- Сегодня мы приступаем к новому разделу "Графические приёмы изображения". Что такое графика? "Графика" - искусство изображать предметы линиями и штрихами без красок, а также произведения этого искусства.
Что такое рисунок? Рисунок - один из видов графики. Изображение или рисунок, полученный с помощью линий, называется линеарным.
Чем можно нанести линию на бумагу? (карандашом, маркером, фломастером и т.д.) Это всё инструменты или графические средства. А то, что вы будете ими изображать будет называться графическим изображением. Мы привыкли думать, что линия - второстепенный элемент изображения, что она помогает сделать контур под цвет. Но в графике линия играет важную роль. В этом легко убедиться, рассматривая гениальные рисунки Леонардо да Винчи, Рубенса, Дюрера Митурича, Бруни и других классиков.
Цель занятия
Овладение приёмами линеарного рисунка.
Основные задачи:
1. Научить приёмам линеарного рисунка.
2. Воспитать эмоциональное отношение к предметному миру.
3. Развить творческие возможности с помощью упражнений и игр.
Рекомендации по ходу занятия
Начинать работать необходимо с тем предметом изображения, который дети знают лучше всего - знают силуэт, характер, пропорции и другие визуальные характеристики. Таких предметов множество: птичка, рыбка, бабочка и т.д.
"Рыбка"
Педагог спрашивает детей: "Какие бывают рыбки?" (блестящие, серебристые, декоративные, весёлые, речные, хищные и т.д.).
Затем педагог даёт детям эмоциональные характеристики линий. Линия ласковая, мягкая, волнистая, пушистая, ажурная, выразительная, яркая, активная, пассивная, ломаная, резкая. Хищную рыбу рисуем резкими, ломаными, активными линиями. Декоративную рыбу рисуем мягкими, ажурными, плавными линиями.
Можно ли научиться линией выражать свои чувства?
Первое задание нам поможет разобраться в этом. Необходимо разбиться на две команды. Допустим, кто сидит слева условно назовём "Хищные", справа - "Декоративные".
Затем педагог даёт детям инструкции, где чётко указаны функции членов команды.
Функции членов команды:
- Капитан - доводит информацию от педагога команде, распределяет обязанности.
- Старший художник - организатор проекта, распределяет инструменты, намечает силуэт.
- Художники - исполнители проекта.
- Критик (аналитик) - защищает работу команды, оценивает работу соперника.
Дети сами выбирают себе капитана, отвечающего за организацию и распределение деятельности, старшего художника, отвечающего за качество рисунка и силуэт, критика - защитника результатов коллективного творчества, художников, отвечающих за точное выполнение поставленных старшим художником задач.
Задание 1
Коллективная работа - 5 минут.
(Материалы: бумага ф. 40 х 50, мольберт, маркер).
Игра с линией. Одна команда создаёт образ хищной рыбы, другая - образ декоративной рыбы.
Цель: создание линией яркого и выразительного образа.
Педагог поручает капитанам выбрать художника (кто будет исполнителем), остальные члены команды подсказывают, советуют. Критик защищает работу своей команды, а оценивает работу аналитик другой команды.
Задание 2
Индивидуальная работа. Нарисовать рыбку разными графическими инструментами.
(Материалы: бумага ф. 15 х 20, карандаши Т, 2М, гелевая ручка, фломастер, маркер).
Цель: индивидуальное владение данными инструментами.
Педагог ставит 3 задачи:
1. Линеарный рисунок карандашом.
2. Линеарный рисунок гелевой ручкой.
3. Линеарный рисунок фломастером и маркером.
Упражнение 1
Педагог интересуется, что дети знают о свойствах карандаша? Какой твёрдый, мягкий? Как обозначается? (Буквами Т, М и Н, В.)
Педагог показывает наглядное пособие "Шкала твёрдости".
- Очень мягкие 8В, 7В и т.д.
- Очень твёрдые 4Н, ЗН и т.д.
Чтобы дети не уставали, переключиться на чтение стихотворения.
