Цель:
Создать условия для
- вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс;
- развития у школьников ключевых компетентностей: исследовательских, речевых, мыслительных, ценностно-ориентированных, общекультурных;
- воспитания чувства прекрасного и нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное.
Задачи учебно-педагогические.
- Замотивировать учащихся через постановку и формулировку цели и задач.
- Организовать деятельность учащихся по формированию художественных знаний по теме “Расцвет английской живописи” эпохи Просвещения.
- Учить систематизировать материал по английской живописи на основе исследовательских работ учащихся.
- Учить анализировать художественные произведения, вести диалог с произведением искусства и вырабатывать собственную эстетическую оценку, используя памятки для анализа произведения.
- Уметь в процессе изучения раздела “Культура эпохи Просвещения” формулировать и знать основные отличительные черты Просвещения.
Оборудование: рабочие листы, памятки, компьютер, проектор, презентация “Культура эпохи Просвещения. Расцвет английской живописи”, электронный учебник “ Эрмитаж Западной Европы"
Формы организации познавательной деятельности учащихся; индивидуальная, коллективная, в парах.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.
Вид урока: урок-экскурсия.
Применяемые технологии – технология развития критического мышления; ИКТ через чтение и письмо.
Методы обучения: познавательные, проблемно– поисковые, исследовательские.
Ход урока
I. Стадия вызова.
Слайд 1
1. Приветствие. Объявления урока – экскурсии.
2. Пожелания учащимся сотрудничества, толерантности (терпения), креативности (творчества) в работе.
3. Организация рабочего места: памятки, листы фиксирования новой темы (дата, фамилия, имя, цель урока).
(Приложение №1, Приложение №2)
4. Рефлексия (самостоятельная система оценивания в балах:
1б. – правильный ответ; 0б. – неверный ответ.
Должны набрать на оценку “5” – 16 – 18 балов.)
– Скажите, пожалуйста, какую эпоху в области культуры мы рассматривали на прошлых уроках? (Классицизм)
Слайд 2
– Какая следующая эпоха? (Просвещение)
– Назовите века. (к. 17 – н. 18)
– Сегодня на уроке поведём речь о культуре Просвещения Западной Европы.
– Какую цель вы бы поставили для себя, обращаясь к культуре эпохи Просвещения? (записывают на листах)
Слайд 3
Задание: записать начало определения, прослушать учебный материал и в конце урока дать полную формулировку Просвещения, с указанием основных отличительных черт эпохи.
Слайд 4
– Для раскрытия темы урока нам нужно вспомнить некоторые понятия, такие как карикатура, гравюра, бытовой жанр, портрет, колорит.
(Ученица раскрывает смысл понятий по мере их появления на экране)
Карикатура – жанр изобразительного искусства (обычно графики), являющейся основной формой изобразительной сатиры, часто обладающий тенденциозной социально-критической направленностью, подвергающий осмеянию какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальных лиц или характерные типы людей.
ГРАВЮРА – вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером.
БЫТОВОЙ ЖАНР изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.
ПОРТРЕТ – изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздаётся человеческая индивидуальность
КОЛОРИТ— (цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности — может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных цветах и на использовании тональных отношений, рефлекса, валера.
Слайд 5
– Чтобы понять культуру Западной Европы эпохи Просвещения, обратимся к великому государству того времени как Англия. Этот период времени называют “Золотым веком” Великобритании. Приоткроем некоторые страницы истории Англии. (Показать на карте Англию и нашу область; ученик кратко рассказывает об Англии конца XVII – начала XVIII в.в)
Слайд 6.7
– А теперь обратим своё внимание на литературную Англию.
(Краткие сообщения ученицы об английских писателях начала 18 века:
Свифт Джонатан и Шеридан Ричард Бринсли)
II. Стадия осмысления.
Слайд 8
1. Сообщение и запись темы урока: Расцвет
английской живописи.
2. Формулировка учащимися цели и задач урока.
