К вопросу о межпредметной интеграции педагогика подходит в 50–60-е годы. М.Н. Скаткин, Э.И. Моносзон, Ш.И. Ганелин, С.Е. Драпкина (Цит. по: Е.Н. Соловова: 2004; 159) говорят о необходимости осуществления межпредметных связей в обучении, обосновывают положительное влияние межпредметных связей на развитие навыков и учебных умений учащихся, на формирование способностей к анализу и обобщению. Так как факультативные занятия и курсы по выбору направлены на расширение знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и интересов учащихся, а их содержание связано с углублённым изучением основных учебных предметов через такие формы их проведения, как урок, семинарское или лабораторное занятие, экскурсия и другие, то важно включать в уроки факультативного курса такие методы обучения, которые стимулировали бы развитие у учащихся желание узнавать новое в явлениях жизни, тем самым постоянно формировать у них устойчивый интерес к познанию языка. К таким методам обучения можно отнести работу учащихся с учебной литературой и первоисточниками, подготовку докладов и рефератов. Введение межпредметной интеграции в факультативные курсы создаёт условия для подготовки учащихся к самообучению, а это способствует самоопределению и самореализации личности, с одной стороны; с другой стороны, позволяет схватывать явления во всех их взаимосвязях, устанавливать более тесные связи с практической деятельностью, решить проблему перегрузки учащихся.
При организации факультативных занятий мы опирались на следующие основные положения, рассмотренные Б.В. Всесвятским (Цит. по: Д. Ц. Анудариева: 2003; 108):
- Содержание занятий необходимо основывать на соблюдении принципа единства теории и практики. Теория должна повышать научный уровень общеобразовательных знаний учащихся, а практика – ориентировать их в профессиях данного направления.
- Факультативные курсы должны помочь учащимся выбрать профессию.
При составлении программы курсов мы основывались на методике В.П. Беспалько (В.П. Беспалько: 1989; 13) и учитывали, что в этой программе должно быть:
- правильно отобранное содержание образования и точно определённая задача обучения в целом;
- точно указанные цели изучения каждого объекта учебного предмета;
- соотнесено время на изучение предмета с объёмом материала;
- оптимально построена последовательность его изучения;
- указаны наиболее целесообразные способы построения дидактического процесса;
- указаны методы контроля и оценки знаний учащихся, соответствующие целям изучения предмета.
При разработке содержания факультативного курса, при отборе и структуировании учебного материала мы руководствовались следующими критериями значимости учебного материала:
- познавательная, практическая;
- возможность гармоничного развития личности;
- возможность создания условий для реализации воспитывающей функции обучения;
Факультативный курс “История математики на английском языке” позволяет формировать у школьников учебно-организационные умения и навыки. Последовательно осуществляются требования по организации работы учащихся в разных режимах: учитель-класс, учитель-ученик, ученик-класс, ученик-ученик; предусматривается развитие умения систематизировать материал; дети знакомятся с тестовой методикой контроля; учатся осуществлять самоконтроль и самокоррекцию. Этому способствует выделение в плане факультативного курса тем на самостоятельное изучение и самостоятельную проектную деятельность.
Принятая организация материала призвана способствовать развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: самостоятельно добывать дополнительный материал по изучаемому вопросу, критически осмысливать получаемую информацию, делать выводы и умозаключения, аргументировать их и т.д., что является своего рода подготовкой к более сложным видам деятельности с информацией (например, проектной деятельности).
Факультативный курс “История математики на английском языке” продолжает формировать учебно-информационные умения и навыки, прежде всего при обучении чтению как виду речевой деятельности, когда детям предлагается прочитать текст, рассказ, чтобы узнать что-то для себя, получить новую и интересную информацию, получить информацию для решения определённой задачи. Самообучение чтению призвано формировать у школьников вдумчивое, внимательное (сознательное) прочтение текста с помощью заданий, способствующих этому: нахождение ответов на поставленные вопросы, использование сносок к текстам, обращение к словарю учебника, грамматическому и математическому справочникам.
