Продолжительность урока: 45 мин
Тип урока:
- комбинированный:
- новый материал - беседа;
- закрепление - устный опрос по теории;
- проверка знаний - самостоятельная работа.
Цели урока:
- дать понятие, назначение и функции устройств внешней памяти, их характеристик;
- закрепление материала по теме "Архитектура современных компьютеров";
- использование информационных технологий;
- привитие навыка самостоятельного в мышлении и учебной деятельности;
- развитие любознательности, инициативы;
- воспитание информационной культуры;
- повторение правил техники безопасности.
План урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Повторение материала предыдущего урока (устный опрос) (4 мин).
- Объяснение нового материала (20 мин).
- Закрепление
- устный опрос (5 мин);
- практическое задание (12 мин).
- Обобщение урока, домашнее задание (2 мин).
Средства обучения:
Технические средства:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютеры.
Программные средства:
- редактор презентаций MS PowerPoint;
- демонстрация презентации "Внешняя память";
- раздаточный практический материал "Таблица сравнения" (созданный в MS Word и загруженный на локальные компьютеры).
Учебные пособия, ресурсы:
- Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. - М.:БИНОМ, 2008;
- Соловьева Л.Ф., Информатика в видеосюжетах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002;
- Интернет-ресурсы (изображения).
Ход урока
I. Организационный момент
На экране тема урока (слайд 1).
Учитель: Мы продолжаем изучение темы "Архитектура современных компьютеров" На предыдущих уроках мы рассмотрели магистрально-модульный принцип построения компьютера, а также устройство и работу процессора, оперативной памяти, протестировали компьютеры.
II. Повторение материала предыдущих уроков
Вопрос | Ответ |
1. Вспомните, кто сформулировал принципы, на которых основана архитектура современных компьютеров? | Джон фон Нейман (на основе идей Чарльза Беббиджа) |
2. Один из принципов гласит: программы и данные хранятся в одной и той же памяти; над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными. Назовите его. О какой памяти идет речь? | Принцип однородности памяти. Оперативная память. |
3. Но ведь она энергозависима. Где тогда можно хранить информацию при выключенном компьютере? | Во внешней памяти. |
III. Объяснение нового материала
Далее объяснение материала идет на основе презентации (Приложение 1), в которой рассматриваются не только виды носителей, но и правила техники безопасности для сохранности информации на них.
IV. Закрепление.
Устный опрос по теории: На слайде 14 высвечиваются вопросы для закрепления. По ним проводится устный опрос.
- Как можно увеличить информационную емкость жестких дисков?
- Почему в CD-дисководах используют инфракрасный лазер, в DVD-дисководах - красный лазер, а в HD DVD- и Blu-Ray-дисководах - синий лазер?
- В чем состоит отличие между дисками CD-ROM, CD-R и CD-RW?
- Что означают числа маркировки DVD-дисководов?
- В чем состоит отличие микросхем флэш-памяти от микросхем оперативной памяти?
- В чем состоит преимущество флеш-памяти перед магнитной и оптической долговременной памятью?
Практическое задание: На слайде 15 высвечивается задание для самостоятельного выполнения. Учащиеся должны прочитать его, сесть за компьютеры, открыть текстовый файл (Приложение 3) и выполнить задания.
Задание:
1. Проведите сравнительный анализ преимуществ и недостатков электронных носителей, предварительно сведя их характеристики в одну таблицу. Добавьте свою характеристику.
Емкость | Мобильность | Длительность хранения | |
Гибкие магнитные диски | |||
Жесткие магнитные диски | |||
Оптические диски | |||
Флеш-карты |
2. Введите свои данные:
Фамилия, имя _______________________________________, класс ___________
3. Сохраните файл в своей папке под именем "Сравнительная характеристика.doc"
V. Домашнее задание, обобщение материала.
Примечание. В презентации используется видеофайл (Приложение 2), который возможно придется установить дополнительно (это связано с техническими проблемами). Данный файл можно взять из Электронной библиотеки Кирилла и Мефодия.