ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
- сформировать понятие гравитационных сил;
- показать универсальный характер закона всемирного тяготения ;
- познакомить с опытным определением гравитационной постоянной;
Развивающие:
- развивать речь, мышление;
- совершенствовать умственную деятельность: анализ, синтез, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты;
Воспитательные:
- формировать систему взглядов на мир;
- воспитывать интерес к творческий и исследовательский работе..
Оборудование: проекционная аппаратура, презентация "Закон всемирного тяготения" (приложение 1)
Оформление: на доске портрет Исаака Ньютона, под портретом высказывание "Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным"
Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Демонстрации | Средства обучения | Метод изучения нового | |
Закон всемирного тяготения, опыт Кавендиша | Знать смысл закона всемирного тяготения | Движение падающего шарика | Структурно-логическая схема, презентация | Эвристическая беседа, групповая работа | |
Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся) | Временная реализация | ||||
Организационный момент: приветствие, объявление темы урока | 1 минута | ||||
Ориентационно- мотивационный блок | 3 минут | ||||
Подготовка к восприятию нового (фронтальный опрос) | 7 минуты | ||||
Объяснение нового материала: Работа в группах |
15 минут 5 минут |
||||
Закрепление | 6 минут | ||||
Рефлексия | 3 минуты |
Организационный этап
Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами урок изучения нового материала.
Ориентационно-мотивационный блок.
1 слайд.
Скажите, пожалуйста, как связаны между собой падающее яблоко, Земля, вращающаяся вокруг Солнца и сэр Исаак Ньютон.
Предположите, какие слова могут быть написаны на свитке.
2 слайд. Тема урока: Закон всемирного тяготения
Эпиграфом к нашему уроку будут слова:
Причину же свойств силы тяготения я до сих пор не мог вывести из явлений, гипотез же я не измышляю. (И. Ньютон)
3слайд. Какие цели урока вы могли бы поставить исходя из темы урока. (Ученики предлагают варианты целей). Прекрасно, я рада, что наши цели совпадают.
План урока у нас таков:
4 слайд. Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями - а для этого проведём маленький опрос.
Исходя из целей урока, нам нужно решить следующие ЗАДАЧИ УРОКА:
- изучить закон всемирного тяготения и границы его применения;
- рассмотреть историю открытия закона;
- показать практическое значение закона;
- закрепить изученную тему при решении качественных и расчетных задач.
В ходе этой работы мы проверим, насколько продуктивно вы можете работать в группах.
Затем потренируем мозги - порешаем задачи.
Начнем урок с повторения основных понятий курса механики(фронтальный опрос).
Игра "Светофор":
- "Знаю" - зелёный цвет сигнальной карточки
- "Не знаю" - красный цвет
Гиперссылка "Светофор"
- Какой раздел физики называется механикой?
- Какой вопрос решает динамика?
- Перечислите основные физические величины кинематики?
- Перечислите основные физические величины динамики?
- Что такое масса тела?
- Какую физическую величину называют силой?
- В каком случае тело движется с ускорением?
- Сформулируйте III закон Ньютона.
Мы повторили основные понятия и главные законы механики, которые помогут нам изучить тему занятия.
Учитель "случайно" роняет шарик со стола
Ой, извините, что-то упало. Такое же несчастье произошло с одним очень известным яблоком
5 слайд. Подробно эту проблему в своём проекте изучила наша ученица и сейчас она нас познакомит с результатами своих поисков. Гиперссылка "История открытия"
6 слайд. Знаменитой яблони в родовом поместье Ньютона в Вулсторпе (графство Линкольншир, Англия) давно нет, однако путем черенкования от нее произведено уже не одно поколение новых яблонь. Эта, например, растет во дворе колледжа Бэбсон в Уэлсли (штат Массачусетс, США)
7 слайд. Движения яблока и Луны разные, но какие же предположения, позволили Ньютону связать эти явления. Представьте себе, что вы бросаете камень в горизонтальном направлении с вершины горы. Чем больше скорость, тем дальше он улетит. А можно подобрать такую скорость, чтобы камень, падая, не достиг поверхности Земли?
8 слайд. Задание: прокомментируйте рисунки.
Рядом стоят мальчик и девочка, у мальчика в руке цветы (люди притягивают друг друга).
Земля и Луна (притяжение нашей планеты и её естественного спутника).
Притяжение планет Солнечной системы.
Притяжение звёзд.
Еще тысячи лет назад было замечено, что по расположению небесных светил можно предсказать разливы рек, а значит, и урожаи, составлять календари. По звездам - находить правильный путь для морских кораблей. Люди научились вычислять сроки затмений Солнца и Луны. Но слово "космос" в переводе с греческого означает "порядок".
Притяжение тел, находящихся на поверхности нашей планеты к Земле (дома, парашютист, птица и т.п.).
Посмотрите, что произойдёт, если убрать силу взаимодействия Земли и Луны.
В 1667 году английский физик Исаак Ньютон высказал предположение о том, что вообще между всеми телами действуют силы взаимного притяжения.
