Проблемы на четверть:
- Изображение русского человека, его лучших качеств.
- Формирование эстетического вкуса у детей, понимание роли изобразительного искусства в жизни общества.
- Добро и зло. Вера народа в победу добра над злом, дружбы и любви над враждой и коварством.
Проблемы на урок:
- Мастерство зависит от трудолюбия.
- Формирование умения видеть национальные особенности искусства и гуманистические основы в искусстве своего народа.
- Выражение любви к своей стране.
- Понимать связь времени в народном искусстве.
Задачи на урок:
- Осмысление места художника в жизни людей.
- Осознание своей причастности к судьбам культурных памятников, бережного отношения к культурному наследию.
- Восхищение деяниями предков и современников.
- Готовность в любую минуту прийти на помощь ближнему, быть добрым и отзывчивым.
- Формирование художественного вкуса учеников.
- Учить детей обращать внимание на содержательный смысл художественного, образного языка декоративного искусства.
Интегрированные связи:
Литература:
- М. Пришвин "Моя Родина".
- Сказки народные и авторские. Москвоведение, история.
- Каменных дел мастера.
Естественно-математический блок:
- Сравнение величин, плоскостные геометрические фигуры, геометрический и растительный орнамент.
Подготовительная работа:
- Экскурсия в Кремль (Коломенское, Крутицкое подворье, монастыри Москвы - по желанию)
- Экскурсия в Дом - музей В.М. Васнецова.
- Палаты Зарядья.
- На первом уроке дети изображают образ деревянного дома при помощи гуаши и кисти, затем украшают его, используя цветную бумагу, ножницы и клей.
- На втором уроке в технике аппликации изображаются храмы.
ХОД УРОКА
Опорные понятия:
- Нравственные: уважение исторического прошлого своей Родины, доброта, чуткость, мудрость, талант, трудолюбие, мастерство, достоинство, гордость.
- Межпредметные: характер, настроение, облик, творчество, пропорции.
- Искусствоведческие: композиция, орнамент, эскиз, коллаж.
Зрительный ряд:
- Слайды городов "Золотого кольца" России с изображением сохранившихся старинных центров.
- Слайды с изображением типов русских домов и храмовой архитектуры Руси.
Беседа
Начиная с древности, человек в создаваемых изделиях не только удовлетворяет свои насущные бытовые нужды, но одновременно и свои эстетические потребности, творит по законам красоты. Красота выступает в форме украшения предмета. Самым древним видом украшения является орнамент. На прошлых уроках мы с вами познакомились с элементами орнамента и символами, связанными представлением славян о строении мира, выполнили элементы для нашей общей работы: дома, храмы, фигуры людей в русских костюмах.
Сегодня мы используем наши знания и материалы прошлых уроков при выполнении коллективной работы "Древний город и его жители".
Появились у медведей
Очень шумные соседи:
Провели они дороги;
Что ни шаг, то дом да двор.
Из насиженной берлоги
Зверь уходит дальше в бор.
И под стенами Кремля
Пашут пахари поля,
Пашут земли деды наши
Деревянною сохой,
На приволье первых пашен
Хлеб родиться неплохой!
Водят скот и рыбу ловят,
Добывают воск и мед,
Срубы новые готовят,
И Москва растет.
Н.Кончаловская
"Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина" (К.Д. Ушинский).
Велика и прекрасна русская земля. Богата она городами и селами. По-разному строились, но всегда вырастали они в прекрасных местах русской земли. Во время прошлых уроков мы узнали:
- что русские плотники не только строили, но и украшали дома деревянной резьбой;
- что носили наши предки, какие праздники они отмечали;
- познакомились с древними городами, с тем, что каждый город неповторим по своей застройке и архитектуре;
- как возводили постройки для жилья, как развивались ремесла, торговля, как ставили храмы в память о победе над врагом.
Также мы много потрудились, и сегодня плоды наших трудов соединим в большую совместную композицию "Древний город".
Музыкальное сопровождение:
Глинка Михаил Иванович: симфоническая фантазия "Комаринская" с русскими народными темами.
Вариант: русские народные песни, соответствующего настроения.
Практическая работа (совместно-индивидуальная).
Несколько листов ватмана склеиваются друг с другом и располагаются на сдвинутых вместе столах. Поочередно группы детей по 3-4 человека подходят к листам и рисуют на них фон. Фоном служит русский пейзаж с лесами, полями и пашнями. Свободные от рисования дети вырезают из альбома избы, храмы, изображения людей в русских костюмах. Когда фон готов можно приступить к компоновке города. В обсуждении принимают участие все дети. И вот для каждого элемента найдено свое место. Теперь осталось их только приклеить. Наш город готов!
Анализ и эстетическая оценка работы.
Коллективная работа вывешивается на доску.
Удалось ли нам показать жизнь древнего города?
Какой образ рождают у вас древние храмы?
- Древние храмы похожи на былинных богатырей;
- Древние храмы похожи на белых лебедушек.
И сейчас можно найти на русских избах узорные наличники, крылечки, резные доски, а где люди могли подсмотреть красоту узорочья?
- Эту красоту мастера могли подсмотреть в окружающей их родной природе.
В чем мудрость деревянной постройки?
- Дом, как человек.
- Дома богато украшены деревянной резьбой не только для красоты, но эти украшения еще и оберегали жилище от всяческих напастей.
Как можно сделать нашу работу более выразительной?
- Можно придумать коллективную работу с названием "Праздник" или "Ярмарка".
Расскажите, пожалуйста, о том, что вам понравилось больше всего в ней? Понравилось ли вам работать всем вместе?
- Да. Очень.
Послесловие.
Презентация используется на подготовительных уроках при изображении домов, храмов и на уроке по теме "Древний город и его жители" при сборке композиции.
Коллективная картина может создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на занятии, а затем в свободное время в группе продленного дня композиция может дополняться, обогащаться, расширяться. Постепенно картина становится более полной, содержательной, интересной, выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те, которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно со всеми. Я заметила, что такая форма организации работы нравится детям, и они получают эстетическое удовольствие, рассматривая законченную композицию, к чему тоже следует привлечь всех детей.
При выполнении коллективных работ по изобразительному искусству я активно использовала игровые методы и приемы. В основе каждого лежал специально разработанный игровой сюжет. Дети могут быть одеты в русские костюмы, либо используются элементы народного костюма.
По мере готовности детали собираются на общем листе, и мне остается деликатно руководить созданием общей композиции. Когда первоначально запланированная часть работы выполнена, обязательно возникает потребность что-то доработать, что-то улучшить. Это может создать и углубить конфликтную ситуацию между детьми, что не принесет пользы коллективной работе. Поэтому моя задача как педагога - деликатно, профессионально организовать взаимодействие детей на данном этапе, помочь им доработать композицию так, чтобы реализованы были все позитивные идеи и предложения.
Данная тема может быть завершена индивидуальной работой с детьми. На этих занятиях возможно изготовление макетов изб и храмов из бумаги и картона, или пластилина. Такой большой объем работы успешно выполняется, если учитель ведет кружок или факультатив по своему предмету.
Презентация к данной работе находится у автора статьи.