Интегрированный урок биологии и химии в 8-м классе по теме "Организм человека и его строение. Влияние вредных привычек на организм человека"

Разделы: Химия, Биология


Цели урока:

Образовательная: Обобщить и закрепить знания учащихся систем органов, о функциях основных физиологических систем и органов, их образующих, функционирование аппаратов организма как единое целое.

Развивающая: Формировать умения: самостоятельно работать с раздаточным материалом, логически мыслить и оформить результаты мыслительных операций в письменной и устной форме.

Воспитательная: Учить “предвидеть” возможные последствия влияния вредных привычек на организм, содействовать профилактике утомляемости.

Тип урока: урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков.

Вид урока: интегрированный.

Методы и методические приемы: фронтальный опрос, работа у доски, письменная самостоятельная работа, использование компьютера, цифрового микроскопа, групповая работа, интерактивный метод, работа у доски, мини лекции, рассказ, демонстрация опыта.

Список литературы:

  1. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. “Биология. Человек. 8 класс” Москва. Дрофа. 2006 г.
  2. Е.В.Краева “Тесты по биологии” к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина” Биология. Человек. 8 класс” Издательство “Экзамен” Москва 2008 г.
  3. Т.В.Козачек Биология 8 класс. Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина и М.Р.Сапина “Человек”
  4. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова “Поурочные разработки по биологии “Человек” 8 класс. “Вако” Москва 2005.
  5. Журнал “Биология в школе” №5 2008 г.
  6. Журнал “Биология в школе” №6 2006 г.

Оборудование: Торс человека, цифровой микроскоп, компьютер, мультимедийный проектор, экран, тест, лист ватмана, маркер, спирт, яйцо курицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня вам предстоит проверить свои знания по изученным темам: “Клетка”, “Ткани”, “Органы”, “Системы органов”, а также умения работать с тестовыми заданиями, раздаточным материалом.

3. Фронтальный устный опрос по вопросам.

На экране появляются рисунки животной клетки, четыре вида ткани, органы, системы органов.

  1. Назвать органоиды животной клетки.
  2. Перечислить функции органоидов.
  3. Показать по таблице и назвать органы пищеварительного тракта; дыхательной системы; выделительной системы; кровеносной системы; и.т.д.
  4. Назвать основные виды тканей и функции тканей.

4. Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями.

Работать вы будите с индивидуальными бланками тестовых заданий.

(Учитель каждому раздает бланки с тестовыми заданиями.)

На бланках даны вопросы в двух вариантах по 15 вопросов в каждом.

Тестовые задания.

Вариант 1

1. Учение о тканях – это наука:

а) гистология;
б) цитология;
в) эмбриология.

2. Клетка мышечной ткани – это:

а) миоцит;
б) остиоцит;
в) нейрон.

3. Нервная ткань в организме выполняет функции:

а) регуляции процессов жизнедеятельности;
б) передвижения веществ в организме;
в) защиты от механических воздействий.

4. Наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем, - это:

а) физиология;
б) анатомия;
в) гигиена.

5. В грудной полости человека расположены:

а) желудок;
б) почки;
в) пищевод.

6. Группы клеток и межклеточного вещества, выполняющие функции и обладающие сходным строением, - это:

а) орган;
б) система органов;
в) ткань.

7. Основным неорганическим веществом костной ткани является соли:

а) калия;
б) магния;
в) кальция.

8. Сухожилия образованы из ткани:

а) мышечной;
б) соединительной;
в) эпителиальной.

9. Жидкую внутреннюю среду организма образует ткань:

а) эпителиальная;
б) мышечная;
в) соединительная.

10. Хромосомы в клетке участвуют:

а) в синтезе белка;
б) энергетическом обмене;
в) образовании нитей веретена деления.

11. Диафрагма отделяет:

а) грудную полость от брюшной полости;
б) полость тела от брюшной полости;
в) грудную полость от полости таза.

12. Неорганические вещества клетки – это:

а) нуклеиновые кислоты;
б) жиры;
в) минеральные соли.

