Творческая работа по теме "Роль библиотеки в духовном развитии личности школьников"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Мне книжный мир – священная обитель
Я не созерцатель в нем, не зритель,
Я – владелица читательских сердец,
Я – актриса, режиссер, творец!

Разными путями приходят люди к своей профессии. Одни с детства выбирают дело по душе и не изменяют ему до конца жизни, другие в поисках призвания не раз меняют профессию, пока не находят ту, единственную.

Вот уже 15 лет я работаю в школьной библиотеке. Библиотека – это не только хранилище, это целый мир, открытый каждому, кто любит книгу. Это место духовное, где всегда встретишь библиотекаря, человека, который будет рад помочь в поисках истины и знаний, даст необходимые книги, а если нужно, и житейские советы.

Так что же такое школьная библиотека в наши дни и чем она живет? Она, несомненно, центр духовной жизни школы.

Фонд библиотеки составляет 8054 экземпляров. Из них художественная литература – 2673 экземпляров, методическая литература – 1283 экземпляров, учебная литература – 3976 экземпляров. Количество читателей на абонементе – 202, книговыдача составляет – 3549.

Библиотека занимает кабинет, где выделены две зоны: абонемент и читальный зал.

Дети – постоянные обитатели библиотеки. Главным для библиотеки всегда был и остается принцип: “Все для читателей”. Библиотекарь старается, чтобы читателям было комфортно: изобилие цветов создает домашний уют, делает библиотеку “теплой”, приветливой. Так здесь заведено: любой посетитель – дорогой гость, и ему – внимание и тепло. Такое отношение к детям приносит плоды.

В школьной библиотеке стало уже традицией устраивать тематические диспуты, читательские конференции, беседы, выставки, обзоры, викторины, литературно – музыкальные и историк – литературные вечера, конкурсы, выпуск литературных страниц, библиотечных уроков.

В библиотеке имеются уникальные серии книг” “Я познаю мир”, “Жизнь замечательных животных”, “Пушкинская библиотека”, “Библиотека отечественной классики”, “Школа классики”, “Школьная библиотека”, “Поэтическая библиотека”, “Золотая библиотека”, “Внеклассное чтение”, “Библиотека Солнышкина”, “Библиотека мировой литературы для детей” – по программным произведениям, хрестоматии по зарубежной литературе для 9–11-х классов, где представлены произведения мировой классики, а также справочники и энциклопедии, электронные издания.

Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Через несколько лет от него будет зависть, какое место и какую роль книга займет в обществе.

Книга – наиболее сложное и великое чудо из чудес, сотворенных людьми на пути к счастью. Книги живут в веках.

Если вам взгрустнется –
Книга в дефиците,
Если вам на сердце
Лег кусочек льда
К нам в библиотеку,
Вы тогда придите.

Я в своей работе стараюсь ответить на вызов времени и найти свое место в системе работы с подрастающим поколением. А планов на будущее – превеликое множество. И сегодня, и завтра откроются двери школьной библиотеки и планы начнут осуществляться… Пусть дети увидят, что библиотека – совершенно удивительный, ни на что не похожий мир: мир открытий, мир книг и знаний.

Кто же он такой, библиотекарь? Библиотекарь – прежде всего живой человек, как правило, женщина. Поэтому столько тайн в ее глазах, загадочности – в жестах, магии – в голосе, трогательности – в желании понять, откровенности – в стремлении помочь.

Хорошо, что день рабочий долог
В тихом омуте… библиотек:
Нас не разгадать, ха-ха, вовек!

Неужели образ библиотекаря действительно за семью печатями? Разумеется, нет. Хотя…

Вдумайтесь только, к чему приближены библиотекари, что хранят!.. Во-первых, самое непостижимое из всего сущего – время. Во-вторых, самое высокое, что может быть, – дух. В-третьих, самое божественное на земле – талант. Вращение в таких слоях даром, конечно, не проходит. Сами по себе мы считаемся доверенными лицами когда-то живших гениев. С благоговением и достоинством наши героини (библиотекари) берут со стеллажей книги гениев, трепетно находят нужные страницы и предлагают прочесть пришедшим читателям. Дают возможность приобщиться, проникнуться идеями гениев. Кто только не слетается на манящие огни библиотеки!

Библиотекарь и читатель – это не короткое замыкание, а глубокие отношения! О чем они беседуют, глядя друг на друга, как заговорщики? Можно только догадываться, можно только предположить…

Читатели отзываются, не скупясь на восторженные похвалы! Вот пример школьного сочинения ученицы Мельниковой Оксаны о работе школьного библиотекаря, моей работе.

“В нашей школе Екатерину Васильевну знают от мала до велика. Казалось бы, что тут особенного – школьный библиотекарь? Но как-то по особенному смотришь на эту профессию, когда это место занимает такой человек, как Екатерина Васильевна. И правильно тут определение – человек беспокойного сердца. А кроме того, отзывчивая, добрая, внимательная.

