Работа воспитателей по формированию у детей правильного произношения, а также по осуществлению индивидуального подхода к детям, имеющим недостатки речи, является профилактическим направлением логопедии, цель которого предупредить появление недостатков речи у детей и помочь их исправить.
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
По материалам обследования, 15–20 % детей, поступающих в школу из детских садов, с несовершенным произношением звуков, таких детей в 5-летнем возрасте около 50 %.
Причины нарушения звукопроизношения могут быть разными, но речь выпускника детского сада должна быть: понятной для окружающих, грамматически правильной, эмоциональной, нормальной по темпу и громкости, и конечно без дефектов звукопроизношения.
Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Поэтому необходима работа по профилактике нарушений звукопроизношения.
Важнейшим фактором детского речевого развития является согласованная совместная деятельность педагогов и специалистов дошкольного учреждения. Преемственность в работе логопеда, воспитателей, тесный контакт детского сада с семьёй обеспечивает наибольший успех в своевременном исправлении недостатков речи у детей дошкольного возраста.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем в условиях логопункта:
- В игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
- На этапе появления звука, воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.
- Закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
Воспитатель в своей практике использует различные формы работы по закреплению поставленного звука, главными из которых являются подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми.
Подгрупповые и индивидуальные занятия воспитателя целесообразно проводить по предложенному алгоритму:
- Организационный момент.
- Упражнения артикуляционной гимнастики (включая мимические упражнения, упражнения на развитие мышц плечевого пояса, шеи, челюсти, губ, языка), упражнение на развитие речевого выдоха.
- Фонетические упражнения (в которых уточнение произношения звуков).
- Речевые упражнения на закрепление правильного произношения звука в слогах, словах, фразах – в зависимости от этапа автоматизации звука (указывает логопед).
Примерный план подгруппового занятия воспитателя с детьми по автоматизации звуков [С] в словах и фразах
Цель: автоматизировать звук [С] в словах, чистоговорках, в упражнении «Кто рядом». Развивать артикуляционную моторику, мимику.
Материал: магнитная доска, картинки с изображениями животных и птиц, в названии которых звук [С] (слон, лиса, соболь, косуля, носорог, суслик, росомаха, страус, сокол, ястреб, сова, барсук); иллюстрация с изображением зоопарка, служителя зоопарка; карточки с изображением эмоциональных состояний: радость, удивление, грусть.
1. Организационный момент.
У воспитателя в руках «письмо-приглашение»: приглашение посетить зоопарк.
2. Мимическое упражнение. «Уважаемые ребята! Приглашаю вас посетить наш веселый зоопарк. Наши звери с нетерпением ждут встречи с вами!» – Радостное выражение лица. «В зоопарке появилось много новых зверей: от самых маленьких до великанов.» – Удивленное выражение лица. «Но у нас неприятность – заболел слоненок.» – Грустное выражение лица. «Ждем вас! Служитель зоопарка Сан Саныч».
Скажем волшебные слова и очутимся в зоопарке: «Сэми-сэми-бумс».
3. Упражнение на верхний плечевой пояс, мышцы шеи.
«Мы оказались в зоопарке во время утренней гимнастики». (На доске картинки с изображениями птиц и зверей, в названии которых звуки [С]).
«Звероаэробика».
Сокол: движения руками-«крыльями» в стороны, вверх, вниз. Вдох носом – руки вверх, выдох носом – руки вниз.
Сова: вращение головы слева и направо. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте.
Страус: наклонить голову вперёд-вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом).
Косуля: имитация жевания.
Лиса: одновременное прищуривание глаз; нюхательное движение.
Суслик: попеременное надувание и втягивание щек.
4. Артикуляционная гимнастика.
1) «Улыбочка»
«Скалит зубы волк из клетки – |
|
|
|
Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. (5–10 сек). |
2) «Обезьянка».
Дразнит с ветки обезьянка – |
|
|
|
Губы сомкнуты. Язык поместить между нижней губой и нижними зубами (5 сек). |
3) «Киска сердится».
Рассердилась киска: |
|
|
|
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута дугой. (5–10 сек). |
4) «Чистим зубки».
Зубы вычистить охота |
|
|
|
Рот широко открыт, кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. |
5. Фонетическое упражнение.
Служитель зоопарка приглашает зверей на водные процедуры.
Шум воды из шланга: С-С-С-С…
Уточнение артикуляции звука: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка прячется за нижние зубки, струя воздуха идет посередине языка.
6. Подбор слов со звуком [С].
«Кто умылся в зоопарке?» (Называние животных по картинкам: слон, лиса, соболь, косуля, носорог, суслик, росомаха, страус, сокол, ястреб, сова, барсук):
– «Умылся слон, умылась лиса, умылся соболь» и т.д.
7. Чистоговорки со звуком [С].
Мы учим звук С:
са-са-са – в клетке бегает лиса
сы-сы-сы – пышный хвостик у лисы
су-су-су – рыбку я лисе несу.
8. Упражнение на автоматизацию звука [С] во фразах:
«Кто рядом?» (по картинкам)
- Рядом с лисой слон и суслик.
- Рядом с совой сокол и ястреб.
- Рядом с косулей носорог и слон. И т.д.
9. Итог. Попрощаемся с обитателями зоопарка со словом «до свидания»: «до свидания слон», «до свидания лиса», и т.д.
Речевой материал, который используется на занятии, зависит от этапа автоматизации звука. На первом этапе автоматизации, выполняем больше упражнений на изолированное произнесение звука и произнесение слогов, на втором этапе – больше игр со словами и предложениями. На заключительном – третьем этапе автоматизации звука, больше работаем с текстом: пересказ, составление рассказа по опорным картинкам, придумывание окончания рассказа, работа с восстановленным текстом, драматизация.
Литература:
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: Литера, 2007.
- Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.