Цели и задачи урока: познакомить ребят с особенностями ЭГП страны, ее природными условиями и ресурсами, бытом, обычаями и нравами японского народа.
Оборудование: слайды, видеофильм «Один день из жизни японца», иллюстрации и фотографии, слайд-презентация, тест по теме, японская музыка (Приложение 2).
Организация учебной деятельности
Вступление учителя: Пестрый и яркий
земной шар! Пылинка во Вселенной! Перед нами
многоцветный мир стран, каждая из которых
отличается особенностями развития, природой,
традициями. Сегодня на уроке мы с Вами совершим
путешествие в страну, где пальто подает женщина,
а не мужчина, где есть только слово «да», и нет
слова «нет». Руль в машине с правой стороны, где
автомобиль при появлении хозяина начинает
вилять стальным хвостиком – антенной. Здесь
пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а
белый цвет является цветом траура. Название этой
страны в переводе с языка народа, проживающего в
ней, Дай Ниппон, что означает Страна восходящего
Солнца. О какой стране идет речь, вы уже наверное
догадались?
Япония – страна восходящего Солнца. Сегодня мы с
Вами на уроке познакомимся с особенностями ее
ЭГП, природными условиями и ресурсами, бытом,
обычаями и нравами ее удивительных жителей,
приобщимся к культуре и проживем вместе с
японцами целый день. А будем мы с Вами гайдзинами
– так называют японцы иностранцев, прибывших в
страну. Во время выступления учителя и учащихся
вы заполняете конспект в тетради, а по окончании
урока по данной теме Вам будет предложен тест.
Итак, перед Вами
Блок I. «Визитная карточка страны»
На экране высвечивается название «ЯПОНИЯ» и идет презентация, выполненная учеником (Приложение 1).
S = 372 тыс. км2
Идет сравнительная характеристика Японии с государствами Европы:
S Германии = 357 тыс. км2
S Италии = 301 тыс. км2
S Финляндии = 337 тыс. км2
S России = 17,1 млн. км2 – это в 45 раза больше
площади Японии, но зато численности населения –
Н =125 млн. человек, Россия опережает ее на 18,5 млн.
человек.
Япония – страна-архиппелаг. В ее состав входит 4000
островов, крупные из которых называются
Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку. Омывается водами
Японского и Восточно-Китайского морей, Тихого
океана. Ее островное положение долгое время
охраняло ее от проникновения извне, и
способствовало формированию ее своеобразной
культуры. Географическое положение менялось во
времени. Ранее Япония находилась на периферии,
вдали от главных мировых экономических центров
Европы и Америки. Теперь она занимает
центральное положение в очень быстро
развивающемся Азиатско- Тихоокеанском регионе.
Тихий океан часто называют «Атлантикой ХХI» века,
имея ввиду особую роль Атлантического океана в
мировой экономике. Особенности ее ЭГП отразились
на гербе и флаге страны.
Флаг представляет собой белое полотнище,
символизирующее мир, спокойствие и безопасность.
Красный круг в центре флага – это восходящее
солнце, которое в Японии считают символом
императорской власти.
Гербом страны стало изображение национального
цветка – хризантемы с 16 лепестками (число 16 в
Японии считается магическим).
На экране мультимедиа появляются живописные
японские ландшафты, по красоте которых она
занимает одно из 1 мест:
Небольшая по площади страна так похожа на
караван гор, прокладывающий себе путь через
пустыню океана. «Путь гор» – одно из толкований
древнего имени этой страны Ямато – Япония.
Блок II. «Природные условия и ресурсы»
Выступление учащегося: 80 % территории страны занимают горы. Самая высокая вершина Японии, знаменитая гора Фудзияма – один из 67 действующих вулканов. Извержения огнедышащих гор поражают человека своей красотой и мощью, грозной картиной стихии, скорбным перечнем жертв, но никогда не вызывают враждебного отношения к природе. Хребет Хида образно называют «японскими Альпами», находящимися на о. Хонсю. По природным условиям Японию образно называют «бамбук, покрытый шапкой снега», т.к. о. Хонсю лежит в УКП, где зимой выпадает снег, а остальная территория лежит в теплом субтропическом климате. Красота в Японии возведена в культ. Не большое количество благоприятных для жизни людей пространства, одна из которых долина Канто, способствовала возникновению искусства выращивания карликовых садов – бонсай. Один из самых любимых праздников в Японии – цветение сакуры – японской вишни, отличающейся от нашей только розоватыми лепестками. Поклонению перед природой, ее обожествлением воспитывает синтоизм, религия, которой не нужны книги.