Она, как регулировщик среди огромного потока поступающей информации. Придешь в библиотеку и знаешь, о чем и где прочитать, какие новые книги выпущены, что новенького в журналах.

В библиотеке на всех переменах много ребят. И всем она старается помочь. Найти нужные произведения – пожалуйста, помочь приготовить доклад – пожалуйста. Кроме того, сама она не остается в стороне от школьной жизни. Готовит беседы, вечера, проводит библиотечные уроки. Редко ее увидишь сидящей, всегда чем – то занята: то пишет сценарий вечера, то беседует с читателями, помогая им выбрать нужную книгу. И всегда это делает с улыбкой, хотя честно сказать, мы не всегда этого заслуживаем”.

Библиотека – дом моей души.
Здесь жизнь в ином – духовном измереньи.
Страничный шелест – путь на пик вершин,
А с них – рукой подать до озарений…
Библиотека – мудрый дом души.
Кто здесь постиг искусство медитаций,
Познать дерзает мирозданья ширь
И правду отыскать среди мутации…
В библиотеке царствую лишь я,
И имя мне – Екатерина.

Преданность выбранной специальности и самоотверженность, профессионализм, не гаснущий с годами, огонек не остались незамеченными. Мой труд отмечен благодарностями, грамотами.

Поистине, “я – владелица читательских сердец, я актриса, режиссер, творец”.

В дневниках Льва Николаевича Толстого есть такая запись: “Главная цель искусства... та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека, высказать такие тайны, которые нельзя высказать простым словом”. Действительно, вся духовная культура общества – это попытка выразить “ правду о душе человека ”, напомнить о том, что “ не хлебом единым жив человек ”. Именно он всегда был главный и самый интересный объект в философских размышлениях великих людей-человек! “Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом. Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии!.. Краса Вселенной! Венец всего живущего!” – так писал о Человеке и его огромных духовных возможностях Вильям Шекспир. Эти слова о человеке будут ключевыми для работы по творческой теме “Сохранение культурно – нравственных ценностей и укрепление духовного единства”.

Из века в век отражались в литературе и искусстве духовная жизнь человека, его облик, его деяния. Через литературу и искусство стремился он выразить собственные представления об окружающем мире, здесь искал воплощение мечты, хотел излить страдания и прославить красоту, достоинство и героизм. Вся история человечества запечатлелась в художественных образах, которые сменяли друг друга на протяжении тысячелетий. Все они красноречиво говорят не только о том, каким был человек в реальной жизни, но и о том, каким хотел бы быть. Роль библиотеки – одна из основных в духовном развитии личности школьников.

Начало 17 века с его техническим развитием, наращиванием бешеных скоростей, грохотом войн, постоянной сменой направлений и теорий по-своему отразил духовный мир человека. Бывший на протяжении тысячелетий основным объектом творчества, он теперь оказался в центре художественных экспериментов. Наступило время, когда, по выражению Осипа Мандельштама, начали стремительно падать “акции личности в истории”. Удивительные открытия и выводы были сделаны в ХХ столетии! Художественная литература высказала самые безнадежные истины о человеке и в то же время провозгласила возможность его духовного возрождения. Человек по самой своей природе есть одновременно и жертва, и палач, и спаситель...

И поэтому задача школьной библиотеки в детском возрасте сформировать базовую культуру личности, без которой немыслима духовно развитая личность.

Школьная библиотека – не только храм книг, но и важный культурно-просветительский центр, проводящий большую и плодотворную работу по различным направлениям. Здесь приоритетными являются эстетическое, краеведческое, экологическое, патриотическое и нравственное направления.

Воспитание эстетических чувств школьника начинается с красоты. Ее восприятие – это первая ступень эмоциональной отзывчивости. Восприимчивость к прекрасному делает душу богаче и радостнее, помогает лучше понять себя и окружающий мир.

Одно из основных направлений работы школьной библиотеки – эстетическое воспитание под девизом: “Учить видеть прекрасное, просвещать душу”. Большое внимание в работе уделяю детям начальной школы. Ученые считают, что именно в эти годы человек способен усвоить столько же информации, сколько потом за все отпущенное ему судьбой время. И, естественно, волнует вопрос: какую помощь школьная библиотека может оказать маленьким читателям в таком стремительном духовном развитии?

Главными в этой деятельности считаю следующие задачи:

  • формировать у маленьких читателей потребность в постоянном общении с книгой, прививать навыки работы с ней;
  • помочь сделать первые шаги в мир красоты, используя книгу;
  • развивать эмоциональность маленького читателя, научить его видеть и слышать прекрасное.

Прошедший год был богат на юбилеи. К этим датам библиотека подготовила ряд мероприятий.

