Цели:
- Закрепить все изученное по теме.
- Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответ товарищей.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.
Ход урока.
Эмоциональный настрой. Ученики отвечают на вопрос: Что я жду от этого урока?
1. Актуализация знаний.
«Да и нет» (если ученик согласен с утверждением, он ставит + (да), если хоть в чем-то не согласен, ставит – (нет)).
- Придаточные обстоятельственные предложения относятся ко всему главному предложению или к словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель действия и др.
- Придаточные обстоятельственные предложения имеют те же значения что и обстоятельства в простом предложении, и отвечают на те же вопросы (где?, куда?, почему?, с какой целью?, как?, когда? и др.).
- Придаточные обстоятельственные предложения соединяются с главным предложением при помощи союзов и союзных слов.
- Чтобы определить значение СПП с придаточными обстоятельствами, нужно:
- найти главное и придаточное предложения;
- поставить вопрос от главного предложения к придаточному;
- определить, к чему относится придаточное предложение (ко всему главному предложению или к одному слову в главном);
- обозначит союз.
- Придаточное обстоятельственное времени соединяются с главным при помощи союзов когда, пока, два, как только, в то время, как и отвечают на вопросы когда?, как долго?, с каких пор?
- Придаточные обстоятельственные причины соединяется с главным при помощи союзов если, когда, коли (коль), раз и отвечают на вопросы почему?, отчего?
- Придаточные обстоятельственные условия соединяется с главным при помощи союзов чтобы, для того, чтобы, с тем, чтобы и отвечают на вопросы при каком условии?
- Придаточные обстоятельственные образа действия и степени соединяется с главным при помощи союзов как, насколько, поскольку и отвечают на вопросы каким образом?, в какой мере или степени?
- Придаточные обстоятельственные уступки имеют значение уступки, т.е. события, вопреки которому произошло то, о чем говорится в главном предложении.
- Придаточные обстоятельственные следствия имеют значение следствия того, о чем говорится в главном предложении.
2. Работа в группах (по рядам).
Задание
«Турнир ораторов»
Ребята из каждой группы готовят сообщения по предложенной теме. Оценивается не только знания, но и умение говорит связно, доказательно.
Первый ряд.
Виды сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными времени, причины, условия.
Второй ряд.
Виды сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными места, цели, образа действия и степени.
Третий ряд.
Виды сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными сравнения, уступки, следствия.
3. Работа в группах постоянного состава.
Игра «Узнай личность»
Ведущий зачитывает справку, из которой учащиеся определяют вид придаточного обстоятельственного.
Первая группа.
Это придаточное обстоятельственное соединяется с главным предложением при помощи союзов хотя, пускай, несмотря ни, как ни и отвечают на вопросы несмотря на что?, вопреки чему?. (придаточное обстоятельственное уступки)
Вторая группа.
Это придаточное обстоятельственное соединяется с главным предложением при помощи союзов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где?, куда?, откуда?. (придаточное обстоятельственное места)
4. Базар головоломок.
Ученики дома составляют кроссворды, чайнворды, домино, викторину, ребус, а на уроке разгадывают их. Разрешается пользоваться учебником.
5. Практическая работа.
Первая группа.
Определите вид придаточного предложения: Там, где еще не сняли травы, ветерок шершавил земной травяной шелк.
- Изъяснительное
- Определительное
- Места
- Цели
- Сравнительное
Вторая группа.
Определите вид придаточного предложения: Но насыпь в том месте была так высока, что слониха не решилась спуститься вниз.
- Изъяснительное
- Причины
- Цели
- Образа действия
- Уступки
6. Аукцион.
Готовятся лоты для учащихся всего класса по заданной теме. Для проведения игры нужен гонг, деревянный молоток.
Ведущий ведет аукцион: задает вопросы, комментирует и оценивает ответы, определяет победителя. Побеждает ученик, набравший наибольшее количество фишек.
Вопросы:
- Какие признаки сложноподчиненного предложения?
- Как определить главное и придаточное предложения?
- Отражены ли в названии различия главного предложения от придаточного?
- Чем похожи и чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?
- Как отличить союз от союзного слова?
- Определите вид придаточного предложения: Если поэт живет в ладу со своим родным языком, силы поэта удесятеряются. (на доске)
- Перечислить виды сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными.
- Назвать, при помощи каких союзов соединяются придаточные предложения цели с главным?
- Назовите, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные сравнения?
- Назовите, какое значение уточняет придаточное причины?
7. Рефлексия проводится в форме игры «Эстафета».
По знаку учащиеся записывают все, что узнали по этой теме, не проверяясь, на лист бумаги, который передается от ученика к ученику.
Домашнее задание.
Подготовиться к зачету (устно) или к диктанту (письменно).