Мы рисуем рыбку
"Добрую" и "Злую".
Листик чистенькой бумаги
Смело разрисуем.
Два помощника у нас
Есть на каждом столике,
Это два карандаша -
Мягкий и твёрденький.
Нам сначала нужно
Лишь наметить рыбку
Осторожно, чтобы не
испачкать листик.
Загадка: "Кто сейчас
помощник наш?"
Это твёрдый карандаш.
А теперь, друзья, у нас
Сложная задача.
Чтобы рыбка ожила,
Замахала плавником
Мы дорисовать её должны
Каким теперь карандашом?
Кто сейчас помощник наш?
Это мягкий карандаш.
Упражнение 2
Линеарный рисунок гелевой ручкой (тонкая линия одной толщины), (бумага ф. 15 х 20, гелевая ручка).
Задача: Создать одной линией ажурный силуэт рыбки, не отрывая ручки от бумаги (по возможности).
Пока дети рисуют можно задавать вопросы, помогающие справиться с задачей.
Верно ли утверждение:
- Гелевой ручкой хорошо рисовать лозунги и плакаты? (неверно).
- Мех, пух, ажур лучше рисовать маркером? (неверно).
- Шепот, шорох, шелест лучше рисовать ручкой (верно).
Упражнение 3
Создать активный линеарный рисунок рыбы, (бумага ф. 15 х 20, фломастер, маркер).
Фломастер, маркер. Часто художники такой линией рисуют городские пейзажи (шум, стремительность, всплеск, взрыв и т.д.).
Задание 3
Трансформация изображения в геометрический мотив (т.е. нарисовать рыбку с помощью треугольников, квадратиков, кружочков и других форм).
Цель: создать оригинальный, творческий, линеарный рисунок (инструмент каждый выбирает по желанию, бумага 15 х 20, любые графические средства).
Задание 4
Коллективная работа. Итоговая работа с дальнейшей защитой "Проект" (бумага ф. 40 х 50, все инструменты). Первая команда рисует "хищную рыбу", вторая команда рисует "декоративную рыбу" с приобретёнными на занятии навыками овладения приёмами.
Цель: создать яркий коллективный линеарный рисунок, используя все полученные знания.
Затем аналитики подводят итоги, подсчитываются баллы.
Критерии овладения приёмами линеарного рисунка:
1. Яркость и выразительность образа.
2. Использование различных приёмов линеарного рисунка (использование разных инструментов, линий разной толщины).
3. Оригинальность (непохожесть, отличие).
4. Соответствие характера линий характеру предмета и изображения.
В течение всего занятия после каждого задания аналитики каждой команды оценивают работу команды соперника.
Оценка работы команды соперника
Вид деятельности | Критерии | Оценка справился + не справился - |
1. Задание. Коллективная работа |
Яркость и выразительность образа (хищные, декоративные) | |
2. Задание. Индивидуальное владение а) карандашом; |
Использование линий разной толщины | |
3. Задание. Индивидуальная работа. Трансформировать изображение в геометрический мотив. |
Оригинальность | |
4. Задание. Коллективный проект. |
Соответствие характера линий характеру предмета изображения.(по всем 4-м критериям) | |
И т о г о: |
Заключительная часть
Педагог с помощью карточек (3 цветов) проводит самоанализ. Задаёт вопрос: "Считаете ли вы, что проявили полностью свою творческую активность в процессе коллективной деятельности?"
Дети показывают карточки определённого цвета:
- красная - активная;
- зелёная - не очень;
- синяя - пассивная.
Вывод: Теперь, ребята, вы сами можете, используя эти упражнения, активизировать творческий поиск, меняя предметные изображения и добавляя новые инструменты и направлять свою творческую энергию в нужное русло, решая разные графические задачи.
Педагог показывает таблицу с системой упражнений, где дети других групп использовали линию, меняя предметы изображения и графические инструменты. <Приложение 1>
Преподаватель благодарит всех участников, желает творческих успехов.