям.

2 этап (проектирование конкретной деятельности)

Ученики работают в группах отделах.

Научный Мы знаем 6 гласных звуков: а, о, у, ы, э, и.

В корне слова в безударном положении вместо одного гласного слышится другой, следовательно, опасное место (орфограмма) требует проверки правописания.

Проектный
  • Найди орфограмму
  • Выдели корень
  • Подбери однокоренные слова
  • Сравни написание корней в безударном и ударном положениях
  • Напиши правильно
Художественный Грибы – гриб, коты – кот

  

Информационный Лесной – лес, речной – речка, гористый – горы, стена – стены, глаза – глаз.
Независимые эксперты Есть слова с безударными гласными, не проверяемые ударением: корова, огород, горох, солома и др.

3 этан (обмен информацией, тренинг)

Ученики создают группы, в которые входят по одному человеку из каждого отдела. Группы работают по следующему алгоритму:

Алгоритм учебного исследования:

  1. Формулирование проблемы (выявление противоречия между имеющимися знаниями и отсутствием знаний по данной теме).
  2. Формулировка понятия (члены научного отдела).
  3. Алгоритм действия – постановка целей и задач (организация поиска сведений, связанных с разными сторонами данной проблемы – члены проектного отдела).
  4. Схема-формула (члены художественного отдела).
  5. Тренинг (члены информационного отдела).

4 этап (подведение итогов)

На этом этапе происходит защита, систематизация, оценка и отбор лучших проектов.

А теперь, уважаемые коллеги, перейдем к завершающему этапу нашей работы: моделированию, в ходе которого вы выполните самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии урока-исследования.

Предлагаю вам сделать проект урока по окружающему миру (3-й класс) на тему “Без особого труда, но не детская еда”.

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами;
2. Через исследование качественного и количественного состава питательных веществ в различных продуктах, вывести способ выбора рационального питания;
3. Воспитание полезных привычек и внимательного отношения к своему здоровью.

 Оборудование: тетрадь “Проверь себя”, таблицы для исследования количественного состава питательных веществ, этикетки от продуктов питания, карточки с меню, картинки с изображением овощей и фруктов, сообщение о ценности витаминов.

Научный отдел Анализ ситуации и выявление проблемы.

В последнее время на российском рынке появился большой ассортимент продуктов быстрого приготовления: гамбургеры, супы быстрого приготовления, каши-минутки, чипсы, сухарики. Очень часто в рекламе этих продуктов принимают участие дети. Однако, это вовсе не значит, что рацион питания школьника должен состоять из “супов в стакане” и “хот-догов”. Некоторые из этих продуктов дети очень любят, а для тех родителей, которые живут в быстром темпе и не имеют возможности, сил и времени готовить ежедневно “правильную” еду, эти продукты представляются удачным выходом. Но так ли это? Что же представляют собой эти продукты? И всегда ли можно доверять своим вкусовым пристрастиям?

Проектный отдел Цель проекта: Формирование компетентности, личностного совершенствования в условиях многообразия продуктов питания;

Объект исследования – наиболее употребляемые в пищу продукты питания.

Задачи:

  • Проанализировать ситуацию вкусовых предпочтений среди детей и подростков;
  • Расширить теоретическую базу информационного поля по проблемам сохранения и укрепления здоровья школьников;
  • Систематизировать мнения в виде схем и моделей;
  • Организовать обсуждение результатов работы с целью выбора смысловой установки для своих действий.

 Срок реализации проекта – 5 дней.

Этапы проектной деятельности:

I этап: разработка проектного задания

1-й день: Ответить на вопросы:

  • все ли продукты питания полезны?
  • всегда ли вкусное полезно?
  • как ограничить вредное воздействие продуктов питания на организм человека?

II этап: проектировочный

2-й день: Обсуждение плана дальнейшей работы, распределение заданий по группам (информационный отдел)

III этап: реализация проекта

  • 3-й день: Поиск информации (информационный отдел)
  • 4-й день: Анализ и систематизация полученной информации в виде схем, моделей и рекомендаций (художественный отдел)
  • Оформление презентации.

IV этап: заключительный

5-й день: Обсуждение работ учащихся, обмен мнениями по проблеме, принятие решений.