Цель урока:
Развить у учащихся:
- Проблемное видение различных объектов, их единство и многообразие.
- Умение анализировать задание.
- Аналитическое мышление, способность выдвигать собственные гипотезы.
- Аргументировать свои гипотезы, разрабатывать алгоритм решения проблемной задачи.
- Умение согласованно работать в коллективе.
- Продолжить работу над созданием нормальной социальной среды в классе.
Задачи урока:
- поставить ученика в позицию полноправного субъекта обучения;
- включить его в процесс взаимодействия (учитель-ученик, ученик- ученик);
- организовать деятельность как процесс проблем на основе диалога.
Обучающие цели урока:
- разработать алгоритм решения проблемной задачи;
- добиться усвоения этого алгоритма;
- сформировать умения применять алгоритм при решении задач.
Развивающие цели урока:
- показать необходимость решения проблемных задач в жизни;
- совершенствовать знания о связи между строением и ароматичности фруктов на примере сложных эфиров;
- способствовать совершенствованию интеллектуальных умений (анализа, прогнозирования, умения устанавливать причинно- следственные связи);
- продолжить формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний по химии.
Воспитывающие цели урока:
- вызвать чувство уважения к химии и понимания ее значения в жизни.
Методические приемы: рассказ, беседа, чтение стихов и пение песен, использование демонстрационных материалов (разные фрукты), познавательный, развивающий и обучающий контроль.
Тип урока: решение проблемных задач.
Форма работы на уроке: групповая.
Оборудование урока: демонстрационные материалы, карточки с заданиями, домашнее задание «Составь буриме».
Литература:
- В.П.Долгов « Химия. Справочник абитуриента».
- О.С.Габриелян « Химия 10 класс».
- Химия в школе № 8 2007 год.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемной задачи:
- Класс делится на три команды. Каждая команда получает проблемные задания.
- Работа в группах.
- Обсуждение проблем в классе.
- Обобщение.
- Подведение итогов.
Основные правила для участников:
- Внимательно выслушать проблему, выдвигаемую перед классом одноклассниками или учителем.
- В результате обсуждения каждая группа должна представить на общее обсуждение одно общее решение проблемы и обосновать его. Альтернативные варианты от одной группы не принимаются.
- Обсуждаются достоинства и недостатки различных вариантов и класс пытается найти наиболее адекватное решение проблемы.
Слово Учителя: Папа раз спросил у Иры Что ты знаешь про эфиры Для чего они нужны Почему же так важны Ира даже не гадала И отцу она сказала: Слушай папочка сейчас Интересный мой рассказ: Только химикам известно Что не обойтись здесь без затрат. Спирт с кислотой совместно Дают чудесный аромат. Тут ананас, а тут банан, Тут аромат чудесной сливы. Как же удается нам Распознать, что здесь эфиры. Секрет весь в формулах друзья, Какой спирт, какая кислота Если здесь метилбурат, Аромату яблок каждый рад. Наш интерес ужасно вырос Есть кислород внутри эфиров. Эфиров много так в природе Им применение всегда найдете. |
Итак: вопрос — О чем сегодня мы будем говорить?
- А что еще вы узнали из стихотворения?
А теперь вам дается проблемная задача, которую вы решаете в группах.
В моих руках три фрукта (яблоко, ананас, абрикос), которые обладают своим ароматом за счет сложного эфира. Ваша задача: на основе поисково- исследовательской работы решить проблему, которую я сейчас поставлю перед вами. Вы на основе разных веществ, проводите соответствующие реакции и получаете сложные эфиры, которые являются носителем того или иного аромата фруктов. А также вам необходимо найти ключевые и базовые слова.
