Создание современной предметно-развивающей среды в группе, работающей по системе Марии Монтессори

Разделы: Работа с дошкольниками


Ученые, занимающиеся вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста, считают: построение предметной - пространственной развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдение взрослого. Актуальность проблемы в организации современной развивающей среды не подлежит сомнению.

Я, Белоноженко Ольга Геннадьевна воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР - д\с №41 “Мишутка” ГО ЗАТО Большой Камень Приморского края работаю в разновозрастной группе по системе Марии Монтессори, где деятельность детей проходит в нескольких помещениях: класс оснащен дидактическими материалами предоставляющий ребенку условия для “самовоспитания и самообучения”, и помещения, о которых мы вам расскажем подробнее.

Организуя развивающую среду в нашей группе, мы руководствовались психолого - педагогическими аспектами и принципами создания современной развивающей среды.

Первый этап. Мы сделали ремонт, думая об эстетической направленности в организации пространства, соблюдая, единый стиль, с помощью родителей стены были оштукатурены и окрашены/

(Рисунок 1).

Учитывая, что цвет влияет на эмоциональное состояние ребенка, а, следовательно, и на интеллектуальное развитие использовались теплые тона.

(Рисунок 2).

Недостаточно освещенные места под окнами были высветлены и оформлены яркими световыми пятнами, для поднятия настроения. Так образовался “уголок настроения”.

(Рисунок 3).

Второй этап. Закупили мебель, изготовленную по заказу, отвечающую гигиеническим требованиям: в группе 3 стола разные по цвету, которые помогают детям ориентироваться во время приемов пищи оранжевый и синий столы для кормления, а желтый для творческих работы. Все столы регулируются по высоте, учитывая рост детей. Во время праздников 3 стола собираются в один большой. Столы удобны в использовании, безопасные края закреплены резиновым кантом. Приобрели открытые стеллажи, не загромождающие помещение, а исполняющие роль разделителей пространства. Цветовая гамма мебели сочетается с интерьером группы.

(Рисунок 4).

Третий этап - организация раздевалки.

Оборудование: шкафчики, скамейки. Информационные стенды для взрослых: рубрики “Рабочие находки”, “Читай-ка”, “Калейдоскоп”, “В мире интересного”, “Праздничная страничка”. Выставка детских творческих работ, где каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость.

(Рисунок 5).

Мягкая мебель для отдыха, мини - зимний сад.

(Рисунок 6).

Размеры раздевалки позволяют размещать оборудование для развития двигательной активности. Батут для малышей, используемый в период летних, зимних каникул, период адаптации.

(Рисунок 7).

Пластины размером 50х50. С помощью пластин строят разные конструкции в виде домов, замков, коттеджей и т.д., где уединяются.

(Рисунок 8).

Переносная дом – палатка место, в котором можно побыть одному, помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению.

(Рисунок 9).

Цель:

  • Закрепление навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, желания помогать друг другу.
  • Закрепление коммуникативных навыков, умение приветствовать друг друга и прощаться друг с другом, обращаться друг к другу за помощью.

Растения используются в качестве интерьерных украшений. Обстановка создаёт уют, позволяет отдохнуть и уединиться в зеленом уголке.

Четвертый этап. Учитывая индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, групповое помещение было поделено на центры.

Центр “Юный конструктор”. Расположен на стеллаже, который разделяет пространство на центры (творческий и игровой). Изготовлен с учетом разновозрастной группы, имеет вид лесенки, свободный подход, позволяют свету и воздуху беспрепятственно проникать во все уголки помещения, дает возможность наблюдать ребенка в процессе его деятельности на расстоянии.

Оборудование: мозаики крупные, средние и мелкие, конструкторы типа “Лего” крупные и мелкие: пазлы, игры, “Уникуб”, логические кубы, лото и др.

(Рисунок 10).