На веселое занятие “Урок в Лицее”, посвященное 195-летию Лицея, были приглашены учащиеся 4–6 классов. В роли ведущих были ученики 3, 4–5-х классов. Всего присутствовало 42 человека. Зал был украшен осенними ветками. Это напоминание о том, что День Лицея отмечают осенью, 19 октября. На столе чернильницы, гусиные перья, искусственные розы – по количеству “лицеистов”. Украшением зала явилась выставка графических рисунков учителя изобразительного искусства на тему “Пушкин в Лицее”.

Учащиеся – “лицеисты” – в синих мундирах с красными стоячими воротниками и в синих брюках познакомили зрителей с историей Лицея, друзьями – лицеистами Пушкина, инсценировали “историю с гоголь – моголем”. Со зрителями была проведена викторина “Жизнь и творчество А.С.Пушкина”.

Прошло 195 лет, почти два века. Но до сих пор дружба лицеистов пушкинского выпуска – это символ человеческой верности. То, чему должны учиться дети.

К юбилейному мероприятию, посвященному 100-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева и его книге “Письма о добром и прекрасном” (9–11-е классы, присутствовало 37 чел., ведущие 11-й класс) была оформлена книжная выставка “С верой в Россию”, на которой была представлена книга “Письма о добром и прекрасном” и портрет Д.С. Лихачева. Высказывание к выставке книг: “В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет от уровня моря” (Д.С. Лихачев). Выпущена литературная страничка “Лидер русской культуры”. Ведущие познакомили с хроникой жизни и деятельности Д. С. Лихачева, с человеком, который был лидером и защитником русской культуры. Имя Д.С. Лихачева олицетворяет во всем мире вершинные достижения совершенной отечественной гуманитарной науки.

Семь лет назад завершился жизненный путь Дмитрия Сергеевича, а мысли, высказанные им, до сих пор представляются не только актуальными, но и удивительно свежими, ощутимыми, необходимыми нам сегодня.

Так уж повелось, что в весенние дни по всей России проходит Неделя детской книги. А замечательный Лев Кассиль даже придумал для этого праздника название “Книжкины именины”.

“Книга – это самое лучшее, что когда-либо создал человек, потому что она нас и учит и воспитывает, и ведет по жизни. А самое главное – она делает шире наш кругозор, развивает память” – именно с подобных слов начинались мероприятия в рамках недели детской и юношеской книги.

Что сильнее всего будит фантазию маленького читателя? Конечно, сказка! Она неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость. Благодаря сказке, ребенок познает мир не столько умом, сколько сердцем.

Задача школьной библиотеки с работой по сказке: показать все богатство и разнообразие современного сказочного фонда, а также приблизить читателей к пониманию содержательной многомерности, художественной неисчерпаемости этого жанра.

В мир сказочных героев пригласил зрителей литературный праздник “Сказки дедушки Корнея” (гостями были воспитанники детского сада “Светлячок”, учащиеся 1–4 классов, присутствовало 50 человек, вели праздник учащиеся 2 и 4 класса). Праздник был театрализованным. Библиотека представила книжную выставку “Корней Иванович Чуковский – любимый писатель моего детства”, посвященную 125-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского, на страницах книг замечательные стихи, сказки Корнея Ивановича Чуковского. Была выпущена литературная страничка “Добрый мир сказок Чуковского”. Оформлены были “уголки” персонажей сказок Чуковского: уголок Мухи-Цокотухи и Федоры, уголок доктора Айболита и Мойдодыра.

Зрители и герои сказок Корнея Чуковского: доктор Айболит со своими друзьями – обезьянкой Чичи и собачкой Аввой пели песни “Песня Крокодила – Гены” композитора В. Шаинского, “Вместе весело шагать”, отгадывали загадки “О героях сказок Чуковского”. Активность детей лишний раз подтвердила, что ребята очень любят читать сказки, хорошо знают их содержание.

Каждый показ сказки собирает много зрителей. Это дошколята, родители, дети-инвалиды, учителя. Участники волнуются, переживают, хотя хорошо знают свои роли. И, к счастью, все проходит успешно. Зрители аплодируют. Сколько радости в глазах и слушателей, и участников представления.

Главной особенностью мероприятия является атмосфера доброты и творчества, игры и веселья. Именно это помогает детям войти в мир книг. Любовь к книге, чтению объединила ребят, которые пришли в эти дни в библиотеку. Став участниками Недели детской книги, они проверили свои знания в области литературы. И каждый для себя сделал вывод: уделять чтению больше внимания.

Такие мероприятия важны для изучения литературы, они расширяют кругозор, оказывают влияние на духовное развитие личности школьников.

Школьная библиотека возрождает такие забытые формы как громкие чтения. Задача библиотеки – учить детей читать книги. В беседах, разговорах с ними помочь детям найти “своих” писателей и поэтов, порекомендовать талантливые, умные книги, разобраться в них, осмыслить и понять, пропустить через сердце и душу. И главное, чтобы дети обязательно нашли “своих” писателей и поэтов, свои книги, своих героев, которые бы восхищали их, стали близкими и дорогими, делали сердце добрым, а душу мудрой.