Блок III «Национальные традиции японцев»
Выступление учащегося о религии
японцев – синтоизме и буддизме. Синтоизму нельзя
научить: в нем нет ни описания, ни догм, ни
пророков. Традиции передаются только через
церемонии, куда приглашаются ками – духи –
загадочные и бесхитростные, ками Солнца и ветра,
рек и деревьев, гор и камней, духи, которых нужно
постоянно ублажать. Когда у человека праздник –
рождение ребенка, свадьба – он идет в
синтоистский храм, когда горе – в буддистский
храм. Эти две религии мирно уживаются друг с
другом и мирно уживаются друг с другом.
Далее идет слайд-презентация национальной
одежды – КИМОНО. Ученица надевает кимоно и
рассказывает о ее предназначении и изготовлении.
Затем идет выступление учащегося о
чайной церемонии, которая является
эстетическим обрядом. Культ чая был заимствован
из Китая. Знамениты 4 принципа чайной церемонии:
гармония «ВА», почтительность» КЭЙ», чистота
«СЭЙ» и тишина, покой «СЭКИ» были сформулированы
Сюко Муратой в конце ХV в. Чайная церемония как
одно из величайших явлений сформировалось в
тяжелое, смутное для страны время, когда
междоусобные войны делали жизнь невыносимой.
Созданная великими мастерами, чайная церемония с
ее философией и эстетикой, стремилась
противопоставить этой безысходности поклонение
красоте. Церемония проходила в чайном домике с
прилегающим к нему садом и была воплощением
изысканности, простоты и гармонии. Низкий вход в
чайную комнату, высотой в 60 см, заставлял
склоняться входящего, независимо от ранга и чина,
говоря о том, что здесь все равны. В интерьере
чайной комнаты самым важным элементом считалась
ниша – токонома, где помещался свиток с
живописью и ставился букет цветов, курительница
с благовониями. Букет должен быть составлен по
принципу единства контрастов, очень часто это
был один цветок или одна ветка. Во время чайной
церемонии нельзя было говорить о повседневных
делах или проблемах, здесь говорили лишь о
красоте свитка, об изящности сосновой ветки, о
естественной величавости чайной церемонии.
Япония – однонациональная страна, где 99% –
японцы, пришедшие сюда за 7–8 тыс. лет до н. э. из
Китая и Филиппинских островов и 1% – айны.
Японский язык относится к особой языковой
группе. Японский язык мелодичен, и не случайно
его называют «итальянским языком Востока».
Японцы пишут, как и китайцы, сверху вниз. У
японцев особое стихосложение, называемое хайку.
Гляжу
Опавший лист летит,
То бабочка была.
Что же миру дала Япония? Одним из удивительных
творений японцев является «икебана» – японская
аранжировка цветов. Это слово означает сразу
несколько понятий: «пробудить растение к новой
жизни», «создание композиций из растений и
цветов».
До 16 века японские императоры проводили политику
самоизоляции. Японский воин, защищая своего
господина, никогда не сдавался в плен, подвергая
свою жизнь смерти с помощью харакири. На экране
появляется слайды о самураях.
Япония – это страна, самой первой в этом регионе
перешедшая к 1 типу воспроизводства, где
естественный прирост составляет 4 человека на
1000жителей. В этой стране самая высокая средняя
продолжительность жизни: 78 лет, для мужчин – 72
года и женщин – 86 лет. 4000 японцев перешагнули
рубеж в 100 лет. В чем же причины японского
долголетия? Одной из причин является занятия
спортом, такими играми, как сумо, каратэ, айкидо и
дзюдо.
А теперь давайте посмотрим фрагмент видеофильма
«Один день из жизни японца» и ответим на вопрос: А
каково социальное положение женщины в Японии?
Чем они питаются? Чем занимаются в свободное
время?
А теперь давайте повторим японские термины.
На экране появляются японские термины, и дети
вспоминают их значение.
Для закрепления материала ребятам предлагают
ответить на вопросы теста. (Приложение 3)
Заключительное слово учителя: Итак, мы сегодня узнали, что Япония – страна, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни земли, ни полезных ископаемых, достигли таких экономических высот, что многие живущие на планете могли бы позавидовать им. Так в чем же секрет? Может в том, что каждый японец очень любит свою страну, любит всех, кто на ней живет, а может воинственный путь «бусидо» ведет нацию вперед? А может это любовь ко всему красивому, что дала природа – мать. Не сдаваться, не отступать, не быть побежденным. Так давайте, и мы будем следовать этому примеру и сделаем нашу страну процветающей.