Цель и задачи:
- Закреплять знания о видах искусства; продолжить знакомство детей с жанрами живописи; познакомить с творчеством известных русских художников и с творчеством современных камчатских пейзажистов.
- Развивать речь, пополнять словарный запас; развивать умение ясно излагать свои мысли; развивать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой; развивать положительные эмоции при знакомстве с картинами русских художников.
- Воспитывать любовь к прекрасному.
Обрудование: Репродукции: И.И. Шишкин “Рожь”, А.К. Саврасов “Грачи прилетели”, И. Бродский “Опавшие листья”, К. Ф. Юон “Волшебница– зима”, М. П. Кончаловский “Овощи”, И. Т. Хруцкий “Цветы и плоды”, И.И. Машков “Снедь московская”, Л. П. Кончаловский “Сирень”, И. Суриков “Боярыня Морозова”, И. Крамской “Неизвестная”, В. Серов “Портрет Ермоловой”, В. Тропинин “А.С. Пушкин”, О. Кипренский “А.С. Пушкин”, В. Серов “Девочка с персиками”, фонограмма “Птичьи голоса”; Антонио Вивальди Цикл “Времена года”, наглядное пособие “Ключевые понятия”, учебник Е.В. Саплиной, А.И. Саплина Введение в историю, 4 класс,2002г.
ХОД УРОКА
I . Организационный момент
(Играет музыка)
II.
Беседа об искусстве- Что такое искусство? (Ответы детей)
- Какие виды искусства вам известны? (ответы детей)
Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем симфонии, читаем романы и поэмы, останавливаемся перед великолепными зданиями, следим за движением танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И. эти разные, казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом – искусство.
Архитектур – искусство строить здания и их комплексы, неразрывно решая практические и идейно-художественные задачи.
Скульптура - объемные изображения, вылепленные из мягкого материала (глины, воска, пластилина), высеченные из камня, вырезанные из дерева и т.д.
Музыка – это физическое явление – есть высокоорганизованный шум.
Живопись - художественное изображение предметного мира на плоскости, выполненные красками и другими материалами, наносимых на какую-то твердую поверхность.
III. Проверка домашнего задания
Вопросы детям:
- С какими видами искусства вы уже знакомы?
- Что такое архитектура?
- Задание:
(Названия архитектурных сооружений, фамилии архитекторов и названия городов, представляются в разбросанном порядке). Соотнесите архитектурное сооружение, его автора и город, в котором оно находится.
- Кто автор\архитектор?
- В каком городе находится эта достопримечательность?
- Чем отличается собор от дворца?
Правильные ответы:
Большой Екатеринский дворец (Рисунок 1) Растрелли Ф.Б. г. Санкт-Петербург
Зимний дворец (Рисунок 2) Растрелли Ф.Б. г. Санкт-Петербург
Смольный монастырь(Рисунок 3) Растрелли Ф.Б. г. Санкт-Петербург
Исаакиевский собор (Рисунок 4) Монферран О. г. Санкт-Петербург
Адмиралтейство(Рисунок 5) Захаров А.Д. г. Санкт-Петербург
Большой кремлевский дворец(Рисунок 6) Тон К.А. г.Москва
IV. Новая тема
Предлагаю вспомнить, что такое живопись.
Живопись – вид изобразительного искусства. С картинами или полиграфическим воспроизведением репродукциями – мы встречаемся довольно часто. Самые древние произведения живописи обнаружены учеными на стенах пещер, в которых обитали первобытные люди.
- Как же это случилось?
(Рассказ ученика из учебника стр. 91-92).
Шли века, но не угасало стремление людей передать с помощью рисунка красоту жизни. Живопись развивалась, появились различные жанры.
- Какие жанры живописи вам известны?
Пейзаж – изображение природы.
Натюрморт – воспроизведение предметов обихода, цветов, снеди, фруктов и др.
Портрет – изображение человека.
Бытовой жанр – область ИЗО, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.
Исторический жанр – область ИЗО, посвященная изображению исторических событий и действий исторических лиц.
Батальный жанр – область ИЗО, посвященная военной тематике.
- Где мы можем познакомиться с картинками и авторами ? (ответы детей)
Совершим экскурсию по выставочным залам и музеям. Но начнем мы, пожалуй, вот с чего…
V. Психологическая минутка
Чтобы встретиться с прекрасным, у Вас и на душе должно быть прекрасно. Проверим: готовы ли вы к встрече с прекрасным.
Задание:
Предлагаю подумать и назвать свой любимый цвет, но только один и самый любимый на данный момент.
Услышала:
Красный – соответствует восторгу;
Оранжевый – выражает радость и веселье;
Желтый – соответствует светлому, приятному настроению;
Зеленый – спокойное состояние;
Синий – грустному, неудовлетворенному;
Фиолетовый – тревожное состояние;
Черный – соответствует упадку;
Белый – страх.
Первый зал
Мы попали в зал пейзажной картины. Пейзажная картина дает художнику возможность выразить свое отношение к миру, к миру природы, которая нас окружает. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, раздумья, переживания. Поэтому произведения пейзажистов нам обычно близки и понятны, хотя человек в пейзажной картине нередко отсутствует.
И.И. Шишкин “Рожь”(Рисунок 7)
А.К. Саврасов “Грачи прилетели” (Рисунок 8)
И.И. Бродский “Опавшие листья” (Рисунок 9)
К.Ф. Юон “Волшебница-зима” (Рисунок 10)
- Посмотрите эти репродукции, какие из них вам знакомы?
1. Для каждого художника – каждое время года – это определенное настроение. Возьмем, к примеру, картину Юона “Волшебница-зима”. Для него зима это игра снежинки, катание на санях. Природа так преобразилась после снегопада.