На громких чтениях тут же отбираются артисты и разыгрываются мини – спектакли. Всем раздаются листки с готовыми ролями. Ведущий зачитывает текст, и когда называют имя героя, каждый участник произносит свои слова. Наиболее удачно разыгранные роли вызывают смех и веселье. Такая работа с детьми помогает им успокоиться, отвлекает от проблем и тревог, учит общаться и развивать творческие способности. Благодаря громким чтениям, юные читатели знакомятся с творчеством писателей, с их произведениями.

Огромной популярностью пользуются наши литературно-музыкальные гостиные, которые уже больше 14 лет открыты в библиотеке. На поэтический час “Влечет меня старинный слог…”, посвященный творчеству русской поэтессы Беллы Ахатовны Ахмадулиной, пригласили старшеклассников (8-11 классы, присутствовало 26 человек, ведущие учащиеся 10 класса). Они познакомили собравшихся с одним из самых ярких и значительных явлений в русской словесности второй половины ХХ столетия – поэтессой Беллой Ахмадулиной. В зале была оформлена книжная выставка “Как дышит, так и пишет…”, выпущена литературная страничка “И ляжет на душу добро…”, посвященная 70-летию со дня рождения Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Звучал романс “По улице моей который год…” (муз. М.Таривердиева, сл. Б.Ахмадулиной).

Яркие воспоминания оставил в душах ребят театрализованный спектакль в 5 действиях “Барышня – крестьянка” (6-8 классы). Заранее была вывешена афиша с действующими лицами. Спектакль был построен на романтических тайнах и узнаваниях. Зрители вместе с главными героями попадали то в сад, то в березовую рощу, то в комнату Лизы. Спектакль был костюмированным, в качестве музыкального оформления использовались отрывки из музыкальных классических произведений, зал был красочно оформлен. Спектакль завершился заслуженной, долго не смолкавшей овацией.

Интересно прошла беседа для кружка “Юный художник”, где ребята познакомились с творчеством юной художницы Н. Рушевой – “Пушкиниана Нади Рушевой”. Перед ребятами раскрылись человеческие свойства художницы, ее отзывчивость, доброта, живость ее характера. Рисунки на пушкинские темы сознательно сделаны с ориентацией на графику самого поэта. В них чувствуется та легкость, стремительность, краткость, которые делают рисунки Пушкина исключительным явлением графического искусства. Но Надя нигде не подражает поэту: она не стилизует свои рисунки “под Пушкина”, но берет тот беглый и вместе с тем предельно точный лаконизм, то чувство “соразмерности”, которое в нашем представлении неразрывно связано с образом поэзии и графикой Пушкина.

Надолго запомнился посетителям искусствоведческий вечер по Третьяковской галерее “Застывшая музыка” (7–11-е классы). Этому вечеру предшествовала подготовительная работа: была оформлена папка “Галерея искусств”. В ней были помещены работы выдающихся художников мира. В ней можно было получить любую информацию об авторе произведения.

Третьяковская галерея – один из самых посещаемых музеев не только в России, но и во всем мире.

Экскурсия началась с завораживающей музыки. Тишина. Посетители мысленно проходят по залам галереи, где экскурсоводы познакомили с основателем Третьяковской галереи Павлом Михайловичем Третьяковым, с русскими художниками, которые обращались к самым различным жанрам изобразительного искусства – бытовые и исторические, портретные и пейзажные.

Экскурсоводы познакомили с некоторыми картинами и лаконично рассказали, о каких исторических событиях повествуют картины (“Тройка” Василий Перов, “Боярыня Морозова” Василий Суриков, “Рожь” Иван Шишкин, “Золотая осень” Исаак Левитан; образ “Богоматери Владимирской”). Ребята познакомились с портретной живописью – особая гордость Павла Третьякова (Третьяков, Толстой, Достоевский, Островский).

Посетители не сразу торопились домой, они еще долго находились под впечатлением этого общения.

Еще, еще и еще “придем” в Лаврушинский переулок – в Третьяковку.

“Здесь русский дух, здесь Русью пахнет”.

Не менее интересным был музыкально – литературный вечер памяти талантливого поэта, барда и гражданина с большой буквы В. Высоцкого “И до боли в душе не хватает его!” (9-11 классы). И гости, и хозяева вечера окунулись в атмосферу романтики, душевной теплоты и некоего братства, которое приходит, когда все вместе увлеченно участвуют в общем деле. Как оказалось, ребятам близко творчество В. Высоцкого. Прекрасным исполнением песен нас порадовали выпускники нашей школы. Большую работу проделала библиотека по сбору грампластинок, произведений актера и поэта.

