Открытый урок "Виды сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Закрепить все изученное по теме.
  2. Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответ товарищей.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Ход урока.

Эмоциональный настрой. Ученики отвечают на вопрос: Что я жду от этого урока?

1. Актуализация знаний.

«Да и нет» (если ученик согласен с утверждением, он ставит + (да), если хоть в чем-то не согласен, ставит – (нет)).

  1. Придаточные обстоятельственные предложения относятся ко всему главному предложению или к словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель действия и др.
  2. Придаточные обстоятельственные предложения имеют те же значения что и обстоятельства в простом предложении, и отвечают на те же вопросы (где?, куда?, почему?, с какой целью?, как?, когда? и др.).
  3. Придаточные обстоятельственные предложения соединяются с главным предложением при помощи союзов и союзных слов.
  4. Чтобы определить значение СПП с придаточными обстоятельствами, нужно:
  5. найти главное и придаточное предложения;
  6. поставить вопрос от главного предложения к придаточному;
  7. определить, к чему относится придаточное предложение (ко всему главному предложению или к одному слову в главном);
  8. обозначит союз.
  9. Придаточное обстоятельственное времени соединяются с главным при помощи союзов когда, пока, два, как только, в то время, как и отвечают на вопросы когда?, как долго?, с каких пор?
  10. Придаточные обстоятельственные причины соединяется с главным при помощи союзов если, когда, коли (коль), раз и отвечают на вопросы почему?, отчего?
  11. Придаточные обстоятельственные условия соединяется с главным при помощи союзов чтобы, для того, чтобы, с тем, чтобы и отвечают на вопросы при каком условии?
  12. Придаточные обстоятельственные образа действия и степени соединяется с главным при помощи союзов как, насколько, поскольку и отвечают на вопросы каким образом?, в какой мере или степени?
  13. Придаточные обстоятельственные уступки имеют значение уступки, т.е. события, вопреки которому произошло то, о чем говорится в главном предложении.
  14. Придаточные обстоятельственные следствия имеют значение следствия того, о чем говорится в главном предложении.

2. Работа в группах (по рядам).

Задание

«Турнир ораторов»

Ребята из каждой группы готовят сообщения по предложенной теме. Оценивается не только знания, но и умение говорит связно, доказательно.

Первый ряд.
Виды сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными времени, причины, условия.

Второй ряд.
Виды сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными места, цели, образа действия и степени.

Третий ряд.
Виды сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными сравнения, уступки, следствия.

3. Работа в группах постоянного состава.

Игра «Узнай личность»

Ведущий зачитывает справку, из которой учащиеся определяют вид придаточного обстоятельственного.

Первая группа.
Это придаточное обстоятельственное соединяется с главным предложением при помощи союзов хотя, пускай, несмотря ни, как ни и отвечают на вопросы несмотря на что?, вопреки чему?. (придаточное обстоятельственное уступки)

Вторая группа.
Это придаточное обстоятельственное соединяется с главным предложением при помощи союзов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где?, куда?, откуда?. (придаточное обстоятельственное места)

4. Базар головоломок.

Ученики дома составляют кроссворды, чайнворды, домино, викторину, ребус, а на уроке разгадывают их. Разрешается пользоваться учебником.

5. Практическая работа.

Первая группа.
Определите вид придаточного предложения: Там, где еще не сняли травы, ветерок шершавил земной травяной шелк.

  1. Изъяснительное
  2. Определительное
  3. Места
  4. Цели
  5. Сравнительное

Вторая группа.
Определите вид придаточного предложения: Но насыпь в том месте была так высока, что слониха не решилась спуститься вниз.

    1. Изъяснительное
    2. Причины
    3. Цели
    4. Образа действия
    5. Уступки

6. Аукцион.

Готовятся лоты для учащихся всего класса по заданной теме. Для проведения игры нужен гонг, деревянный молоток.

Ведущий ведет аукцион: задает вопросы, комментирует и оценивает ответы, определяет победителя. Побеждает ученик, набравший наибольшее количество фишек.

Вопросы:

  1. Какие признаки сложноподчиненного предложения?
  2. Как определить главное и придаточное предложения?
  3. Отражены ли в названии различия главного предложения от придаточного?
  4. Чем похожи и чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?
  5. Как отличить союз от союзного слова?
  6. Определите вид придаточного предложения: Если поэт живет в ладу со своим родным языком, силы поэта удесятеряются. (на доске)
  7. Перечислить виды сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными.
  8. Назвать, при помощи каких союзов соединяются придаточные предложения цели с главным?
  9. Назовите, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные сравнения?
  10. Назовите, какое значение уточняет придаточное причины?

7. Рефлексия проводится в форме игры «Эстафета».

По знаку учащиеся записывают все, что узнали по этой теме, не проверяясь, на лист бумаги, который передается от ученика к ученику.

Домашнее задание.

Подготовиться к зачету (устно) или к диктанту (письменно).