1 группа - C, H2, O2. 2 группа - C, O2, H2О. 3 группа - CH4 , H2, O, НBr, Na, О
Яблоко: С3Н7СООСН3 C O CO2 H2O СН3ОН С6Н12О6 CH3COOH. |
Ананас: С3Н7СООС2Н5 С2Н5ОН, СО2, С6Н12О6, С3Н7СООН |
Абрикос: С3Н7СООС4Н9 С2Н4, С2Н5Br, С4Н10 С4Н8, С4Н9ОН, С3Н7СООН |
Ключевые слова для 1 группы: оксиды, углеводы, синтез-газ, спирты, карбоновая кислота, эфир,
Базовые слова: реакция окисления, фотосинтез, масляное брожение, реакция этерификация.
Ключевые слова для 2 группы: оксиды, глюкоза, этиловый спирт, бутановая кислота.
Базовые слова: фотосинтез, спиртовое и масляное брожение, реакция этерификации.
Ключевые слова для 3 группы: алканы, алкены, алкилгалогениды, спирты, карбоновые кислоты, серная кислота.
Базовые слова: крекинг, реакция Вюрца, реакция присоединения, реакция гидротации, реакция окисления, реакция этерификация.
После 15 мин. ребята защищают свои поисковые работы.
Домашние задание: Составить буриме
1.--------------------------мир
----------------------------цветов ----------------------------эфир ----------------------------спиртов. 2.--------------------------травы ----------------------------эфир ----------------------------приправы ----------------------------мир 3.-------------------сенсация ---------------------этерификация ---------------------эфир ---------------------необходим |
Игра закончена. Настало время обобщения темы «Эфиры». Пахучие вещества встречаются в очень многих классах органических соединений. Их строение весьма разнообразно: это соединения с открытой цепью насыщенного и ненасыщенного характера, ароматические соединения, циклические соединения с различным числом атомов углерода в цикле. Самая обширная группа пахучих веществ - сложные эфиры .Многие пахучие вещества относятся к альдегидам, кетонам, спиртам и некоторым другим группам органических соединений. Эфиры низших жирных кислот и насыщенных жирных спиртов обладают фруктовым запахом, эфиры алифатических кислот и терпеновых или ароматических спиртов - цветочным запахом. Значительное влияние на запах оказывает величина молекулы. При достижении определенной величины молекулы запах исчезает. Так, соединения алифатического ряда, имеющие 17-18 атомов углерода, как правило, лишены запаха. Запах также зависит от числа атомов углерода в цикле. Например, макроциклические кетоны имеют запах горького миндаля или ментола, дают переходный запах, - запах камфары или мяты, - запах смолы или кедра, - запах мускуса или персика, - запах лука, а соединения с и более не пахнут вообще, либо пахнут очень слабо. Сила запаха зависит также от степени разветвления цепи атомов углерода. Например, миристиновый альдегид пахнет очень слабо, его изомер - сильно и приятно.
Наличие кратных связей - один из признаков того, что вещество обладает запахом. Например, изоэвгенол и эвгенол
У обоих веществ ярко выраженный гвоздичный запах. При этом изоэвгенол имеет более приятный запах. На запах влияет и степень разбавления вещества. Так, некоторые пахучие вещества в чистом виде имеют неприятный запах (например, цибет, индол). Смешивание различных душистых веществ в определенном соотношении может приводить как к появлению запаха, так и к его исчезновению.
Это интересно: Аромат мускон сохранился спустя даже 800 лет. Человек способен научиться распознавать до 4000 различных запахов, пчела – сотни.
Выставление оценок в журнал, дневники.
Домашнее задание: повторить тему «Эфиры»
Слово учителя: А напоследок я скажу (песня)
А напоследок я скажу
Учила вас чему умела,
Чтоб знали вы науки суть,
Я только этого хотела.
Я помню вас таких простых,
Задумчивых, немного нервных
Боящихся меня учить
Но этот страх у вас
Был самый первый
Потом пришло желание узнать,
И страстно грызть гранит науки.
Осталось вам экзамен сдать,
Закончатся все ваши муки.
А напоследок я скажу,
Мне попрощаться лишь осталось.
Я привела вас к рубежу,
Потом начнется все сначала.
А напоследок я скажу.