Урок информатики по теме "Кодирование информации" («Хитрое кодирование»)

Разделы: Информатика


Цели:

  • повторить основные понятия кодирования информации, передачи информации, носителей информации
  • углубить представление учащихся о формах представления информации;
  • акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространенных форм представления информации.
  • воспитание бережного отношения к технике

Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала

Оборудование урока:

  • Программа презентаций MicrosoftPowerPoint
  • Интерактивная доска, мультимедийный проектор
  • Презентации со слайдами, представляющими новый материал

Основные понятия:

  • Код
  • Кодирование
  • Криптография
  • Условный знак

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя сопровождается презентацией (Приложение 1)

Говорят ли вам что-нибудь слова "Розеттский камень"?

Рассказать легенду о «Розеттском камне» (взята в Интернете). (можно дать сообщение ученикам).

В мире еще много нерасшифрованных древних письменностей. Вот, например, знаменитый Феcтский диск - пример иероглифической письменности Древнего Крита. (слайд)

Сегодня наш урок мы назвали «Хитрое» кодирование. В конце урока мы ответим с вами на вопрос, почему именно так называется наш урок.

3. Актуализация знаний.

  • Что вы понимаете под кодированием информации?
  • Что можно назвать кодом?
  • С какой целью люди кодируют информацию?
  • Какие формы или способы представления информации вы знаете? (на доску вывешиваются три таблички: графический, числовой, символьный)
  • Зависит ли форма представления информации от носителя информации? (бумага, камень, электронные носители)

Ученики дают определение кодирования и декодирования информации (слайд).

Рассматривается азбука Морзе, как пример кодирования информации (рассказ о истории создания); древнегреческая письменность. Ребятам даётся понятие криптографии. (Вопрос защиты ценной информации путем ее видоизменения, исключающего ее прочтение незнакомым лицом тревожила лучшие человеческие умы еще с самых древних времен. История шифрования – почти что ровесница истории человеческой речи. Кроме того, изначально письмо само по себе было кpиптогpафической системой, поскольку в древних обществах подобным знанием обладали лишь избранные. Священные манускрипты различных древних государств тому пpимеpы.

С тех пор как письменность стала широко распространенной, кpиптогpафия стала становиться вполне самостоятельной наукой. Первые криптографические системы можно встретить уже в начале нашей эпохи. Например, Юлий Цезарь в своей личной переписке пользовался более менее систематическим шифром, который впоследствии был назван его именем.

Серьезное развитие шифровальные системы получили в эпоху первой и второй мировых войн. Начиная с ранней послевоенной поры и по сей момент появление современных вычислительных аппаратов убыстрило создание и усовершенствование шифровальных методов.

Предложить ребятам разгадывание ребусов, составленных учителем и одноклассниками (как выполнение домашнего задания) слайды (Приложение 1)

4. Выполнение заданий на местах. Ребятам выданы карточки с русским алфавитом, предлагается расшифровать и зашифровать слова.

5. Практическая работа

За компьютером – 8 человек выполняют практическую работу «Зашифрованные пословицы» (тексты пословиц заранее расположены на рабочих столах ученических компьютеров). Практическая работа предусматривает развитие навыков работы с клавиатурой.

Задание. Необходимо правильно расставить пробелы в предложенных фразах.

  • Чтон апи сан опер ом, тон ев ыруб ишь то по ром. (Что написано пером, то не вырубишь топором)
  • Ус трах агл аза в ели ки. (У страха глаза велики)
  • С мел огоп уляб оит ся (Смелого пуля боится)
  • Нас ерди тыхво дув озят (На сердитых воду возят)
  • В сякс в оегос час тьяку знец. (Всяк своего счастья кузнец)

6. Индивидуальная работа

Задание 1

Декодирование записей с помощью шифра Цезаря: (Приложение 2)

  1. ЕЗФЮ ПЛУ ЫЗОСЕЗН ЦНУГЬГЗХ ФСДСМ.
  2. ЫЗОСЕЗН ШСУСЬ, НСЁЖГ ЩГУЛХ ПЛУ.

Ответы:

  1. Весь мир человек украшает собой.
  2. Человек хорош, когда царит мир.

Задание 2.

Внимательно изучите примеры разных знаков и закодированных сообщений.

Ответьте на поставленный вначале урока вопрос «Почему наш сегодня урок называется «Хитрое кодирование»?»

Примеры разных знаков и закодированных сообщений (заимствовано из Интернета)

«Легенда»
плана города

Китайские иероглифы

Ноты

Алфавит гоблинов, придуманный Д.Р.Р. Толкином

7. Домашнее задание.

Ребятам выдаются красочные буклеты с «шифром Цезаря» и предлагается выполнить задачу на декодирование информации.(Приложение 2)

Литература

  1. Учебник «Информатика 5 класс», автор Л.Босова
  2. Рабочая тетрадь по информатике 5, автор Л.Босова 
  3. И.Д.Агеева, Занимательные материалы по информатике и математике.