Закрепление и систематизация пройденного материала. "Экологическая катастрофа"

Разделы: Начальная школа, Экология


Тип урока: нетрадиционный - обобщение изученного материала.

Форма урока: КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ.

Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.

Оборудование: доска-1 на стене, компьютер, тесты, наборные полотна, конверты-помощники, рисунки растений, животных, природных объектов, карта – полушарий - планета Земля в руках “ маленьких детей”; плакаты “Рыбе – вода…”, “Берегите эти земли...”, сигнальные карточки-“пульты управления” - 30 штук, отметки “солнышко”, “тучка”; маркеры; видеомагнитафон, видеофильм “Экология”, магнитофон, Фонограмма, очаги “экологических катастроф”; 30 жилетов – зеленого, синего, красного цвета, эмблемы – 30 штук.

Цель урока: опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека:

1)   способствовать воспитанию бережного отношения к природе;
2)   содействовать осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе;
3) развивать экологическое мышление, формировать экологическую совесть.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

- Здравствуйте, друзья!

Я вижу, все готовы к полету в страну ЭКОЛОГИЯ!

II. Тема заочного экстренного вылета: “Экологическая катастрофа”.

Я – руководитель полета. Зовут меня Тамара Васильевна.

Вы - экипажи, непосредственные участники службы МЧС.

Ребята, все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матушке, голубой от океанов, зелёной от лесов, жёлтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи, увы, остающейся

По-детски беззащитной перед… нами, перед варваром-Человеком. Получив неограниченную власть, люди считают себя “венцом природы”, они забыли, что сами являются её скромной частицей.

Ребята, как вы думаете, животные, птицы, рыбы, растения проживут без человека или нет?

(Дети отвечают – “да” или “нет”).

А вот современный русский писатель Виктор Астафьев горестно восклицает (фонограмма):

“Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого”. Это “золотые слова”, я думаю, вы согласны с его мнением.

Я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма о последствиях деятельности человека в природе. (Демонстрация фильма).

Чтобы этого не случилось, мы сегодня на уроке, на протяжении всего полёта должны помочь нашей Земле устранять очаги экологической катастрофы.

Ребята, сможете по форме, по цвету этих очагов догадаться, что мы сегодня будем охранять, какие экологически неблагоприятные очаги, возникшие по вине человека, будем устранять?

Задачи и цели нашего полета:

Каждый экипаж по прибытию на место экологической катастрофы должен:

1. Выяснить причину катастрофы.

2. Проявляя экологическую совесть, развивая в себе экологическое мышление, осознавая всю ответственность, принять правильное решение для её устранения.

3. Дать свои рекомендации всем людям, чтобы эти катастрофические ситуации никогда не повторялись.

Командиры экипажей подойдите ко мне и получите задания.

(Каждый экипаж получает документы: тесты для работы, карту – место прибытия - “Планета Земля”- “очаги катастрофы”, наборное полотно для записей причин катастроф, рекомендации по защите нашей планеты; конверты с рисунками растений и животных).

ИТАК, СЛУШАЕТЕ УСЛОВИЯ ИГРЫ-КОНКУРСА:

Внимание!!! - Для тех экипажей, которые самостоятельно не смогут справиться с заданиями, приготовлен “ЖЕЛТЫЙ КОНВЕРТ - ПОМОЩНИК”, который вы можете получить у меня. Но экипаж, использующий этот “Конверт”, получает отметку на балл ниже при подведении итогов.

Ребята, часть планеты закрыта красными полосками бумаги, которые символизируют экологически неблагоприятные районы, куда прибывают все сотрудники Центра управления полетом, члены МЧС. Сотрудники управления полетом – это я и те экипажи, которые еще не вылетели на экстренные задания. Они проверяют и оценивают работу. Например, если экипаж № 1 выполняет задание – тест, то 2 и 3 экипажи в это время становятся экспертами. Если 1 экипаж правильно выполняет задание, эксперты подтвердят правильность ответа, показывая зелёный сигнал на пультах управления, а я - командир полета, - “солнышко”, тогда можно открыть участки №1,№2,№3, №4 как бы очищая, избавляя, нашу планету Земля от очагов экологической катастрофы. Если же вы ответили неправильно, эксперты покажут красный сигнал, а я - “тучку” и вы не сможете открыть эти красные полоски.

Все члены экипажа получат отметку “5”, если Земля полностью очищена, защищена, то есть, нет красных пятен. Отметку “4”, если остаются незначительные очаги экологической катастрофы – красные пятна. Отметку “3”, если экипажу большую часть нашей Планеты не удалось избавить от очагов экологических катастроф.

Всем ли понятны цели, задачи и правила игры? Все ли ребята согласны с ними?

ПРИСТУПАЕМ! На первое экстренное задание вызывается экипаж № 1.

Устранить очаг № 1.

1.   Чем дышит всё живое на Земле?

а) угарным газом;
б) воздухом;

Внимание – эксперты!

2.   Каким должен быть воздух для дыхания?

-  пыльным;
- угарным;
-  чистым;
-  грязным;

Внимание! Эксперты оцените работу. Убрать или оставить очаг № 1?

ВНИМАНИЕ! На очаг № 1 вызывается экипаж № 2.