Цель:

  • Развитие пространственного мышления, пальцевой моторики, творческой инициативы.
  • Совершенствование навыка работы по заданной схеме, модели, чертежу.
  • Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Передвижная книжная полка “Здравствуй книжка”.

Оборудование: детские книги, 2-3 детских журнала, словари. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки и др. Сказки, стихи, рассказы собственного сочинения.

(Рисунок 11).

Цель:

  • Освоение родного языка.
  • Воспитание духовной культуры.
  • Воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному городу.

Центр “Учимся строить”.

Оборудование: Крупный строительный конструктор. Средний строительный конструктор. Мелкий строительный конструктор. Тематические строительные наборы: “Город”, “Мосты”. Пластины 50х50. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей, животных, макеты деревьев и кустарников, дорожные знаки). Транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, специальный транспорт).

Простые схемы и алгоритмы их построения.

(Рисунок 12).

Цель:

  • Развитие пространственного мышления, творческого воображения.
  • Формирование зрительно – двигательной координации.
  • Совершенствование навыка планирования действий.
  • Закрепление умения работать по заданной схеме, модели.

Центр художественного творчества. Чтобы сэкономить пространство, приняли решение поместить уголок для творчества на стене. Для этого использовали штанги и навесные полочки разной формы.

Оборудование: цветная, белая бумага, картон, обои, наклейки, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка, кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты, клей. Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, пластилин.

(Рисунок 13).

Цель:

  • Закрепление навыков в рисовании, лепке, аппликации.
  • Расширение представлений о цвете, свойствах качествах различных материалов.
  • Развитие пальцевой моторики, творческого воображения.
  • Освоение нетрадиционных методов рисования.

Передвижной физкультурный уголок в виде многофункциональной полки.

Оборудование: мячи, кольцебросы, кегли, скакалки, толстая веревка, обручи, “моталки” для развития крупной моторики.

(Рисунок 14).

Цель:

  • Развитие ловкости, координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.
  • Формирование правильной осанки.
  • Закрепление умения бросать и ловить мяч.
  • Развитие быстроты, выносливости, ловкости, точности, выдержки, настойчивости.
  • Развитие умения быть организованным.

Центр “Мы играем”.

Оборудование: модульная детская мебель: кухонный гарнитур, стол, стулья. Для творческих игр парикмахерская, гардеробная. Игрушечная посуда, куклы, комплекты одежды для кукол, коляска.

Атрибуты для ряженья: бусы, шарфы, сарафаны, юбки.

(Рисунок15).

Супермаркет.

(Рисунок 16).

Цель:

  1. Развитие творческого воображения, фантазии, подражательного речевого творчества.
  2. Формирование ролевых действий, ролевого перевоплощения.
  3. Воспитание коммуникативных навыков, желание объединяться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила.

“Театральный центр”.

Оборудование: сцена, ширма, трибуна, декорации, костюмы. Разные виды театра: кукольный, настольный, теневой, пальчиковый, напольные куклы.

(Рисунок 17).

Цель:

  • Учить самовыражаться в творчестве, находить новые решения в процессе песен и танцев.
  • Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, учить использовать полученные знания и навыки в жизни.
  • Вызывать эмоционально – положительное отношение к праздникам, приобщать детей к веселью.

Пятый этап. Оборудовали часть спальни под “музыкальную гостиную”.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, микрофон, диван.

 

(Рисунок18,19).

Цель:

  • Снятие напряжения.
  • Формирование музыкального слуха, закрепление музыкально – ритмических движений.
  • Развитие творческих способностей.

Создавая современную, многофункциональную, развивающую среду, делая акцент на двигательную активность детей и ведущую игровую деятельность. Когда ребенок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя (или направлять) как творческая личность. Право выбора деятельности открывает ему каналы для саморазвития, что обеспечивает развитие интеллектуальных способностей.

 Литература:

  1. Полякова М.Н. Организация развивающей среды в группе детского сада / Дошкольная педагогика. – 2 – 2001.
  2. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение / М.: Астрель: АСТ, 2006.