Просвещение. Расцвет английской живописи

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

Создать условия для

  • вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • развития у школьников ключевых компетентностей: исследовательских, речевых, мыслительных, ценностно-ориентированных, общекультурных;
  • воспитания чувства прекрасного и нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное.

Задачи учебно-педагогические.

  1. Замотивировать учащихся через постановку и формулировку цели и задач.
  2. Организовать деятельность учащихся по формированию художественных знаний по теме “Расцвет английской живописи” эпохи Просвещения.
  3. Учить систематизировать материал по английской живописи на основе исследовательских работ учащихся.
  4. Учить анализировать художественные произведения, вести диалог с произведением искусства и вырабатывать собственную эстетическую оценку, используя памятки для анализа произведения.
  5. Уметь в процессе изучения раздела “Культура эпохи Просвещения” формулировать и знать основные отличительные черты Просвещения.

Оборудование: рабочие листы, памятки, компьютер, проектор, презентация “Культура эпохи Просвещения. Расцвет английской живописи”, электронный учебник “ Эрмитаж Западной Европы"

Формы организации познавательной деятельности учащихся; индивидуальная, коллективная, в парах.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.

Вид урока: урок-экскурсия.

Применяемые технологии – технология развития критического мышления; ИКТ через чтение и письмо.

Методы обучения: познавательные, проблемно– поисковые, исследовательские.

Ход урока

I. Стадия вызова.

Слайд 1

1. Приветствие. Объявления урока – экскурсии.

2. Пожелания учащимся сотрудничества, толерантности (терпения), креативности (творчества) в работе.

3. Организация рабочего места: памятки, листы фиксирования новой темы (дата, фамилия, имя, цель урока).

(Приложение №1, Приложение №2)

4. Рефлексия (самостоятельная система оценивания в балах:

1б. – правильный ответ; 0б. – неверный ответ.

Должны набрать на оценку “5” – 16 – 18 балов.)

– Скажите, пожалуйста, какую эпоху в области культуры мы рассматривали на прошлых уроках? (Классицизм)

Слайд 2

– Какая следующая эпоха? (Просвещение)

– Назовите века. (к. 17 – н. 18)

– Сегодня на уроке поведём речь о культуре Просвещения Западной Европы.

– Какую цель вы бы поставили для себя, обращаясь к культуре эпохи Просвещения? (записывают на листах)

Слайд 3

Задание: записать начало определения, прослушать учебный материал и в конце урока дать полную формулировку Просвещения, с указанием   основных отличительных черт эпохи.

Слайд 4

Для раскрытия темы урока нам нужно вспомнить некоторые понятия, такие как карикатура, гравюра, бытовой жанр, портрет, колорит.

(Ученица раскрывает смысл понятий по мере их появления на экране)

Карикатура – жанр изобразительного искусства (обычно графики), являющейся основной формой изобразительной сатиры, часто обладающий тенденциозной социально-критической направленностью, подвергающий осмеянию какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальных лиц или характерные типы людей.

ГРАВЮРА – вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером.

БЫТОВОЙ ЖАНР изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.

ПОРТРЕТ – изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздаётся человеческая индивидуальность

КОЛОРИТ— (цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности — может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных цветах и на использовании тональных отношений, рефлекса, валера.

Слайд 5

– Чтобы понять культуру Западной Европы эпохи Просвещения, обратимся к великому государству того времени как Англия. Этот период времени называют “Золотым веком” Великобритании.   Приоткроем некоторые страницы истории Англии. (Показать на карте Англию и нашу область; ученик кратко рассказывает об Англии конца XVII – начала XVIII в.в)

Слайд 6.7

– А теперь обратим своё внимание на литературную Англию.

(Краткие сообщения ученицы об английских писателях начала 18 века:

Свифт Джонатан и Шеридан Ричард Бринсли)

II. Стадия осмысления.

Слайд 8

1. Сообщение и запись темы урока: Расцвет английской живописи.
2. Формулировка учащимися цели и задач урока.
3. Раскрытие темы урока.

