Урок "Реки" во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Сформулировать представление у учащихся о реке; познакомить с основными частями реки: исток, устье, приток.
  2. Развивать логическое мышление; способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  3. Воспитывать наблюдательность, любовь к родной природе.

Оборудование:

  • учебник-тетрадь для 2-го класса « Наша планета Земля.
  • карта полушарий,
  • глобус,
  • рисунки рек,
  • компьютер и проектор,
  • демо-слайды ИКС «Кирилл и Мефодий»,
  • тесты,
  • кроссворд,
  • рисунок-схема « Части-реки».

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

  1. Какие материки и части света знаете? Покажите их на карте.
  2. Назовите океаны. Покажите на карте самый большой океан.
  3. Покажите на карте самый маленький океан.
  4. Покажите на карте самый тёплый океан.

III. Введение в тему урока.

Разгадайте кроссворд.

  1. На каком материке мы живём.
  2. Огромные водоемы, окружающие материки и острова.
  3. Материк в Восточном полушарии, который омывается Тихим и Индийским океанами.
  4. Уменьшенная модель Земли.
  5. Материк в Восточном полушарии, который пересекает экватор.

(Ответы: 1. Евразия. 2. Океаны. 3. Австралия. 4.Глобус. 5. Африка)

-Прочитайте, какое слово у нас получилось в выделенной строке?

-Что оно обозначает?

-Что такое река?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

На экране появляется слайд. (Презентация, слайд №1)

VI. Изучение нового материала.

1. Отгадайте ребусы .

На доске появляются следующие картинки.

(Ответы: исток, приток, устье.)

-Ребята, кому знакомо значение этих слов?

-Так, с какими понятиями, будем сегодня знакомиться на уроке?

- Кто уже догадался, какие задачи нашего урока?

У. Да, мы сегодня познакомимся с понятиями реки: исток, устье, приток;

Научимся находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.

2. Работа по карте.

-Посмотрите на карту, что обозначают на ней оттенки синего цвета?

-Какой из этих водоёмов имеет быстрое течение?

- А как обозначаются реки на карте?

-Какая река протекает в нашем городе?

- А кто может показать Обь?

-Одинаковая ли полоска реки по ширине?

-А вы знаете почему?

Д. Это зависит от того, откуда и куда текут реки.

3.Работа по теме урока.

Стихотворение о реке (инсценирование)

У: А теперь послушайте стихотворение о реке и ответьте на вопрос, как образуются реки?

В день весенний и погожий
Два шумливых ручейка
Лезут под ноги прохожим:
«Где река? Где река?
Мы бежим издалека».
Отвечает им народ:
«Дальше, милые, вперёд»,
Разговаривая звонко,
Мчатся дальше вперегонки...
Вдруг пред ними водоём,
Отразилось солнце в нём.
Подбегают к водоёму
Два весёлых ручейка,
Говорит один другому:
«Это вовсе не река.
Попадешь сюда на горе.
Не увидишь сине море-
Здесь стоячая вода,
Мне не хочется сюда».
Оба в сторону метнулись
И... нечаянно столкнулись,
И слились в один ручей,
Стал он больше и бойчей.
И опять бегут вперёд
Вправо. Влево, поворот..
Вдруг навстречу выбегает
Ручеёк из- под ворот.
«Где река? Где река?»-
Слышен голос ручейка.
«Сами ищем. Сами ищем.
Не нашли ещё пока.
Слейся с нами - так втроём
Мы её быстрей найдём».
Вместе наши ручейки
Мчатся к берегу реки,
Трое все в одном потоке.
Словно давние дружки.
«Разыскали пострелята», -
Улыбается река.
И нырнули вглубь куда-то
Три весёлых ручейка.
И другие мчатся с кручи,
Чтобы стать Рекой могучей.
(автор неизвестен)

-Как образуется река?

- А что ещё может быть началом реки?

У. Рек на свете много и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, ручейка, озера, болота, ледника.

На магнитной доске – рисунок- схема «Части реки».

-Что обозначает слово исток?

Д: Место, где рождается река.

-Так, значит, как можно назвать начало реки?

Учитель демонстрирует следующий слайд. (слайд №2 )

 Дети на рисунках показывают истоки рек.

У: А вот самая большая река - Волга, в самом начале своего трёх с половиной тысячного пути по России. Посмотрите на картинке, где начало реки Волги.

У: Послушайте стихотворение, поэта Николая Палькина

(читает подготовленный ученик).

Вот от сюда, именно отсюда
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.
Лёгкий дом, как девичья светёлка.
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте люди!
Здесь родилась Волга,
Здесь её и дом и колыбель.

-Посмотрите исток Москва-реки. (слайд№2)

У: Покажите исток реки на рисунке- схеме.

Давайте вернёмся к реке, которая протекает в нас в городе.