13. Способность к регенерации наиболее выражена у клеток:

а) мышечной ткани;
б) нервной ткани;
в) эпителиальной ткани.

14. Траспортную функцию в организме выполняет:

а) кровь;
б) жировая ткань;
в) хрящевая ткань.

15. Почки являются основным органом:

а) эндокринной системы;
б) мочевыделительной системы;
в) половой системы.

Вариант 2.

1.Структурной единицей нервной ткани является:

а) нейрон;
б) миоцит;
в) лимфоцит.

2. Наука, изучающая строение организма, его органов и систем, - это:

а) физиология;
б) психология;
в) анатомия.

3. Раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья – это:

а) анатомия;
б) психология;
в) гигиена.

4. В брюшной полости расположены:

а) спинной мозг;
б) печень;
в) легкие.

5. Нервная ткань образована:

а) нейронами;
б) дендритами, аксонами;
в) нейронами и нейроглией.

6. По своей химической природе ферменты – это:

а) белки;
б) жиры;
в) углеводы.

7. Неорганические вещества клетки – это:

а) вода;
б) белки;
в) углеводы.

8. Клетка костной ткани – это:

а) остеоцит;
б) нейрон;
в) миоцит.

9.Органические вещества клетки –это:

а) вода;
б) АТФ;
в) минеральные соли.

10. Рибосомы – органоиды, которые в клетке выполняют функцию:

а) образования вещества, богатого энергией;
б) сборки белковой молекулы;
в) образования нитей веретена деления.

11. Клетки близко прилегают друг к другу в ткани:

а) мышечной;
б) соединительной;
в) эпителиальной.

12. Аминокислоты входят в состав:

а) жиров;
б) белков;
в) углеводов.

13.Свойства мышечной ткани:

а) возбудимость и проводимость;
б) возбудимость и сократимость;
в) только сократимость.

14. Какой из перечисленных типов ткани не относится к соединительной?

а) костная;
б) хрящевая;
в) поперечнополосатая сердечная.

15. Анатомически обособленная часть тела, имеющая четкую структуру и выполняющая определенные функции, - это:

а) клетки;
б) ткань;
в) орган.

5. Групповая работа.

Проводится с заданиями “Рассмотрите рисунок” (1ая группа), “Работа с муляжами” (2ая группа), “Какие утверждения верны” (3 – группа), “Завершите предложения” (4ая группа), “Составьте синквейн” (5ая группа) составьте синквейн понятий: клетка и организм, “Составьте логическую цепочку и формулируйте выводы по уроку” ( 6ая группа).

1. “Рассмотрите рисунок”. На экране появляются рисунки органов и систем органов. Надо перечислить органы и назвать функции систем органов.
2. “Работа с муляжами”. Назвать основные органы и системы органов.
3. “Какие утверждения верны”. Выбрать правильные утверждения.

  1. Органоиды находятся в клеточном ядре.
  2. Лизосомы – это носители наследственной информации.
  3. Кровь относится к соединительной ткани.
  4. В половых клетках содержится 23 хромосом.
  5. Нейрон – эта клетка дыхательной системы.
  6. Эпителиальная ткань образует - жидкую внутреннюю среду организма.
  7. Кровеносная система траспортирует питательные вещества, гормоны и витамины.
  8. Трахея относится к дыхательной системе.
  9. Поверхностная часть клетки – мембрана.
  10. Миоциты - это клетки крови.

4. “Завершите предложения”.

  1. Самой разнообразной по строению и функциям является ткань___________
  2. Обладает свойствами возбудимости и сократимости ткань_______________
  3. Основную часть спинного и головного мозга образует ткань______________
  4. Энергетическими станциями клетки являются__________________________
  5. Главным органом в кровеносной системе является_______________________

5. “Составьте логическую цепочку и формулируйте выводы по теме”.

Сгруппируйте слова логически и предложите их местонахождение в заданной схеме (схема готовится учителем до урока; состоит из отдельных блоков).В ходе работы открываются все блоки схемы. Учащиеся составляют рассказ по схеме, связывая все слова логически.