Настоящим открытием стали для школьников литературно-музыкальные вечера поэзии А. Пушкина, С. Есенина, Н. Гумилева, Ф. Тютчева, М.Цветаевой, Д. Давыдова, О. Фокиной, поэтов Серебряного века, встречи с творчеством ярких писателей Н. Гоголя, И. Тургенева, М.Салтыкова-Щедрина.

Трогательным и чарующим, нежным и одухотворенным был вечер “Ты одна – вся жизнь, Ты одна – любовь” (9–11-е классы). Волшебной музыкой, то страстной, то печальной, звучали романсы. Трепетные стихи о любви русских классиков. Очаровал собравшихся вальс, который исполняли школьники. Приглашенные не слушают – они внимают, “растворяются” в легком, изящном повествовании о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве – имя которому – любовь.

Литературно-музыкальные вечера стали в нашей библиотеке традиционными, но ни один из них не повторяется. При проведении мероприятий я использую аудиовизуальные средства, оформляю книжно – иллюстративные выставки и выставки детских работ. Мною оформлены деловые папки “Русская классика”, “Поэты Серебряного века”, “Наши современники”, “Музыкальные страницы”. К знаменательным датам выпускаются литературные странички, посвященные жизни и творчеству писателей и поэтов.

Наш земляк, учитель, ныне живущий на Урале, Михаил Николаевич Самойлов, подарил библиотеке сборник стихов “С любовью не шутят”. В этом сборнике переплелись лирические стихи о любви к малой Родине, природе родного края и тоске по дому, по былому.

Библиотека старается привить школьникам чувство прекрасного, интерес к художественной литературе.

Хотелось бы, чтобы родник духовной жизни библиотеки не иссяк.

А 2007 год стал особенно знаменательным: этот год объявлен Годом русского языка. В библиотеке была оформлена выставка словарей “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!”, развешены стенгазеты, посвященные 295-летию М.В. Ломоносова – русского ученого – энциклопедиста, поэта; 205-летию В.И. Даля – русского писателя, лексикографа, этнографа; 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева – русского историка культуры, литературоведения. Высказывания великих людей мира о русском языке, пословицы, поговорки.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школьной библиотеки является экологическое воспитание и просвещение читателей. Интересно и разнообразно ведется работа по экологическому воспитанию. Используя богатство художественной и научно-популярной литературы, библиотека помогает школьникам увидеть и полюбить мир, ощутить себя частью природы, понимать ее ценности в жизни каждого человека, свою причастность к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном зеленом доме.

На мероприятиях используются различные виды деятельности детей: творческая, практическая, выполнение домашних заданий, а также сочетание разнообразных форм: экскурсий, бесед, игр, экологических викторин и диалогов, лото, театрализованных представлений.

Наиболее характерными являются: конкурс рисунков “Детский мир глазами Чарушина” (1–5 классы), творческий конкурс “Сегодня я художник, и я рисую лето” (1–8 классы), поэтический час “Пошагаю по туману, пошагаю по росе” (1–7 классы), беседа – раздумье “Берегите родную природу” (1–6 классы), девизом которой стала пословица: “Добра мать до своих детей, а земля до всех людей”. На примерах произведений Виктора Астафьева “Белогрудка”, “Капалуха”, “Гуси в полынье" воспитываются чуткость, зоркость по отношению к природе. Детей поразила в рассказах жестокость людей в обращении с животными. Присутствующие задумываются, как бы они поступили в той или иной ситуации. И все пришли к выводу: человеческая доброта помогает сохранить природу, а равнодушие губит не только природу, но и душу человека.

Детям среднего школьного возраста свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний, поэтому формирование у них экологического мышления – актуальная задача библиотекаря. Повышение экологической и духовной культуры школьников, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу общего дома – планеты Земля – цели экологического воспитания. Я стремлюсь довести до учащихся мысль, принадлежащую Антуану де Сент-Экзюпери: “Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле, стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего только для себя!”.

Здесь наиболее активными я считаю интегрированные занятия, предполагающие взаимосвязь литературы, музыки, игры, театрализации. Для того, чтобы дать эмоциональную окраску всем мероприятиям, читальный зал на некоторое время становится то экологической гостиной, то “лесной полянкой”, то удивительным уголком природы”.

С большим успехом прошел театрализованный спектакль “О событиях в лесу, или новая игра “Вини Пуха” (1–8 классы). В роли главных героев выступали Кристофер Робин, Вини-Пух, Пятачок, Кролик, Тигра, Сова, Саша-Букашка – муравьишка, Иа-Иа. Ребята говорили о бережном отношении к воде, лесу, что планета устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов – от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек. Слышите? Природа просит помощи! Любить природу мало – ее нужно понимать. Чтобы ребенок стал другом природы, необходимо воспитывать добрые чувства с раннего детства.