3. Раскрытие темы урока.
1. Вступительное слово учителя.
– Конец XVII – начало XVIII века. Установление прочного мира, процветание нации после революции 1688 года. Возвышение Лондона как главного торгового центра Европы. Невиданный прежде экономический рост и сопровождавший его расцвет культуры.
Улучшается общественное положение британских художников.
Формируется национальная школа живописи.
Творчество художников включается в общеевропейский поток развития живописного искусства. К середине ХVIII в. в Англии появилось несколько великолепных мастеров кисти.
Этому способствовала деятельность Королевской академии художеств, открывшейся в 1768 г.
Ежегодные академические выставки позволяли художникам обмениваться профессиональными взглядами и мнениями.
Портрет в это время приравнивали к “исторической” живописи.
Слайд 9
Вопрос. – Так кто они – великие художники Англии начала XVIII века, выставившие свои полотна в 1768 году на обозрение и получившие высокую оценку за своё творчество?
(Появление фамилий авторов после названий учащимися)
Слайд 10
2. Представление художника Уильяма Хогарта.
(Сообщение учащегося биографии и творческой деятельности художника)
– Самые ранние работы Хогарта – это затейливые узоры на кружках и гравюры на меди для печати.
– Хогарт – мастер сатирического бытового жанра. Появляются первые карикатуры и реалистические гравюры: “Переулок Джина”, “Улица пива”.
Слайд 11
– Рассмотрите картину “ Девушка с креветками”.
Задание. Проанализируйте произведение живописи.
– К какому жанру отнесём работу мастера? (портрет)
Вопрос. – Можно ли сказать, что Хогарт – мастер демократического, смелого по живописи жанрового портрета? Почему?
Слайд 12
Экскурсия в Государственный Эрмитаж Западной Европы. (Картина Хогарта “Четыре времени суток: утро” 1738 год)
Слайд 13
Вопрос. – Так каким же был дальнейший творческий путь великого художника?
Это
- изучение живописи в школе живописца Королевского Дворца Джеймса Торинхилла, где Хогарт оттачивал своё мастерство;
- создание иллюстраций к театральным постановкам (“Опера нищих” Дж. Гея);
- придумывание собственных сценок для изображения на полотнах и гравюрах.
Серии “До и После”, посвященные теме обольщения. “Путь распутника” и “Прилежание и леность” о судьбах хорошего и плохого мальчиков;
Слайд 14,15,16
4) цикл картин о браке: “Модный брак”, “Брачный контракт”, “Свадьба Стивена Бекингема и Мери Кокс”.
В картинах мастер последовательно разворачивает сюжет и даёт как бы комментарий к нему, раскрывающийся в выборе эпизодов, композиции, колорите.
(Сообщение учащегося)
Слайд 17
Задание: Какие эпизоды изображены на картинах?
(Сообщение учащегося)
Что общего в этих картинах?
Каков колорит?
Почему так серьёзно художник относится к теме “Брак”?
А вы как относитесь?
Слайд 18
Итоги творческого пути художника:
- активное тиражирование гравюр;
- борьба за авторство и принятие закона об авторском праве: “Акт Хогарта”;
- 1735 год – издание теории живописи “Анализ красоты”, где утверждается барочная эстетика извилистой, волнистой линии
- 1768 год – реорганизация Академии Торнхилла и создание Королевской Академии во главе Хогарта.
Слайд 19
Творческая 5-ти минутка: “Впечатления”
Выводы.
Слайд 20
Вывод о творчестве У. Хогарта.
По слайду “ Проверь себя”
Слайд 21
Представление Томаса Гейнсборо 1727 -1788
(Сообщение учащегося)
Слайд 22
Творческий путь Томаса Гейнсборо;
- реставрация старых картин и изучение, в связи с этим, различных техник живописи (особенно голландских художников ХУII века)
Слайд 24,25
2) первые эксперименты по соединению портрета с пейзажем (“Супруги Эндрюс” “Утренняя прогулка. Портрет У. Хэллета с женой”).