Учебно-коммуникативные умения в системе обучения факультативному курсу являются ведущими, что оправдывается характером учебного предмета. Сама природа обучения пониманию английской речи со слуха, выражению своих мыслей (собственные высказывания, как бы ни были они элементарны) и использованию письма создаёт наиболее благоприятные предпосылки для развития всех учебно-коммуникативных умений и навыков в силу того, что развиваемые виды речевой деятельности, в сущности, основаны на данных умениях и навыках. Данный курс способствует развитию восприятия и понимания звучащей речи учителя (предваряющее слушание материала, подлежащего усвоению, инструкции по выполнению упражнений, понимание речевого поведения учителя, его организующих, контролирующих и оценочных указаний и замечаний на английском языке и т.п.). Обучение говорению непременно предполагает формирование умений строить высказывания различных типов: сообщение, описание, и т.п., разнообразные вопросы, умение передать содержание прочитанного.
Данный курс может и должен обеспечить достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности самих учащихся. При этом ведущей является практическая цель: научить учащихся общению на английском языке (аудированию, говорению, чтению и письму на межкультурном уровне); воспитательная цель (осуществлять нравственное воспитание, формировать навыки и умения интеллектуального труда); образовательная цель (расширять кругозор, повышать общую культуру учащихся); развивающая цель (развивать интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы личности учащегося). Уровень сформированности коммуникативных умений и объём знаний, необходимых для этого, определяются программой по английскому языку.
Лингвистический компонент содержания обучения
В качестве первого компонента содержания обучения выступает лингвистический компонент, включающий языковой материал: строго отобранный фонетический, грамматический, лексический минимумы и речевой материал: образцы речевых высказываний разной протяжённости, ситуативно-тематически обусловленные. Отбор, последовательность и дозировка формальных (языковых) средств выражения диктуются потребностью общения. Изучение грамматики, лексики, фонетики обусловливается общением. Общение же учащихся ограничивается рамками учебного регистра, когда добавление нового материала строго регламентировано. Составленная программа (syllabus) включает не только языковой материал (language items), но и представления, понятия, темы (functions and topics). Нами составлен минисловарь, определены темы факультативного курса, причём выделены темы на самостоятельное изучение учащимися; подобраны тексты, раскрывающие содержание тем (см. приложение 1).(Приложение можно взять у автора)
Психологический компонент содержания обучения
Психологический компонент содержания обучения предполагает формирование навыков и умений пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Нами определены такие виды деятельности, которые развивают у учащихся сенсорное восприятие, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферу; активизируют работу слухового, зрительного, речедвигательного, моторного анализаторов; вносят весомый вклад в развитие памяти, воображения, представлений; развивают логическое мышление учащегося; формируют у школьников учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения и навыки.
Методологический компонент содержания обучения
Современная дидактика уделяет большое внимание организации активной деятельности самих учащихся по усвоению новых знаний и формированию умений, управлению учебно-воспитательным процессом, стимулированию активности учеников, вовлечению школьников в планирование своей учебной деятельности, её самоорганизации, самоконтролю, то есть саморегулированию учения. Сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения, так как эффективность овладения иностранным языком находится в прямой зависимости от активности учащихся, вовлечения их во все виды речевой деятельности, чтобы они как можно больше слушали иноязычную речь, говорили, читали, писали на иностранном языке, а научиться можно только путём выполнения тех действий, которые составляют суть владения изучаемым языком в процессе коммуникации. От учителя требуется творческий подход к решению учебно-воспитательных задач, чтобы сама учебная деятельность, им организуемая, была для учащихся интересна и не только вызывала высокую мотивацию, обеспечивающую их активность на уроке, но и сохраняла бы свою воздействующую силу во внеурочное время. В условиях обучения иностранному языку в средней школе умение учащихся учиться, самостоятельно работать приобретает большое значение.
Данный факультативный курс позволяет учить детей приёмам учебной деятельности, ведущим к успешному усвоению изучаемого языка. Учащихся нужно учить приёмам подготовки устного сообщения, переносу знаний, навыков и умений, приобретённых при изучении английского языка на изучение математики. Их следует научить пользоваться учебником, книгой. Они должны научиться планировать свою работу.