Запомнились нашим читателям экологический аукцион-викторина “Мир, который надо беречь” (5–8 классы), экологическое лото “С любовью в сердце и болью в душе...” (по страницам удивительных книг писателя Евгения Чарушина, 1–6 классы), экологический урок по мотивам одноименной сказки “По щучьему велению” (детский сад, 1–6 классы), театрализованное представление “Колобок” (детский сад, 1–6 классы), литературная экскурсия по произведениям Константина Паустовского, которые помогли школьникам глубже понять суть сложных отношений природы и человека.

Для системной и целенаправленной работы по экологическому просвещению использую фонд книг, брошюр, периодических и аудиовизуальных изданий.

Для читателей библиотеки организована постоянно обновляемая книжная выставка “Сохрани мир, в котором ты живешь”. На каждой из полок подобраны книги, иллюстрации, поделки, что делает выставку привлекательной для читателей всех возрастов и с любым настроением. Оформлена тематическая папка “Природа и мы”.

Большую работу в раскрытии экологического просвещения играют выставки.

На выставке – путешествии “Просторы родного края” я пригласила читателей совершить путешествие по заповедным местам, открыть для себя фантастический мир природы в разных уголках родного края.

Выставка – размышление “Планета у нас одна”. Эта выставка “разговаривает” с читателями посредством книг (в них наклеиваются листочки с просьбой высказать свое мнение о книге), что побуждает к размышлению.

Регулярно провожу изучение читательских формуляров среди читателей 1-11классов. В 2006–2007 году мною было исследовано 190 формуляров. В результате изучения формуляров я узнала, что в основном школьники берут книги о природе Эрнеста Сетона – Тампсона “Рассказы о животных”, Виктора Астафьева “Царь-рыба”; Михаила Пришвина “Лесная капель”, Чингиза Айтматова “Плаха”, Виталия Бианки “Синичкин календарь”, Константина Паустовского “Кладовая солнца”. Это можно объяснить изучением их по школьной программе.

Надо сказать, что в библиотеке вот уже четвертый год существует выставочный мини-салон “Маленькое чудо своими руками”, в котором демонстрирует свои работы кружок “Юный художник”. Это лучшие рисунки учащихся, поделки из бересты, из природного материала, красочно расписанные изделия из глины, выполненные детьми разных возрастов.

Библиотеку украшает экспозиция рисунков “Времена года”. Смотришь рисунки и вспоминаешь детство. На рисунках отлично переданы настроения и образы родной природы. Все это положительно влияет на воспитание и духовное развитие личности школьника.

Уже можно сделать некоторые выводы о положительном влиянии проведенной работы. Библиотека прививает юным читателям навыки и умения “видеть и действовать”, формирует правильное отношения к объектам и явлениям природы, то, что принято называть экологическим мышлением.

Важной составляющей экологического просвещения является краеведение. Развивая краеведение, библиотека старается через чтение книг по краеведению привить школьникам любовь к своему краю, воспитывать чувство уважения к прошлому нашего народа, приобщить школьников к культуре, духовным традициям Русского Севера.

Куда бы ни забросила человека судьба, в его душе всегда остается уголок, где теплится, не умирает любовь к тому единственному месту на земле, где он родился, где жили его предки. Если же жизнь дала тебе великое счастье не отрываться от родных, прожить на родной стороне от рождения до смерти, то любовь эта расцветает в душе человека. Этой любовью и прекрасна земля. Но чтобы не черствела душа человеческая, чтобы не угасла искра любви, надо ее поддерживать и воспитывать. Это и стало главной целью краеведческой работы библиотеки. Для этого изучаем прошлое и настоящее родного края.

С особенной теплотой прошло громкое чтение “Сказки народов Севера” (1–4 классы). Затаив дыхание, слушали дети сказки народов Севера. Заслуженное внимание привлекли к себе литературные странички, посвященные жизни и творчеству: Таисии Чучелиной – народной мастерицы и сказительницы, Анны Митрофановны Коньковой – сказительницы древней и суровой Югры”.

Был проведен вечер – презентация книги “Октябрьский район” (для учащихся 7–11-х классов, с приглашением педагогического коллектива, земляков, односельчан). Кто только ни пришел – представители из района, местной администрации, старожилы поселка, учителя, читатели библиотеки. На вечере звучали песни, стихи. Были и воспоминания, были и слезы.

Была оформлена книжно – иллюстративная выставка “Родная земля – любовь на все времена”. На ней были помещены фотоальбом “Октябрьский район”, информационный стенд “Наш поселок Сергино”, книги писателей Югры, детские рисунки и поделки. Сколько в них красоты, изящества, тонкости, творчества.

На празднике “Ворна хатл” (1–4-е классы) – празднике весны, прилета вороны, символизирующем надежду на тепло, радость, удачу, яркие национальные костюмы учеников словно добавили лицам улыбчивости и доброй ласки. Так и прошло все от начала до конца на радостной приподнятой ноте, будто все оказались на яркой клюквенной поляне.