Почти фотографическая точность первых портретов;
Слайд 26
3) переезд в Бат — модный зимний курорт (“город наслаждений”)
Изучение картин А. Ван Дейка, Мурильо и Рембрандта.
Создание нового “элегантного стиля” в искусстве портрета: изменение пропорций, утончение черт лица и увеличение высоты прически для придания большей стройности модели как отражения благородства происхождения. “Очарование Англии ХУIII века” в портах Гейнсборо;
4) переезд в Лондон и приглашение Гейнсборо в члены – учредители Королевской Академии
Слайд 23
Томас Гейнсборо. Автопортрет. 1787 год.
Королевская академия художеств в Лондоне.
Слайд 27
“Портрет дамы в голубом” 1770 г.
(АНАЛИЗ КАРТИНЫ)
Слайд 28
Экскурсия в Государственный Эрмитаж Западной Европы
Слайд 29
Уильям Гейнсборо “Портрет мисс Сперроу”.
(Анализ картины)
Вопрос. – Чем отличается этот портрет от предыдущего по технике исполнения?
Слайд 30
Эксперименты Гейнсборо в области колорита:
— начало работы в полумраке при свечах, позволявшем четче выявить главное;
– расчет художника на мерцание красок картины в полумраке;
— поиски техники, сочетавшей тонкий и крупный мазок; создание декораций для концертного зала К.Ф. Абеля и И.Х. Баха прозрачными красками, подсвечиваемыми сзади свечами;
— пробы живописи по стеклу с последующим показом картин по принципу “волшебного фонаря”
– разработка нового типа пейзажа с человеческими фигурами, где человек начинает трактоваться не как декоративный элемент, а как личность. “Фантазии” Гейнсборо.
Слайд 31
В XX веке советского периода технику колорита Гейнсборо использовал русский художник Константин Алексеевич Васильев в картинах “Портрет Ф.М. Достоевского” и
Слайд 32
Творческая 5-минутка: “Мои впечатления”.
В человеке подчеркивается не столько индивидуальное, своеобразное, сколько типичное, общее. Важен не столько человек как личность, сколько его общественное положение, социальная определенность – вот что отмечают художники эпохи Просвещения.
Слайд 33
Вывод о творчестве Т. Гейнсборо
По слайду “ Проверь себя”
III. Стадия рефлексии.
Слайд 34
Подведём итоги.
– Сформулируйте, что такое Просвещение в области искусства, определяя его отличительные черты.
– Сравните с определением из “Энциклопедии Кирилла и Мефодия”
Слайд 35
Высказывание немецкого философа Иммануила Канта об эпохе Просвещение.
Слайд 36
Вопросы на размышление.
На слайде
Дополнительные вопросы, если останется время:
- Хогартовский цикл о судьбе хорошего и плохого мальчиков и комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”. У кого, по-вашему, больше черт хорошего мальчика”— у Чацкого или Молчалина?
- Совпадает ли отношение Хогарта к хорошему и плохому в человеке с современными взглядами на людей?
- Представьте, что вы — художник. И вам заказали картину основные черты, которой должны проявиться лишь при тусклом освещении. Как бы вы подбирали краски для полотна?
Эксперименты Гейнсборо в области колорита и русское гадание с зеркалом и свечей
Что в них общего? Какая особенность человеческой психики здесь используется?
Слайд 37
Впечатления и выводы об уроке.
Рефлексия.
– Чем полезен был урок для вас?
– Какое открытие сделал каждый из вас?
– Выполнили ли поставленные цели и задачи?
Итоги, оценки. – Какое количество балов вы набрали во время работы на уроке?
Слайд 38
Домашнее задание.
– Хотелось бы закончить урок словами поэтессы В. Боровицкой.
…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство
ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение 17 — 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании “естественного порядка”, соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют “веком Просвещения”) — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.