Методологический компонент предполагает обучение учащихся рациональным приёмам учения, познания нового для них курса и формирования умений практически пользоваться знаниями по курсу “История математики на английском языке” в целях общения (устного и письменного).
Выделение этого компонента предпринято нами потому, что без формирования у учащихся умения пользоваться средствами изучения: учебником, словарём, техническими средствами обучения и без воспитания культуры умственного труда, а также чёткого планирования самостоятельной систематической работы овладеть данным курсом невозможно.
Новые акценты в трактовке целей современного образования, основной из которых можно считать формирование социально-политической и коммуникативно-информационной компетенций, связанных с готовностью к решению любых возникающих проблем социокультурного, академического и профессионального характера, неразрывно связаны с потребностью внесения определённых изменений в процесс учебного взаимодействия учителя и учащихся. В данной связи при планировании курса представляется целесообразным изучить несколько вопросов, а именно:
- какие формы работы и типы заданий могут оптимизировать процесс образования;
- как можно обеспечить необходимый и достаточный уровень автономии учащихся.
Урок – важнейшее звено всей работы. Именно через него реализуем главные задачи интегрированного курса и приходим в итоге к успеху или неудаче.
Интегрированные уроки имеют различные формы.
На уроке обмена знаниями ребята делятся по группам, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. На уроках взаимопроверки идёт работа в группах и парах. Она требует большой предварительной подготовки учащихся. При всех этих видах деятельности нужны объективные и точные критерии оценки. Проверяя знания своих одноклассников, каждый школьник должен иметь удобную и хорошо известную шкалу показателей, по которым он может качественно оценивать ответы.
Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками.
Урок-издание газеты или научного альманаха. Для него группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого и поискового характера по определённым темам. Результаты работы и составят содержание предполагаемой газеты или альманаха.
Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачёт. Интересны зачёты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по проблеме, решение задач проблемного характера, зачёт-конкурс или аукцион.
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.
Нам близок подход, который рассматривает учение не как приобретение знаний о мире, а как освоение способов познания этого мира. И наша задача – дать ученику в руки арсенал средств, которые позволят ему разрешить самую сложную проблему. Поэтому мы тратим достаточно много времени для обучения школьников методике и технике конспектирования, рецензирования, написания творческих работ, рефератов, отзывов, составления тезисных планов, отбора материала.
Для формирования коммуникативной компетенции мы предлагаем следующие формы уроков:
Темы факультативного курса | Форма зачётных уроков | Примечание |
Краткий обзор исторического развития алгебры. (2 часа). | ||
Из истории алгебры в шестнадцатом веке. (2 часа). | ||
Краткий обзор развития геометрии. (2 часа). | Ролевая игра: Мы – доисторические люди. Наш образ жизни, быт, орудия нужно совершенствовать. В каком направлении нам надо идти, чтобы выйти из кризисной ситуации? (1 час). | |
Омар Хайям – математик и поэт. (2 часа). | Вечер, посвящённый Омару Хайяму. (1 час). | Решите уравнения: 1/x2 =1/2 ×1/x; 1/x2 + 2×1/x = 1 ¼; x3 + b2 x = b2 c. |
Практическая геометрия у разных народов. (2 часа). | Урок творческого поиска. (1 час). | 1)Найдите решение. Дана формула объёма усечённой
квадратной пирамиды V = (a2 +ab+b2/3)h. Было
предложено решение для данных числовых значений: высота – 6, а
основание сторон – 4 и 2. Как Египтяне могли решить данную проблему? 2)Египтяне знали, что треугольник с длиной сторон 3, 4, 5 единиц – это прямой треугольник. Докажите это. |
О развитии геометрии в Древней Греции. (Пифагор и его школа). (2 часа). | ||
О развитии геометрии в Древней Греции. (Евдокс Книдский, Гиппократ Хаосский). (2 часа). | ||