9 слайд. Их называют теперь силами всемирного тяготения или гравитационными силами.
Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках. Человек подпрыгнув, опускается на Землю, потому что Земля притягивает его. Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, Солнце, спутники и т.п. Взаимное притяжение всех тел Вселенной названо всемирным тяготением.
10 слайд. Теперь давайте выясним, от каких же величин завися силы тяготения:
Групповая работа:
- 1 группа: выяснить как зависят гравитационные силы от массы (приложение 2)
- 2 группа: выяснить как зависят гравитационные силы от расстояния (приложение 3)
Карточка для 2 группы: Предложи способ выяснения зависимости расстояния между телами и силы их взаимного притяжения. Какая Физическая величина в карточке не дана, но она вам необходима для выяснения этой зависимости.
Расстояние между Землёй и Луной 384000 км
Радиус Земли 6400 км
ал = 0,027 м/с2
11 слайд.
Сила, с которой две материальные точки притягиваются друг к другу, пропорциональна их массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
12 слайд.
Опыт Кавендиша. Почему его современники называли опытом по взвешиванию Земли?
13, 14 слайд.
Гравитационная постоянная численно равна силе, с которой притягиваются два тела с массой по 1 кг каждое, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга.
15 слайд. Сила всемирного тяготения сообщает любому телу, находящемуся вблизи поверхности Земли, одинаковое ускорение
Проверь себя! Схема изложения материала:
- F - гравитационная сила
- m1, m2 - массы тел R - расстояние между телами
- Mз - Земли, Mз = 6*1024 кг Rз = 6400 км
- а = F/m = GMз/Rз2 = g
- g = 9,8 м/c2
Если тело на высоте h над поверхностью Земли
- g' = GMз/(Rз+h)2
- Fт = m g
16 слайд. Границы применимости закона:
- Между телами любой формы, если их размеры значительно меньше расстояния между ними;
- Между однородными шарообразными телами (за расстояние принимается расстояние между центрами шаров);
- Между телами шарообразной формы и телом, которое можно принять за материальную точку.
Неприменим
17 слайд. Приливы и отливы притяжение со стороны Луны вызывает на Земле приливы и отливы воды, огромные массы которой поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на высоту нескольких метров. Луна каждые 24 часа 50 минут вызывает приливы не только в океанах, но и в коре Земли, и в атмосфере. Под воздействием приливных сил литосфера вытягивается примерно на полметра.
18 слайд. На Земле есть места, где Закон всемирного тяготения не действует
В Синьцэян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая есть холм, по склону которого вода течет не вниз, а вверх. Этот факт отметили двое путешественников, приехавших туда на автомобилях.
Остановив автомобиль на дне расположенной на вершине холма V-образной впадины и сняв его с тормозов, туристы с удивлением обнаружили, что он сам покатился вверх по склону! Скорость его движения достигала 30 км/час. Вода, вылитая на дорогу, тоже потекла вверх, в сторону вершины. Некоторые ученые пытаются объяснить эти аномальные явления геологическими особенностями местности. Выходит, что законы всемирного тяготения здесь совсем не действуют.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
На доске вывешены карточки с формулами (приложение 4)
Тесты:
- Гравитационные взаимодействия (ЭУТ) компьютерный вариант выполняет 1 ученик
- Закон всемирного тяготения. (ЭУТ) компьютерный вариант выполняет 1 ученик
- Всем ученикам 2 варианта тестов (приложение 5)
Домашнее задание: Параграф 16, упражнение 12 № 1, 2,3*
Если интересно: Открытия на кончике пера:
Перспективное домашнее задание: Вам сообщили, что через год тяготение "отключится". Подготовить проект спасения человечества (срок 2 недели).
Возврат к целям. Посовещайтесь, выдвиньте предположение, почему вы считаете закон тяготения универсальным
Итог:
- В астрономии закон всемирного тяготения является фундаментальным, на основе которого вычисляются параметры движения космических объектов, определяются их массы.
- Предсказываются наступления приливов и отливов морей и океанов.
- Определяются траектории полета снарядов и ракет, разведываются залежи тяжелых руд
- Одно из проявлений всемирного тяготения - действие силы тяжести
Рефлексия: Сегодня вы продуктивно поработали, осознали, глубоко ли вы освоили Закон всемирного тяготения. Развили умения анализировать, синтезировать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты своей работы.
- Какое значение для вас имеют знания и умения, полученные на данном уроке?
Что вызвало наибольшую трудность:
а) изучение материала
б) систематизация знаний?
Исаак Ньютон незадолго перед смертью, словно оглядывая свою жизнь, такую спокойную внешне и такую неистово бурную внутренне, писал: "Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным"
ЛИТЕРАТУРА.
- Тихомирова С.А, Яворский "Физика" 10 класс
- Балашов М.М. "О природе". Книга для учащихся 7 класса. М. Просвещение. 1991 год.
- Балашов М.М. "Физика" 9 класс. М. Просвещение. 1994 год.