Молекулы – клеточные органоиды – клетки – ткани – органы – системы органов – организм.

Ребята, сегодня на уроке вы узнали, что организм единое целое и при нарушении работы одной клетки ведет к нарушению всего организма. На экране дается определение алкоголя.

Алкоголь – любой напиток, содержащий токсическое вещество – этанол. В небольших количествах он действует на организм как стимулятор, в больших дозах угнетает деятельность организма. Особенно опасно употребление алкоголя в сочетании с другими психоактивными веществами – как никотин, наркотики.

Мини – лекция (выступает учащийся)

Алкоголь содержится в пиве, вине, шампанском, водке. В одной порции различных алкогольных напитков содержится примерно одинаковое количество чистого алкоголя (равное 15 мл.): в банке пива его столько же, сколько и в 150 мл вина и 40 мл водки. Попадая в кровь, алкоголь замедляет реакции, нарушает двигательные функции, снимает ощущение опасности, приводит к нарушению сокращения мышц, слуха, зрения, обоняния, вкуса. Употребление алкоголя часто становится причиной несчастных случаев и преждевременной смерти. Помимо этого в результате длительного употребления алкоголя.

- снижается сопротивляемость организма к инфекциям;
- появляется раздражение желудка и язва;
- повышается кровяное давление и может привести к инсульту;
- происходят необратимые изменения в печени и мозге;
- наступает деградация личности;
- нарушаются функции внимания, памяти, мышления, что приводит к снижению учебных результатов, отставанию, прогулам и исключению из школы или увольнению с работы.

Учитель: при постоянном употреблении алкоголя нарушается работа всех органов.

Демонстрация опыта “Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя”

Цель опыта: убедить учащихся, что спирт губительно действует на белки, разрушая их структуру и свойства.

Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, в другую столько же спирта 80-90%.

Результат опыта: в первой пробирке белок растворился, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушается структура и свойства белка, его функции.

Учитель: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?

Ответ. Белки клетки начинают разрушаться, что ведет к нарушению работы всех клеток органов.

Учитель: Только ли алкоголь оказывает вредное воздействие на организм?

Уч-ся: Одним из самых вредных и древних привычек является – курение.

Учитель: Мы привыкли говорить, что курение вредит здоровью, оказывает пагубное влияние на организм, а какие последствия курения вы знаете?

Мини-лекция учащихся:

Курение влияет 1) на сердце, сужая кровеносные сосуды, делает его работу по перекачиванию крови более трудной и приводит к возникновению инсульта и инфаркта; 2) на легкие: затрудняет нормальное дыхание, около половины вдыхаемого дыма остается в легких после выдоха, и частички, которые задерживаются, прикрепляются к легким, их количество нарастает, повышается риск заболевания раком легких; 3) на внешность: курение оставляет желтизну на зубах и пальцах, приводит к появлению преждевременных морщин; одежда, волосы и дыхание приобретают неприятный запах табака.

Учитель: Да, вот неполный список тех пагубных воздействий, которые оказывает курение. В чем же причина? Давайте, ребята, посмотрим состав табачного дыма.

На экране Состав табачного дыма

Никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензопирин, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец210, муравьиная, синильная кислоты, ядовитые газы (сероводород, угарный, углекислый газ) и др. химические соединения.

Наиболее ядовитые из них никотин, синильная кислота.

Учитель: Демонстрация опыта “Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина”

Цель опыта: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нем наличие кислот и никотина.

Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка темно-коричневого цвета осталась часть смол никотина, образующихся при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.

Вывод. Вы видите, что проблемы эти носят глобальный характер. В разных странах по-разному борются с этим злом. Большое значение имеют рекламы. В наше время модно быть здоровым. Какую рекламу предложили бы вы?

Показ заранее подготовленных реклам здорового образа жизни.

Учитель: Мы узнали и увидели, что нарушение функций даже на клеточном уровне при употреблении вредных веществ нарушает целостность и функциональные особенности всего организма.

Презентация.