Был проведен турнир знатоков народного творчества (7-11классы). Ребята познакомились с искусством Югры, историей художественных промыслов и народных ремесел. В турнире участвовали две команды “Знатоки” и “Умники”. Они готовились к поединку с помощью рекомендованной литературы. Ребята лучше узнали свой край, свою малую родину. По окончании турнира участников ждали подарки. Эти встречи сблизили детей, помогли им обрести друзей.

Интересно прошла интеллектуально – познавательная игра “Путешествие по Сибири” (5–11-е классы). Участвовали две команды “Золото Югры” и “Северное сияние”. Участники показали свои знания в области географии, культуры, архитектуры, истории, называли знаменитых людей родного края, сочиняли стихи о родном крае.

Состоялась презентация книги нашего земляка, историка – краеведа Геннадия Николаевича Тимофеева “Тайны Сибирских шаманов” (8–11-е классы). Читатели поняли, что если человек не осознает своего национального корня и не будет близок к своей культуре, вере, истории края и его народа, то его жизнь будет скучна, поверхностна.

Библиотека провела краеведческо-литературное чтение о жизни и творчестве писателей Югры: Ювана Шесталова “Мое сердце в мою землю влилось” (8–11 классы) и Еремея Айпина “Удивительный мир Еремея Айпина” (8–11 классы). Эти чтения проходили при участии старшеклассников. К этому мероприятию была приурочена книжно – иллюстративная выставка “Писатели Сибири”.

Для читателей библиотеки организована постоянно обновляемая книжная выставка “Здесь Родины моей начало”. Оформлена тематическая папка “Наш край”.

Для оформления книжных выставок, массовых мероприятий, бесед использую периодические издания: это материалы из газеты “Вестник Приобья”, “Новости Югры” и журнала “ Югра”.

Я уверена, что изучение истории родного края поможет возродить утраченные за многие годы духовные ценности.

В качестве доказательства приведу слова академика Дмитрия Лихачева: “Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней”.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников – одно из важнейших направлений библиотеки. Она предусматривает воспитание духовности и патриотизма среди школьников.

Смысл патриотического воспитания в том, чтобы донести до школьника основное: Россия и есть наш сад, который мы должны возделывать. Душа человека изначально несет любовь – любовь к матери и отцу, родному языку. Это чувство никто и никогда не отнимет у человека.

Рассказать о защитниках Отечества, кто служил в Афганистане и Чечне – такие цели преследовал час Мужества “Когда поют солдаты” (9–11-е классы). Этому мероприятию предшествовала подготовительная работа: заранее воинам – интернационалистам были вручены пригласительные билеты, оформлен альбом. На праздник собралось 50 человек. Гостей встречали в вестибюле школы, им были вручены живые цветы. Прозвучали песни, записанные на видеокассете в исполнении группы “Голубые береты”, Олега Газманова. Просмотрели видеозапись вывода войск из Афганистана и документальный фильм “Боль матерей”. Прозвучало много стихов о воинах, был прочитан отрывок из рассказа “Цинковые мальчики” Светланы Алексиевич. Встреча закончилась пением под гитару молодых людей. Это был праздник отваги, мужества, чести. Праздник всем понравился и думаю, он запомнится надолго. Сами ветераны были растроганы до слез и напоследок попросили делать побольше таких вечеров – встреч.

Любовь к Родине, гордость за Отчизну – эти чувства вызывает презентация книги “Память” (8–11-е классы). На ее страницах имена воинов, погибших в страшные годы Великой Отечественной войны – воинов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

На презентацию были приглашены женщины – участники трудового фронта во время войны. Рассказы женщин о военном времени взволновали читателей. Некоторых из них уже нет в живых, но их рассказы о том времени сохранили в записях. Память о Великой Отечественной войне, о тех, кто погиб за освобождение Родины, о ветеранах, живущих и ныне, должна быть свята для всех поколений. Встреча оставила глубокий след в душе человека. Звучало много стихов, песен.

Библиотека провела ряд мероприятий по патриотическому воспитанию. Это экскурсия “Заглянем в военную историю России” (1–8 классы), Урок Памяти “Война и хлеб” (1–8 классы), просмотр слайдов “Блокада Ленинграда”, показ видеокассет “Осталась одна Таня”, “Тайны блокадного города”, выставка – диалог “В окопах Сталинграда”, игра – викторина “От клинка и штыка до могучих ракет” (6 класс), путешествие по древнерусской литературе “Колокола веков” (9 класс).

Были организованы выставки детских работ “За честь Родины” (1–8 классы), “Война глазами детей” (1–8 классы), тематическая папка “Подвигу народа жить в веках”. Здесь, в библиотеке, красочно оформлена постоянно действующая книжная выставка “Ради жизни на Земле”. Выставка помогает читателям через художественную литературу узнать читателям о героическом прошло страны.