-А знаете ли вы, где берёт начало река Обь?

У: Обь - самая протяжённая река в России. Образуется на Алтае слиянием рек Бии и Катуньи. (слайд № 2)

 Дети на физической карте ищут реки, которые появляются на слайдах.

-Мы теперь знаем, как называется начало реки, а может, кто знает, что обозначает слово устье?

Д: Место, где река впадает в другой водоём.

- Куда может впадать река?

Д. В море, озеро, другую реку.

-Куда впадает река Обь?

У: Обь - впадает в Обскую Губу, Карское море.

Река Волга впадает в Каспийское море. (Сопровождается показом слайда №3)

У: Покажите на рисунке- схеме устье рек.

У.Реки могут быть короткими и длинными, широкими и узкими, глубокими и мелкими, но, чтобы они не исчезли, в них всё время должна поступать вода.

- Как, вы, думаете, откуда в реки поступает вода?

- С каким понятием ещё не познакомились?

Д. Приток.

У.На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают ей свою воду.

-А что же такое приток реки?

Д: Другие речки и ручейки, которые впадают в реку.

- Чем река отличается от притока?

- А в реки, сколько может быть притоков?

У: У реки могут быть левые и правые притоки. Чтобы определить, где находиться левый берег, а где правый, где левый приток, где правый нужно встать лицом по течению, т.е. в сторону устья и с права будет правый приток, а слева левый. Чем дальше течёт река, тем больше воды поступает в неё. А если вдруг река на своём пути встретит более крупную реку, то она становится притоком. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам реки собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

На экране появляется слайды. (слайд №4-5)

У: На рисунке- схеме покажите все части реки.

-Покажите правые притоки и левые притоки.

-Куда впадает река Незнанка?

-Какая река является её притоком?

4. Работа по карте.

- Покажите на карте притоки реки Обь.

Д: Главные притоки - Иртыш, Большой Юган.

 У: Ребята и на карте реку нужно показывать по течению. То есть как?

-Теперь кто ответит, почему полоска реки, нанесённая на карте разная по толщине?

-Значит, как определить на карте, где исток, а где устье?

IV. Физкультминутка.

V. Практическая работа.

1.Работа по карте. ( Дети работают в парах.)

-Открыли карту (часть 4) на странице 10-11.

-Находим на карте реки. ( Один называет реки, другой показывает).

VI. Закрепление нового материала.

1.Самостоятельная работа на листочках.

Взаимопроверка (ответы на доске)

2.Работа в учебнике-тетради. Задание №6, с.3

3.Работа в группах.

1-я группа.

Найдите на карте полушарий (ч.4 ) реки, название которых впишите в текст.

Большая река, которая течёт в Африке с Юга на Север, называется ________

Река в северной Америке, имеющая в своём названии 4 буквы «и» и 3 буквы «с»_____________.

Любимая река нашей Лены, текущая на севере Азии______________.

На Востоке Азии есть большая река: А__________________.

Самая большая река в Южной Америке ___________________.

Знаменитая река в Европе______________.

На Севере Азии текут могучие сибирские реки: ________ь, и Е_________.

2-я группа.

Выписать самые крупные реки, расположенные на следующих материках;

Северная Америка:________________________________________________

Южная Америка:__________________________________________________

Евразия:__________________________________________________________

Африка:__________________________________________________________

3-я группа.

Допишите.

Исток-это место, где река___________________________________________

Истоком может служить____________________________________________

Речки, впадающие в большую реку, называются__________________________

Устье, место, где река_______________________________________________

Как     определить    правый и левый берег реки?________________________

_____________________________________________________________

4-я группа.

Вспомните и, используя схему, расскажите о мерах по охране вод:

а) строительство очистных сооружений

б) экономия воды

в) посадка и охрана растений по берегам рек.

г) контроль за уровнем загрязнения воды.

Составьте обращение к ребятам на тему «Берегите воду»

Дети в группах выполняют задания. Затем работы демонстрируются и обсуждаются.

VII. Итог урока (Тест)

1. Куда не может впадать река?

а) в озеро

б) в море

в) в пруд

2. Какая река впадает в Каспийское море?

а) Волга

б) Обь

в) Лена

3. Как называется начало реки?

а) исток

б) устье

в) приток

4.Как называют место ,где река впадает в другой водоём?

а) исток

б) устье

в) русло

5. Как называется река, которая впадает в другую реку?

а) приток

б) исток

в) ответвление

Взаимопроверка. По сигналу учителя дети оставляют свои работы и меняются местами (подвижный способ проверки). Затем каждый подводит итог своей работы.

VII. Информация о домашнем задании.

  1. С.1-2 №4 или №5, по выбору.
  2. Подготовить сообщение о реках нашего региона (по желанию)