Сложные эфиры

Разделы: Химия


Цель урока:

Развить у учащихся:

  1. Проблемное видение различных объектов, их единство и многообразие.
  2. Умение анализировать задание.
  3. Аналитическое мышление, способность выдвигать собственные гипотезы.
  4. Аргументировать свои гипотезы, разрабатывать алгоритм решения проблемной задачи.
  5. Умение согласованно работать в коллективе.
  6. Продолжить работу над созданием нормальной социальной среды в классе.

Задачи урока:

  • поставить ученика в позицию полноправного субъекта обучения;
  • включить его в процесс взаимодействия (учитель-ученик, ученик- ученик);
  • организовать деятельность как процесс проблем на основе диалога.

Обучающие цели урока:

  • разработать алгоритм решения проблемной задачи;
  • добиться усвоения этого алгоритма;
  • сформировать умения применять алгоритм при решении задач.

Развивающие цели урока:

  • показать необходимость решения проблемных задач в жизни;
  • совершенствовать знания о связи между строением и ароматичности фруктов на примере сложных эфиров;
  • способствовать совершенствованию интеллектуальных умений (анализа, прогнозирования, умения устанавливать причинно- следственные связи);
  • продолжить формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний по химии.

Воспитывающие цели урока:

  • вызвать чувство уважения к химии и понимания ее значения в жизни.

Методические приемы: рассказ, беседа, чтение стихов и пение песен, использование демонстрационных материалов (разные фрукты), познавательный, развивающий и обучающий контроль.

Тип урока: решение проблемных задач.

Форма работы на уроке: групповая.

Оборудование урока: демонстрационные материалы, карточки с заданиями, домашнее задание «Составь буриме».

Литература:

  1. В.П.Долгов « Химия. Справочник абитуриента».
  2. О.С.Габриелян « Химия 10 класс».
  3. Химия в школе № 8 2007 год.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемной задачи:

  1. Класс делится на три команды. Каждая команда получает проблемные задания.
  2. Работа в группах.
  3. Обсуждение проблем в классе.
  4. Обобщение.
  5. Подведение итогов.

Основные правила для участников:

  1. Внимательно выслушать проблему, выдвигаемую перед классом одноклассниками или учителем.
  2. В результате обсуждения каждая группа должна представить на общее обсуждение одно общее решение проблемы и обосновать его. Альтернативные варианты от одной группы не принимаются.
  3. Обсуждаются достоинства и недостатки различных вариантов и класс пытается найти наиболее адекватное решение проблемы.
Слово Учителя:
Папа раз спросил у Иры
Что ты знаешь про эфиры
Для чего они нужны
Почему же так важны
Ира даже не гадала
И отцу она сказала:
Слушай папочка сейчас
Интересный мой рассказ:
Только химикам известно
Что не обойтись здесь без затрат.
Спирт с кислотой совместно
Дают чудесный аромат.
Тут ананас, а тут банан,
Тут аромат чудесной сливы.
Как же удается нам
Распознать, что здесь эфиры.
Секрет весь в формулах друзья,
Какой спирт, какая кислота
Если здесь метилбурат,
Аромату яблок каждый рад.
Наш интерес ужасно вырос
Есть кислород внутри эфиров.
Эфиров много так в природе
Им применение всегда найдете.

Итак: вопрос — О чем сегодня мы будем говорить?

- А что еще вы узнали из стихотворения?

А теперь вам дается проблемная задача, которую вы решаете в группах.

В моих руках три фрукта (яблоко, ананас, абрикос), которые обладают своим ароматом за счет сложного эфира. Ваша задача: на основе поисково- исследовательской работы решить проблему, которую я сейчас поставлю перед вами. Вы на основе разных веществ, проводите соответствующие реакции и получаете сложные эфиры, которые являются носителем того или иного аромата фруктов. А также вам необходимо найти ключевые и базовые слова.

1 группа - C, H2, O2. 2 группа - C, O2, H2О.   3 группа - CH4 , H2, O, НBr, Na, О

Яблоко:
С3Н7СООСН3

C O CO2

H2O СН3ОН

С6Н12О6

CH3COOH.

