Цели:
- повторить основные понятия кодирования информации, передачи информации, носителей информации
- углубить представление учащихся о формах представления информации;
- акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространенных форм представления информации.
- воспитание бережного отношения к технике
Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала
Оборудование урока:
- Программа презентаций MicrosoftPowerPoint
- Интерактивная доска, мультимедийный проектор
- Презентации со слайдами, представляющими новый материал
Основные понятия:
- Код
- Кодирование
- Криптография
- Условный знак
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя сопровождается презентацией (Приложение 1)
Говорят ли вам что-нибудь слова "Розеттский камень"?
Рассказать легенду о «Розеттском камне» (взята в Интернете). (можно дать сообщение ученикам).
В мире еще много нерасшифрованных древних письменностей. Вот, например, знаменитый Феcтский диск - пример иероглифической письменности Древнего Крита. (слайд)
Сегодня наш урок мы назвали «Хитрое» кодирование. В конце урока мы ответим с вами на вопрос, почему именно так называется наш урок.
3. Актуализация знаний.
- Что вы понимаете под кодированием информации?
- Что можно назвать кодом?
- С какой целью люди кодируют информацию?
- Какие формы или способы представления информации вы знаете? (на доску вывешиваются три таблички: графический, числовой, символьный)
- Зависит ли форма представления информации от носителя информации? (бумага, камень, электронные носители)
Ученики дают определение кодирования и декодирования информации (слайд).
Рассматривается азбука Морзе, как пример кодирования информации (рассказ о истории создания); древнегреческая письменность. Ребятам даётся понятие криптографии. (Вопрос защиты ценной информации путем ее видоизменения, исключающего ее прочтение незнакомым лицом тревожила лучшие человеческие умы еще с самых древних времен. История шифрования – почти что ровесница истории человеческой речи. Кроме того, изначально письмо само по себе было кpиптогpафической системой, поскольку в древних обществах подобным знанием обладали лишь избранные. Священные манускрипты различных древних государств тому пpимеpы.
С тех пор как письменность стала широко распространенной, кpиптогpафия стала становиться вполне самостоятельной наукой. Первые криптографические системы можно встретить уже в начале нашей эпохи. Например, Юлий Цезарь в своей личной переписке пользовался более менее систематическим шифром, который впоследствии был назван его именем.
Серьезное развитие шифровальные системы получили в эпоху первой и второй мировых войн. Начиная с ранней послевоенной поры и по сей момент появление современных вычислительных аппаратов убыстрило создание и усовершенствование шифровальных методов.
Предложить ребятам разгадывание ребусов, составленных учителем и одноклассниками (как выполнение домашнего задания) слайды (Приложение 1)
4. Выполнение заданий на местах. Ребятам выданы карточки с русским алфавитом, предлагается расшифровать и зашифровать слова.
5. Практическая работа
За компьютером – 8 человек выполняют практическую работу «Зашифрованные пословицы» (тексты пословиц заранее расположены на рабочих столах ученических компьютеров). Практическая работа предусматривает развитие навыков работы с клавиатурой.
Задание. Необходимо правильно расставить пробелы в предложенных фразах.
- Чтон апи сан опер ом, тон ев ыруб ишь то по ром. (Что написано пером, то не вырубишь топором)
- Ус трах агл аза в ели ки. (У страха глаза велики)
- С мел огоп уляб оит ся (Смелого пуля боится)
- Нас ерди тыхво дув озят (На сердитых воду возят)
- В сякс в оегос час тьяку знец. (Всяк своего счастья кузнец)
6. Индивидуальная работа
Задание 1
Декодирование записей с помощью шифра Цезаря: (Приложение 2)
- ЕЗФЮ ПЛУ ЫЗОСЕЗН ЦНУГЬГЗХ ФСДСМ.
- ЫЗОСЕЗН ШСУСЬ, НСЁЖГ ЩГУЛХ ПЛУ.
Ответы:
- Весь мир человек украшает собой.
- Человек хорош, когда царит мир.
Задание 2.
Внимательно изучите примеры разных знаков и закодированных сообщений.
Ответьте на поставленный вначале урока вопрос «Почему наш сегодня урок называется «Хитрое кодирование»?»
Примеры разных знаков и закодированных сообщений (заимствовано из Интернета)
«Легенда» |
|
Китайские иероглифы |
|
Ноты |
|
Алфавит гоблинов, придуманный Д.Р.Р. Толкином |