2. Перейдем к следующей картине – И.И. Бродский “Опавшие листья”.
- Что вы видите и чувствуете, остановившись у этой картины? (высказывания детей)
Для одного осень это конец жизни, красивое увядание, тоска по уходящему.
Необратимый круг жизни, в котором рано или поздно наступает момент, когда нужно умереть, чтобы возродиться вновь. Обратим внимание, как здесь тепло и спокойно, несмотря на то, что это осень.
3. Полная противоположность картина А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.
(Звучит фонограмма птичьих голосов)
Шум, гам кругом. Это небольшая стая голов перебудить всю отпор, у нее нет обратного пути, весна пришла окончательно и бесповоротно.
- Вы что-нибудь слышите, смотрите на картину? (ответы детей)
4. Глядя на эту картину, на ум приходят строки:
“Рожь, рожь и до свода голубого..”
Полуденный зной, бескрайнее море золота, где-то далеко срастающегося с небосводом. В картине “Рожь” природа демонстрирует следы постоянной творческой деятельности человека. Она пропитана его присутствием, его трудом.
Задание:
- Чем чаще смотришь на картину, замечаешь все больше предметов, на что первый раз не обратил внимания. Назовите их.
- Какие они вызывают у вас ассоциации? (вспоминают русские народные пословицы, поговорки, приметы: “День год кормит”, “Весна красна цветами, а осень плодами”, “Один в поле не воин”, “Ты посей рожь – васильки сами взойдут”).
Итог: Пейзажная живопись не терпит суетности. Эти картины нельзя осмотреть за одно мгновение. В них надо всматриваться, любимый пейзаж позволит тебе вернуться на любимое место , в любое время. На протяжении лет пейзажи не изменяются.
Второй зал
Повторим – что такое натюрморт.
- Приходилось ли вам рисовать натюрморты? На какую тему?
- Какие предметы вы бы выбрали для того, чтобы нарисовать натюрморт на школьную тему?
Предлагаю вашему вниманию 4 произведения этого жанра:
М.П. Кончаловский “Овощи” (Рисунок 11)
Н.Т. Хруцкий “Цветы и плоды” (Рисунок 12)
И.И. Машков”Снедь московская” (Рисунок 13)
Л.П. Кончаловский “Сирень” (Рисунок 14)
- Какие ощущение зародилась в вас, когда вы посмотрели на эти картины?
(Высказывания детей)
Особо хочется остановиться на картине Ивана Тимофеевича Хруцкого “Цветы и плоды”.
Все предметы на картине очень продуманы. Расположив их вдоль мраморного стола, художник подчеркнул светом передний план. Зрительный центр картины – ваза с цветами. Преобладающие цветы светлой окраски, особенно желтые. Желтый цвет господствует и в окраске плодов, как в корзине с персиками.
(Вспомним цвета настроения)
Нужно заметить, что Хруцкий выразительно обыгрывает в своем натюрморте иллюзию глубины.
С огромной тыквы свисает кисть винограда, в глубине поблескивает стеклянный графин, слева видна корзина полная ягод.
Самое привлекательное в картине – (ответы учеников)
– нежность цветочных лепестков;
– шероховатость листьев;
– пушистая поверхность персиков;
– грубая дранка корзины, кожура тыквы.
Достиг этого художник при помощи светотени.
Картина вызывает желание потрогать, откусить, понюхать, будто изображенные предметы реальны.
Третий зал
Прежде чем перейти в следующий зал, я вам напомню содержание известных вам картин, а вы опознайте их.
Игра: “Словесный портрет”
(По описанию дети должны узнать картину)
И. Суриков “Боярыня Морозова” (Рисунок 15)
– Властная женщина с высоко поднятыми двумя перстами на зимней телеге.
И. Крамской “Неизвестная” (Рисунок 16)
– Дама в шляпе с загадочным взглядом сидит в открытой коляске.
В.А. Серов “Портрет Ермоловой” (Рисунок 17)
– Женщина в черном платье с гордой статью и глубоко задумчивым взглядом.
Вы догадались, что мы переходим в третий зал – портретной живописи. Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров ИЗО.
Давайте поменяемся ролями. До этой минуты я была вашим экскурсоводом, а теперь вы поведете меня по залу портретной галереи.
(Дети выступают в роли экскурсоводов, знакомят с портретом В.А.Серова “Девочка с персиками”)
- Вы обратили внимание, что у нас два портрета А.С. Пушкина?
- Как вы думаете. Это один и тот же портрет?
- А в чем вы заметили различие?
Два замечательных портретиста своего времени О.А. Кипренский и В.А. Тропинин оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славе. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Вы чувствуете, что, несмотря на то, что художники рисовали одного и того жнее человека, причем в одно и тоже время (1847 год) портреты отличаются друг от друга. Просто каждый взглянул на поэта по-своему и решил запечатлеть тот образ, который ассоциируется с именем Пушкина.
VI. Домашнее задание
Представлять особо этот жанр не стоит. С картинами этого направления живописи мы встречались на уроках русского языка, чтения, истории и др. – это сюжетная живопись (бытовой жанр, исторический жанр и т.д.)
Задание: (учебник стр. 93-97)
-Рассмотреть сюжетную живопись самостоятельно по учебнику.
-Определить жанры.
-Передать сюжет картины В.И. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”.
VII. Итог урока
Закончился наш урок – экскурсию хочется словами В.И. Ленина, “… искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими…”.
- Что вы поняли из сказанного, показанного на уроке?
- Были ли новые открытия?
Хорошо, если у вас действительно появилось желание знать, как можно больше художников, увидеть их картины. Для вас всегда открыты двери всех музеев, выставочных залов. Было бы желание. Дерзайте! Вперед навстречу прекрасному!