Ананас:
С3Н7СООС2Н5

С2Н5ОН, СО2,

С6Н12О6,

С3Н7СООН

Абрикос:
С3Н7СООС4Н9

С2Н4, С2Н5Br, С4Н10

С4Н8, С4Н9ОН,

С3Н7СООН

Ключевые слова для 1 группы: оксиды, углеводы, синтез-газ, спирты, карбоновая кислота, эфир,

Базовые слова: реакция окисления, фотосинтез, масляное брожение, реакция этерификация.

Ключевые слова для 2 группы: оксиды, глюкоза, этиловый спирт, бутановая кислота.

Базовые слова: фотосинтез, спиртовое и масляное брожение, реакция этерификации.

Ключевые слова для 3 группы: алканы, алкены, алкилгалогениды, спирты, карбоновые кислоты, серная кислота.

Базовые слова: крекинг, реакция Вюрца, реакция присоединения, реакция гидротации, реакция окисления, реакция этерификация.

После 15 мин. ребята защищают свои поисковые работы.

Домашние задание: Составить буриме

1.--------------------------мир

----------------------------цветов

----------------------------эфир

----------------------------спиртов.

2.--------------------------травы

----------------------------эфир

----------------------------приправы

----------------------------мир

3.-------------------сенсация

---------------------этерификация

---------------------эфир

---------------------необходим

Игра закончена. Настало время обобщения темы «Эфиры». Пахучие вещества встречаются в очень многих классах органических соединений. Их строение весьма разнообразно: это соединения с открытой цепью насыщенного и ненасыщенного характера, ароматические соединения, циклические соединения с различным числом атомов углерода в цикле. Самая обширная группа пахучих веществ - сложные эфиры .Многие пахучие вещества относятся к альдегидам, кетонам, спиртам и некоторым другим группам органических соединений. Эфиры низших жирных кислот и насыщенных жирных спиртов обладают фруктовым запахом, эфиры алифатических кислот и терпеновых или ароматических спиртов - цветочным запахом. Значительное влияние на запах оказывает величина молекулы. При достижении определенной величины молекулы запах исчезает. Так, соединения алифатического ряда, имеющие 17-18 атомов углерода, как правило, лишены запаха. Запах также зависит от числа атомов углерода в цикле. Например, макроциклические кетоны имеют запах горького миндаля или ментола, дают переходный запах, - запах камфары или мяты, - запах смолы или кедра, - запах мускуса или персика, - запах лука, а соединения с и более не пахнут вообще, либо пахнут очень слабо. Сила запаха зависит также от степени разветвления цепи атомов углерода. Например, миристиновый альдегид пахнет очень слабо, его изомер - сильно и приятно.

Наличие кратных связей - один из признаков того, что вещество обладает запахом. Например, изоэвгенол и эвгенол

У обоих веществ ярко выраженный гвоздичный запах. При этом изоэвгенол имеет более приятный запах. На запах влияет и степень разбавления вещества. Так, некоторые пахучие вещества в чистом виде имеют неприятный запах (например, цибет, индол). Смешивание различных душистых веществ в определенном соотношении может приводить как к появлению запаха, так и к его исчезновению.

Это интересно: Аромат мускон сохранился спустя даже 800 лет. Человек способен научиться распознавать до 4000 различных запахов, пчела – сотни.

Выставление оценок в журнал, дневники.

Домашнее задание: повторить тему «Эфиры»

Слово учителя: А напоследок я скажу (песня)

А напоследок я скажу
Учила вас чему умела,
Чтоб знали вы науки суть,
Я только этого хотела.
Я помню вас таких простых,
Задумчивых, немного нервных
Боящихся меня учить
Но этот страх у вас
Был самый первый
Потом пришло желание узнать,
И страстно грызть гранит науки.
Осталось вам экзамен сдать,
Закончатся все ваши муки.
А напоследок я скажу,
Мне попрощаться лишь осталось.
Я привела вас к рубежу,
Потом начнется все сначала.
А напоследок я скажу.