1. Вступительное слово учителя.

– Конец XVII – начало XVIII  века. Установление прочного мира, процветание нации после революции 1688 года. Возвышение Лондона как главного торгового центра Европы. Невиданный прежде экономический рост и сопровождавший его расцвет   культуры.

Улучшается общественное положение британских художников.

Формируется национальная школа живописи.

Творчество художников включается в общеевропейский поток  развития живописного искусства. К середине ХVIII в. в Англии появилось несколько великолепных мастеров кисти.

Этому способствовала деятельность Королевской академии  художеств, открывшейся в 1768 г.

Ежегодные академические выставки позволяли художникам  обмениваться профессиональными взглядами и мнениями.

Портрет в это время приравнивали к “исторической”   живописи.

Слайд 9

Вопрос. – Так кто они – великие художники Англии начала XVIII  века, выставившие свои полотна в 1768 году на обозрение и получившие высокую оценку за своё творчество?

(Появление фамилий авторов после названий учащимися)

Слайд 10

2. Представление художника Уильяма Хогарта.

(Сообщение учащегося биографии и творческой деятельности художника)

– Самые ранние работы Хогарта – это затейливые узоры на кружках и гравюры на меди для печати.

– Хогарт – мастер сатирического бытового жанра.  Появляются первые карикатуры и реалистические гравюры: “Переулок Джина”, “Улица пива”.

Слайд 11

– Рассмотрите картину “ Девушка с креветками”.

Задание. Проанализируйте произведение живописи.

– К какому жанру отнесём работу мастера? (портрет)

Вопрос. – Можно ли сказать, что Хогарт – мастер демократического,  смелого по живописи жанрового портрета? Почему?

Слайд 12

Экскурсия в Государственный Эрмитаж Западной Европы. (Картина Хогарта “Четыре времени суток: утро” 1738 год)

Слайд 13

Вопрос. – Так каким же был дальнейший творческий путь великого  художника?

Это

  • изучение живописи в школе живописца Королевского Дворца  Джеймса Торинхилла, где Хогарт оттачивал своё мастерство;
  • создание иллюстраций к театральным постановкам (“Опера нищих” Дж. Гея);
  • придумывание собственных сценок для изображения на полотнах и гравюрах.

Серии “До и После”, посвященные теме обольщения.  “Путь распутника” и “Прилежание и леность” о судьбах  хорошего и плохого мальчиков;

Слайд 14,15,16

4) цикл картин о браке: “Модный брак”, “Брачный контракт”, “Свадьба Стивена Бекингема и Мери Кокс”.

В картинах мастер последовательно разворачивает сюжет и даёт как бы комментарий к нему, раскрывающийся в выборе эпизодов, композиции, колорите.

(Сообщение учащегося)

Слайд 17

Задание: Какие эпизоды изображены на картинах?

(Сообщение учащегося)

Что общего в этих картинах?

Каков колорит?

Почему так серьёзно художник относится к теме “Брак”?

А вы как относитесь?

Слайд 18

Итоги творческого пути художника:

  • активное тиражирование гравюр;
  • борьба за авторство и принятие закона об авторском праве: “Акт Хогарта”;
  • 1735 год – издание теории живописи “Анализ красоты”, где утверждается барочная эстетика извилистой, волнистой линии
  • 1768 год – реорганизация Академии Торнхилла и создание Королевской Академии во главе Хогарта.

Слайд 19

Творческая 5-ти минутка: “Впечатления”

Выводы.

Слайд 20

Вывод о творчестве У. Хогарта.

По слайду “ Проверь себя”

Слайд 21

Представление Томаса Гейнсборо 1727 -1788

(Сообщение учащегося)

Слайд 22

Творческий путь Томаса Гейнсборо;

  • реставрация старых картин и изучение, в связи с этим, различных техник живописи (особенно голландских художников  ХУII века)

Слайд 24,25

2) первые эксперименты по соединению портрета с пейзажем  (“Супруги Эндрюс” “Утренняя прогулка. Портрет У. Хэллета с женой”).