Какая деятельность человека может быть причиной загрязнения воздуха? Найдите правильный ответ:

-  сажать деревья;
- выбрасывать отработанные газы, дым заводов и фабрик в атмосферу;
- использовать автомашины, выделяющие выхлопные газы;

ВНИМАНИЕ! Эксперты оцените ответ второго экипажа. Убрать или оставить очаг № 1?

Третий экипаж. Очаг № 1.

Всегда ли человек к природе относится как к другу?

Какое правило поведения в природе вам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом?

- не вытаптывать луга;
- не собирать букетов в дикой природе;
- вырубать леса.

Можно добавлять изменять слова к предложенным вариантам ответов или зачеркивать неправильные ответы при помощи маркеров.

ВНИМАНИЕ! Эксперты оцените работу, убрать или оставить очаг № 1?

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВСЕМ ЭКИПАЖАМ – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “ЭГОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА” - самомассаж. (Учитель показывает, дети повторяют все элементы самомассажа).

Сейчас для зарядки мы будем использовать целебную силу звуков.

Повторяйте звуки /М_М_М_/, /Н_Н_Н/, /Ш_Ш_Ш/, /А_О УМ - А О УМ - А О УМ/.

Все ли экипажи зарядку провели успешно и получили необходимый заряд энергии? Счастливого дальнейшего вам полета!

На очаг № 2 отправляется экипаж №1.

НАЙДИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1.   Является ли шум загрязнителем окружающей среды? Подчеркните правильный ответ.

- Да;
- Нет.

Готов экипаж к ответу? Эксперты!?

2. Какие источники шума вы знаете, которые могут повредить здоровью человека и животных? Найдите правильный ответ.

- спокойная музыка;
- крик;
- шелест листвы;
- звуки взрывов;

Внимание! Эксперты оцените ответ.

Убрать или оставить очаг № 2?

Экипаж № 2. Очаг № 2.

Какие источники шума вы знаете, которые не вредят здоровью человека и животных?

- пение птиц в парке;
- выстрел из ружья;
- шум волны;
- тихая музыка.

Внимание! ЭКСПЕРТЫ оцените ответ. Убрать или оставить очаг № 2?

Экипаж № 3. Очаг № 2.:

Какое правило поведения в природе по отношению к животным вам надо знать и выполнять?

- ловить животных;
- пугать животных;
- кричать в лесу, на лугах, близ водоемов и так далее;
- трогать птичьи гнезда;
- трогать детенышей животных;

Внимание! Эксперты оцените ответ. Убрать или оставить очаг № 2?

МЫ ПРИЛЕТЕЛИ В НАШУ РЕСПУБЛИКУ ТАТАРСТАН

Третий очаг экологической катастрофы все экипажи будут устранять одновременно. Экспертом буду только я.

1.   “Где больше всего воды на Земле: в речке, в море, в ручьях, в океанах, в реках?

С этим последним заданием завершился наш полет. Сейчас мы работу продолжим в центре управлении полётом.

А теперь я вам предлагаю работу на компьютере. Давайте все вместе создадим нашу эмблему, символ по сохранению природы нашей Республики Татарстан. И только после этого мы можем убрать последние очаги экологических катастроф № 4 каждого экипажа.

Давайте все вместе посмотрим, что еще нам надо охранять? Какие очаги экологической катастрофы устранять? /Охрана растений, охрана водоемов, охрана воздуха/.

ТОГДА БУДЕТ ХОРОШО И ЖИВОТНЫМ И ЛЮДЯМ НА НАШЕЙ Земле!!!

Ребята, я буду художником, а вы – мозговым центром, согласны? Предлагайте, как можно выразить в рисунке главную проблему на уроке, какую эмблему, какой символ нашего урока мы можем нарисовать на компьютере?

Что вы почувствовали, когда очищали нашу Землю? Что почувствовали, когда очистили большую часть Земли от очагов экологических катастроф?

Ребята, как вы думаете, а что почувствовала наша Планета, когда мы ей помогли, защитили? Как мы это нарисуем?

(Дети предлагают свои варианты рисунка).

(Если останется время – предложить задания

“Сохранение водоемов Республики Татарстан”).

Экипаж № 1.

Что вы посоветуете всем людям на земле ТАТАРСТАНА по сохранению чистоты наших водоемов и поверхности земли?

1) сливать отходы заводов и фабрик в водоемы;
2) выбрасывать мусор в водоемы;
3) заботится о водоемах.

Внимание! Эксперты оцените ответ. Убрать или оставить очаг № 3?

Экипаж № 2

Какую воду используют растения, животные и человек – пресную или солёную?

Внимание! Эксперты оцените ответ.

Экипаж № 3.

Что можете посоветовать всем людям на земле ТАТАРСТАНА по сохранению чистоты наших водоемов и поверхности земли?

1.     Не допускать аварий при перевозке нефти.
2.     Очищать речки от мусора;
3.     Мыть машины у водоемов;

Внимание! Эксперты оцените ответ.

ИТОГ УРОКА: Какую проблему сегодня мы решали на уроке? С какой бедой мы боролись?

Дети отвечают:

В течение урока мы устраняли очаги экологической катастрофы, которые возникают по вине человека, в результате его хозяйственной деятельности.

Придумали свою эмблему, символ по охране природы.

Какой главный вывод для себя мы сделали?

УЧИТЕЛЬ: прочитаем стихотворение:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы –
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Давайте вместе скажем слова М.М. Пришвина:

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!

Самоанализ урока