Внешняя память (10-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 10


Продолжительность урока: 45 мин

Тип урока:

  • комбинированный:
  • новый материал - беседа;
  • закрепление - устный опрос по теории;
  • проверка знаний - самостоятельная работа.

Цели урока:

  • дать понятие, назначение и функции устройств внешней памяти, их характеристик;
  • закрепление материала по теме "Архитектура современных компьютеров";
  • использование информационных технологий;
  • привитие навыка самостоятельного в мышлении и учебной деятельности;
  • развитие любознательности, инициативы;
  • воспитание информационной культуры;
  • повторение правил техники безопасности.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Повторение материала предыдущего урока (устный опрос) (4 мин).
  3. Объяснение нового материала (20 мин).
  4. Закрепление
    • устный опрос (5 мин);
    • практическое задание (12 мин).
  5. Обобщение урока, домашнее задание (2 мин).

Средства обучения:

Технические средства:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютеры.

Программные средства:

  • редактор презентаций MS PowerPoint;
  • демонстрация презентации "Внешняя память";
  • раздаточный практический материал "Таблица сравнения" (созданный в MS Word и загруженный на локальные компьютеры).

Учебные пособия, ресурсы:

  • Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. - М.:БИНОМ, 2008;
  • Соловьева Л.Ф., Информатика в видеосюжетах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002;
  • Интернет-ресурсы (изображения).

Ход урока

I. Организационный момент

Презентация.

На экране тема урока (слайд 1).

Учитель: Мы продолжаем изучение темы "Архитектура современных компьютеров" На предыдущих уроках мы рассмотрели магистрально-модульный принцип построения компьютера, а также устройство и работу процессора, оперативной памяти, протестировали компьютеры.

II. Повторение материала предыдущих уроков

Вопрос Ответ
1. Вспомните, кто сформулировал принципы, на которых основана архитектура современных компьютеров? Джон фон Нейман (на основе идей Чарльза Беббиджа)
2. Один из принципов гласит: программы и данные хранятся в одной и той же памяти; над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными. Назовите его. О какой памяти идет речь? Принцип однородности памяти. Оперативная память.
3. Но ведь она энергозависима. Где тогда можно хранить информацию при выключенном компьютере? Во внешней памяти.

III. Объяснение нового материала

Далее объяснение материала идет на основе презентации (Приложение 1), в которой рассматриваются не только виды носителей, но и правила техники безопасности для сохранности информации на них.

IV. Закрепление.

Устный опрос по теории: На слайде 14 высвечиваются вопросы для закрепления. По ним проводится устный опрос.

  1. Как можно увеличить информационную емкость жестких дисков?
  2. Почему в CD-дисководах используют инфракрасный лазер, в DVD-дисководах - красный лазер, а в HD DVD- и Blu-Ray-дисководах - синий лазер?
  3. В чем состоит отличие между дисками CD-ROM, CD-R и CD-RW?
  4. Что означают числа маркировки DVD-дисководов?
  5. В чем состоит отличие микросхем флэш-памяти от микросхем оперативной памяти?
  6. В чем состоит преимущество флеш-памяти перед магнитной и оптической долговременной памятью?

Практическое задание: На слайде 15 высвечивается задание для самостоятельного выполнения. Учащиеся должны прочитать его, сесть за компьютеры, открыть текстовый файл (Приложение 3) и выполнить задания.

Задание:

1. Проведите сравнительный анализ преимуществ и недостатков электронных носителей, предварительно сведя их характеристики в одну таблицу. Добавьте свою характеристику.

  Емкость Мобильность Длительность хранения
Гибкие магнитные диски      
Жесткие магнитные диски      
Оптические диски      
Флеш-карты      

2. Введите свои данные:

Фамилия, имя _______________________________________, класс ___________

3. Сохраните файл в своей папке под именем "Сравнительная характеристика.doc"

V. Домашнее задание, обобщение материала.

Примечание. В презентации используется видеофайл (Приложение 2), который возможно придется установить дополнительно (это связано с техническими проблемами). Данный файл можно взять из Электронной библиотеки Кирилла и Мефодия.