О развитии геометрии в Древней Греции. (Евклид). (2 часа). | Урок-издание газеты или научного альманаха. (1 час). | |
Александрийская эпоха. (2 часа). | ||
Евклид и его гениальная работа “Начала”. (2 часа). | Урок обмена знаниями. (1 час). | |
Женщины-математики. Софья Ковалевская. (1 час). | Урок-презентация. (1 час). | |
Женщины-математики. Э. Нетер. (1 час). | Урок-зачёт в форме собеседования. (1 час). | |
Выдающийся русский математик – Остроградский. (2 часа). | ||
Выдающийся русский математик – Чебышев. (2 часа). | Урок-прессконференция. (1 час). |
Темы для самостоятельной работы. | Учитель математики. | Учитель английского языка. |
|
|
Предлагает учащимся написать памятку “Алгоритм решения квадратного уравнения”. |
|
1.Проводит тест (теоретическая проверка знаний). 2.Беседа по тексту. 3.Предлагает учащимся выполнить следующие задания:
|
Предлагает учащимся написать отзыв на предложенные статьи (выбери одну). |
|
n a1a2a3…an ≤ a1 + a2 + a3 + …an/nна примерах для n = 3, 5, 6. b) Решите неравенство: 2x – 7/6 + 7x – 2/3 ≤ 3 – 1 – x/2 |
Предлагает учащимся написать письмо: “Меня зовут Неравенство. Вы очень много знаете обо мне. Какими свойствами я обладаю? Какую роль я играю в математике? Почему вы считаете, что я могу оказать вам помощь?” |
|
a) Из формулы S = 2 r(r + H) выразите
H. |
Подготовить вопросы на английском языке к зачёту-аукцион. |
|
Вычислите координаты точек пересечения графиков функции у = 2x + 3 и у = - x2 + 3.
|
Предлагает учащимся составить план тезисов для выступления по проблеме “Происхождение тригонометрии и её развитие”. |
|
а) Из формулы площади треугольника S=ah/2 выразите его основание
a. |
Предлагает учащимся придумать историю о замечательных точках треугольника и написать её по-английски. |
|
На уроке математики этот доклад заслушивают, и проводится беседа на русском языке. | Пишет доклад о Софье Ковалевской на английском языке. |
|
|
Предлагает учащимся написать конспект статьи. |
|
|
Предлагает учащимся написать творческую статью о Леонарде Эйлере. |
|
Предлагает задание поискового характера
“Представьте этапы развития геометрии.
Роль неевклидовой геометрии для науки”. |
Представьте задание в форме газеты или научного альманаха. |
Мы соотносим цели курса с форматом и содержанием контроля, что помогает нам рационально спланировать весь процесс обучения и предоставить необходимый уровень автономии учащимся, разделить с ними ответственность за конечный результат учебного труда.
Мы рассмотрели цели, задачи, формы организации факультативного курса на основе интегративного подхода и пришли к выводу:
- Часть процесса обучения иностранному языку можно строить на интегративной основе с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки по каждой дисциплине. При этом вся работа должна быть направлена на отыскание оптимальных путей реализации интегративных связей, которые бы обеспечивали оптимизацию учебного процесса.
- Межпредметная интеграция “системно” влияет на основные системы образования: педагогическую (обеспечивает учащимся создание целостной картины мира, получение достаточно высокого уровня знаний и умение их обобщать, анализировать и применять в различных сферах жизнедеятельности) и психологическую (работает на формирование творческой, интеллектуально компетентной и нравственной личности).
- Формат и содержание контроля играют особую роль в вопросах сохранения преемственности на всех этапах системы, корректирования учебных программ с учётом специфики современного социального заказа к функционированию всей системы и специфики каждого из её этапов, обеспечения необходимого уровня интеграции в содержательном и процессуальном планах.
Литература
- Анудариева Д. Ц. Развитие познавательной активности учащихся в процессе факультативных занятий, основанных на национальных природоохранных традициях: Дис…. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. - С. 13-110.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192с.
- Соловова Е. Н. Создание авторских элективных программ и курсов: актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования // Английский язык в школе. 2004. №1. - С. 21-31.