Цель:
- Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес,
формировать умение делать выводы.
- Воспитывать культуру общения в группах, в парах.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к
природе.
Оборудование:
- карточки с изображением растений,
- карточки с названиями групп растений,
- схематическое изображение существенных признаков каждой группы растений,
- презентация.
Ход урока
Этап урока | Содержание | Примечание |
Организационный момент. Цель: настроить детей на плодотворную работу на уроке. |
- Начинаем урок окружающего мира. Мы
покажем, как научились работать на уроках, но
самое главное, мы должны поработать на себя,
узнать что-то новое на уроке. - У каждого на парте сигнальная карточка. Эта карточка для меня. В конце урока с помощью шкалы вы покажете мне, как усвоили тему урока. И в то же время вы проконтролируете себя. |
|
Подготовка к восприятию нового
материала. Цель: создание ситуации успеха, подвести детей к постановке новой учебной задачи. |
Урок начнем с загадок:
(береза)
(крыжовник)
(одуванчик)
(ель, сосна)
(крапива)
(малина) - Прочитайте еще раз отгадки и подумайте, каким одним словом можно все это назвать? /Растения/ |
(По мере отгадывания карточки с
ответами появляются на доске). (На данном этапе урока создается ситуация успеха – дети с интересом выполняют предложенное задание, а главное – сейчас дети уверенны в своих знаниях). |
Сообщение темы урока: | - Итак, сегодня мы будем говорить о растениях, выясним, какие бывают растения. | Тема урока отражается на слайде.
|
Работа над новой темой. Цель: постановка новой учебной задачи, ее решение. |
- Вы быстро и правильно отгадали
загаданные растения, а видели ли вы их? - Я предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача – соотнести названия растения с его изображением. Одна группа работает на доске, остальные готовятся проверять. Проводится проверка. У остальных так же? - Молодцы. С растениями определились верно. Знания внешнего облика растений поможет вам конкретнее разобраться – какие бывают растения. А мир растений очень разнообразен и представленные на доске растения тоже разные. - А можно ли их по каким либо признакам распределить на группы? - Давайте попытаемся. Вам предстоит еще раз поработать в группах. Попробуем распределить растения на группы. Проверка. 1 человек от группы отчитывается у доски - Что получилось у остальных групп? Далее следует разбор: - Почему береза и ель попали в одну группу? - У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений. - Как назовем эту группу растений? – Деревья. - Все ли деревья одинаковы? Какие среди них можно выделить? /Лиственные, хвойные/. - Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки , т.е. хвоинки/. - Итак, одну группу растений мы выделили – деревья. - Почему в одну группу попали крыжовник и малина? - У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений. - Как назовем эту группу растений? – Кустарники. - Мы выделили еще одну группу растений – кустарники. Аналогично проводится работа с группой “травы”. - Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы. |
Используется групповая форма работы. (Наглядное представление растений поможет детям в дальнейшем исследовании).
Дети в группах должны попытаться выявить группы растений – деревья, кустарники, травы по их существенным признакам. /Если появились сомнительные варианты, откладываем их в сторону, их рассмотрим после вычленения существенных признаков каждой группы растений/. /Появляется схематическое изображение/ /Появляется карточка с названием данной группы/. Знания внешнего облика растений – деревьев должны помочь сориентироваться, что деревья бывают лиственные и хвойные. /Появляется схематическое изображение/. Появляется карточка с названием над данной группой. /На данном этапе урока важно дать детям поработать самостоятельно, порассуждать, сделать выводы, сравнить свои предположения с другими мнениями/.
/Если имелись сомнительные варианты растений при работе в группах, рассматриваются их существенные признаки и растение заносится в определенную группу/. |
Физминутка. Цель: дать передышку детям, отдохнуть, реализовывается здоровьесберегающий компонент. |
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше. |
|
Закрепление нового материала. Цель: проверить, как дети усвоили тему урока, самоконтроль. |
- Давайте проверим, верны ли наши
изыскания. Поможет нам учебник. с. 46, прочитать
параграф. /Читает один ученик/. - Верны ли оказались наши выводы? - Проверим, как усвоили материал. Работать будем в рабочих тетрадях. 1 ряд – с. 20 №5 Взаимопроверка. - 1 ряд, У кого все верно? |
/С помощью учебника –достоверного
источника, дети сверяют полученные
самостоятельно, выводы, заключают, правы ли они
были в своих предположениях/. /Задания даются дифференцировано/. Ребята в классе рассажены по рядам – по “силам”. /Работа осуществляется в парах/. /сомнительные варианты рассматриваются/ |
Итог урока. | Слайд 5 - Итак, ребята, что нового узнали о растениях? - На какие группы делятся все растения? - Назовите существенные признаки каждой группы растений. - Положите перед собой сигнальные карточки и отметьте при помощи шкалы, как вы поняли тему урока |
Вопросы на слайде. |
Домашнее задание. | Учебник с. 48 -49 читать о красоте растений. Подготовить сообщение о каком либо растении – чем оно удивительно | Задание записано на доске. |