Почти фотографическая точность первых портретов;

Слайд 26

3) переезд в Бат — модный зимний курорт (“город наслаждений”)

Изучение картин А. Ван Дейка, Мурильо и Рембрандта.

Создание нового “элегантного стиля” в искусстве портрета: изменение пропорций, утончение черт лица и увеличение высоты   прически для придания большей стройности модели как отражения  благородства происхождения. “Очарование Англии ХУIII века” в портах Гейнсборо;

4) переезд в Лондон и приглашение Гейнсборо в члены – учредители  Королевской Академии

Слайд 23

Томас Гейнсборо. Автопортрет. 1787 год.

Королевская академия художеств в Лондоне.

Слайд 27

Портрет дамы в голубом” 1770 г.

(АНАЛИЗ КАРТИНЫ)

Слайд 28

Экскурсия в Государственный Эрмитаж Западной Европы

Слайд 29

Уильям Гейнсборо “Портрет мисс Сперроу”.

(Анализ картины)

Вопрос. – Чем отличается этот портрет от предыдущего по технике исполнения?

Слайд 30

Эксперименты Гейнсборо в области колорита:

— начало работы в полумраке при свечах, позволявшем четче выявить главное;

– расчет художника на мерцание красок картины в полумраке;

— поиски техники, сочетавшей тонкий и крупный мазок; создание декораций для концертного зала К.Ф. Абеля и И.Х. Баха прозрачными красками, подсвечиваемыми сзади свечами;

— пробы живописи по стеклу с последующим показом картин по принципу “волшебного фонаря”

– разработка нового типа пейзажа с человеческими фигурами, где человек начинает трактоваться не как декоративный элемент, а как личность. “Фантазии” Гейнсборо.

Слайд 31

В XX веке советского периода технику колорита Гейнсборо использовал русский художник Константин Алексеевич Васильев в картинах “Портрет Ф.М. Достоевского” и

Слайд 32

Творческая 5-минутка: “Мои впечатления”.

В человеке подчеркивается не столько индивидуальное, своеобразное, сколько типичное, общее. Важен не столько человек как личность, сколько его общественное положение, социальная определенность – вот что отмечают художники эпохи Просвещения.

Слайд 33

Вывод о творчестве Т. Гейнсборо

По слайду “ Проверь себя”

III. Стадия рефлексии.

Слайд 34

Подведём итоги.

– Сформулируйте, что такое Просвещение в области искусства, определяя его отличительные черты.

– Сравните с определением из “Энциклопедии Кирилла и Мефодия”

Слайд 35

Высказывание немецкого философа Иммануила Канта об эпохе Просвещение.

Слайд 36

Вопросы на размышление.

На слайде

Дополнительные вопросы, если останется время:

  • Хогартовский цикл о судьбе хорошего и плохого мальчиков и комедия  А.С. Грибоедова “Горе от ума”. У кого, по-вашему, больше черт  хорошего мальчика”— у Чацкого или Молчалина?
  • Совпадает ли отношение Хогарта к хорошему и плохому в человеке с современными взглядами на людей?
  • Представьте, что вы — художник. И вам заказали картину основные черты, которой должны проявиться лишь при тусклом освещении. Как бы вы подбирали краски для полотна?

Эксперименты Гейнсборо в области колорита и русское гадание с зеркалом и свечей

Что в них общего? Какая особенность человеческой психики здесь  используется?

Слайд 37

Впечатления и выводы об уроке.

Рефлексия.

– Чем полезен был урок для вас?

– Какое открытие сделал каждый из вас?

Выполнили ли поставленные цели и задачи?

Итоги, оценки. – Какое количество балов вы набрали во время работы на уроке?

Слайд 38

Домашнее задание.

– Хотелось бы закончить урок словами поэтессы В. Боровицкой.

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство

ПРОСВЕ٘ЕНИЕ, идейное течение 17 — 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании “естественного порядка”, соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют “веком Просвещения”) — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2