Библиотека провела социологическое исследование по анкете “Твои размышления о войне” (7–9 классы). Ребята отвечали на вопросы анкеты “Откуда ты знаешь о войне: из книг, из школьных учебников, от родителей, от деда и бабушки?”, “Когда мы вспоминаем о войне?”, “Смотришь ли ты фильмы о войне?”, “Нравятся ли тебе песни о войне?”, “Какая книга о войне тебя потрясла?”, “Патриотизм”, “Отечество” – как эти слова котируются в нашей жизни?”, “Как ты относишься к службе в армии?”. Ответы были получены самые разнообразные. Оказалось, дети о войне знают в большинстве из книг, от бабушек и дедушек. 80% школьников ответили, что вспоминают о войне только в праздник Победы 9 Мая. Почти все смотрят фильмы о ней, а песни о войне или песни военной поры нравятся далеко не всем. На вопрос: “Какая книга тебя потрясла?” – школьники назвали произведения таких авторов, как: Б. Васильев, Б. Полевой, М.Шолохов, В. Быков, А. Твардовский. Ребята совершенно правильно определили слова “патриотизм”, “Отечество”. По поводу отношения к службе в армии большинство школьников высказалось положительно.

За большой личный вклад, активную помощь и сотрудничество с Октябрьской районной общественной организацией “Комитет солдатских матерей” в проведении мероприятий по военно-патриотической работе с призывной молодежью, военнослужащими и ветеранами я отмечена благодарностью.

Патриотическое воспитание, конечно, охватывает более широкий спектр духовных ценностей и затрачивает самые разные аспекты жизни. Я написала только о некоторых гранях работы, которая ведется в школьной библиотеке: только о мероприятиях, ставших доброй традицией.

Библиотека проводит работу по воспитанию нравственности и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся школы, так как по словам Виктора Гюго: “Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа”.

2008 год объявлен в России Годом семьи. Лад и благополучие в семье – мир и стабильность на работе, на улице, в обществе в целом. Чем может помочь в этом деле библиотека?

Библиотека подготовила замечательную фотовыставку “Гордость семьи”. Она была подготовлена по следующим направлениям: “Школьные годы чудесные…”, “Надо в армии служить! Надо миром дорожить!”, “Надежные руки родителей”, “Мы в ответе за тех, кого приручили”, “Я – центр Вселенной…”, “Семейное хобби”, книжную выставку “Семейные чтения” и был оформлен альбом “Семь – Я”.

Ребята оживленно знакомились с фотовыставкой, которая рассказывала о величии и красоте северного края и его людях.

Лично мне эта фотовыставка очень понравилась.

Библиотека возрождает беседы о народных христианских праздниках, чтобы помочь, хотя бы частично, вернуть в нашу жизнь и наполнить новым духовным содержанием праздники, радость которых так надолго была утрачена на Русской земле... Созданы тематические папки “С нами бог”, “Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия”.

Для учащихся школы был организован цикл уроков, бесед с участием медицинского работника. Это уроки – здоровья “Береги платье снову, а здоровье смолоду!” (6–8 классы), “Пока не поздно” (по курению, 3–11 классы), театрализованная беседа о вреде наркотиков “Горькие плоды “Сладкой жизни” (5–6 классы), беседа по книге С. Б. Белогурова “Наркотики и наркомания” (9 класс), ролевая игра “Скажи СПИДу – нет” (9–11 классы), деловое досье “Разговор с подростками”, “Добровольное сумасшествие” (5–11 классы). Выставки газетно – журнальных статей “Каждый выбирает для себя: курить или...”, “Наркотики от “А” до “Я”, “СПИД – угроза для всех”, “Новое поколение выбирает “Здоровье”. Создана тематическая папка “Здоровье. Медицина. Спорт”.

Мероприятие готовил и проводил читательский актив. Активисты библиотеки – это ребята, увлеченные, их инициатива по проведению новых, непривычных мероприятий находит поддержку и понимание в библиотеке.

Многие годы библиотека трудится в полном контакте с администрацией школы, с учителями, с администрацией сельского поселения и заведующей сельской библиотекой, занимающимися проблемами образования, воспитания, просвещения школьников.

В октябре 2007 года читатели принимали участие в окружном конкурсе “Лидер чтения 2007” и “Читаем и рисуем”, направленные на развитие у детей интереса к книге и чтению.

Проводилось анкетирование среди читателей (1–11 классы.) “Ты и библиотека”... Анализ показал, что ребята ценят красоту, доброту, понимание, умеют общаться, знают хорошие слова, хотели бы приобрести такие качества, как терпение, чуткость.

В целях изучения потребностей в информационном обслуживании читателей и его улучшении была проведена анкета “Учитесь, читайте, размышляйте”.

В анкетировании согласились принять участие 7–11 классы. Вывод таков: читатели считают, что библиотека играет большую роль в духовном формировании взглядов и убеждений, массовые мероприятия вызывают интерес.

Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется развитым интеллектуальным и эмоциональным потенциалом личности, высоким нравственным развитием, ведущим к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.