Музыкальные игры для дошкольников с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой

Разделы: Работа с дошкольниками


Роль музыкальных игр в воспитании и обучении дошкольников очень важна. Они способствуют воспитанию у детей адекватного отношения к окружающему при условии доступности их детскому пониманию и отбора игр с полезной в воспитательном отношении тематикой.

В процессе коллективных занятий развиваются индивидуальные способности ребенка.

В игре малыш бывает поставлен в такие условия, чтобы была возможность проявить инициативу, находчивость. Часто дети выполняют индивидуальные роли с определенными заданиями. Такие игры малыши особенно любят. Они способствуют воспитанию самостоятельности у робких детей.

Музыкальная игра способствует общему развитию ребенка и развитию его музыкальных способностей.

Использование наглядных пособий на железнодорожную тематику в музыкальном воспитании детей не только позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданных музыкой, но и познакомить малышей с железной дорогой.

Благодаря применению наглядных пособий, у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности – ладовый слух, чувство ритма, возникает интерес к музыке.

Музыкальные игры, построенные с помощью пособий на железнодорожную тему. значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

Старший возраст

Игра 1. Музыкальные вагончики.

Цель: познакомить в игре детей с высокими и низкими звуками, с понятием “музыкальный ключ”. Дать представление о соответствии скрипичного ключа и высоких звуков, басового ключа и низких звуков через образы и ассоциации. Знакомить детей с железной дорогой.

Оборудование: фланелеграф, два паровозика с вагончиками. Один паровозик – это скрипичный ключик, другой – басовый. Из вагонов выглядывают соответственно – птички, котята, мышки, комарики (скрипичный ключ), медведь, волк, тигр (басовый ключ).

Ход игры

Музыкальный руководитель:

– Однажды мне приснился сон… Прихожу я на станцию, а там стоят два необычных поезда. Всем похожи, только на паровозиках разные знаки нарисованы. На одном – высокий, будто он в небо тянется – называется этот знак “скрипичный ключ”. А на другом – знак, который согнулся как крючок и вниз смотрит. Этот знак называется “басовый ключ”.

– Кто же ездит в этих поездах? – подумала я. Вдруг стали открываться окошки в вагончиках со “Скрипичным ключом”. Из одного окошка выглядывал маленький желтый цыпленок. Он пропищал тоненьким высоким голосом: “Пи-пи-пи”. Из других окошек этого поезда выглядывали другие пассажиры, у которых тоже были тоненькие голоса.

– Ребята, а как вы думаете, кто еще едет в поезде со скрипичным ключом? (воробей, соловей, котята, мышка, комарик). Давайте покажем, как эти звери пищат тоненькими голосами и как они могут двигаться (дети пищат и изображают поочередно воробья, котенка, комара, мышку).

– Потом из другого вагона с басовым ключом выглянул из окошка медведь. Он заревел низким басовым голосом. Вслед за ним выглянули другие пассажиры, у которых тоже были низкие, грубые голоса.

А как вы думаете, кто еще едет в поезде с басовым ключом? (волк, тигр, лев, большая собака). Покажите, как они ревут низким голосом и как они могут передвигаться.

Вот какой волшебный сон мне приснился.

А теперь я сыграю музыкальные пьесы, а вы должны угадать, кого изображает музыка и какие у зверей голоса (высокие или низкие), показать, как эти животные могут двигаться.

Если вы увидите, что звери в поезде со скрипичным ключом, гудите высоким голосом, а если ключ будет басовый, то низким.

Исполняются пьесы “Птичка” Е.Тиличеевой; “Соловей” В.Иванникова; “Дроздок” И.Метловой; “Зайчик” А.Сергеева; “Медведь”, “Медведь и зайцы” В.Ребиковой.

Игра 2. Веселый поезд.

Цель: закреплять умение различать изменение темпа музыки. Знакомить детей с железной дорогой.

Оборудование: небольшая игрушка – паровоз с вагончиками.

Ход игры

Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передан образ движущегося поезда: сначала он движется медленно, затем все быстрее и быстрее, а к концу пьесы движение поезда постепенно замедляется, и он останавливается.

При повторном исполнении пьесы педагог предлагает детям передвигать игрушечный поезд, внимательно слушая музыку, чтобы точно передать изменения темпа.

Музыкальный репертуар: “Колеса паровоза” Е.Тиличеевой.

Игра 3 “Паровозик заводной”.

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку изобразительного характера. Знакомить детей с железной дорогой.

Оборудование: красивая коробочка в виде сундучка, заводной паровозик.

Ход игры

Музыкальный руководитель показывает детям коробочку в виде волшебного сундучка, где спрятан заводной паровозик и говорит загадочным голосом:

– Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие, а поможет в этом нам в этом предмет, который спрятан в сундучке. Но открыть волшебный сундучок вы сможете, если только отгадаете загадки. У этих загадок разгадка одна.

Бежит конь вороной,
Много тащит за собой.

***

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым, стальным дорожкам
Ходят синие дома.

***

Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Везет всех за собой.

***

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
Друг за другом уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.

Дети отвечают. Ответы могут быть верные и неверные.

М.р.:

– Подсказкой к отгадкам будет музыка. Исполняется пьеса Е.Попляковой “Паровозик заводной”.

На что похоже это равномерное движение?

Если дети затруднятся ответить на вопрос, используется звуковая имитация стука колес, звуки “чух-чух”.

Загадки разгаданы. Муз. руководитель торжественно достает из сундучка паровозик:

– Это паровозик заводной. К концу игры я вам его заведу и покажу, как он весело бежит…

А какой паровозик рисует музыка – настоящий, большой или сказочный, игрушечный? Все время ли музыка изображает стук колес или она рассказывает еще о чем-то? А теперь покажем, как бегает паровозик – встаньте друг за другом и – поехали.

Исполняется пьеса целиком. Заводится паровозик. Муз. руководитель предлагает детям, пока бежит паровозик, придумать, какие приключения его еще могут ожидать.

Затем все дети рисуют свои сказочные паровозики.

Игра 4. “Паровозик” (круговая ритмическая игра).

Цель: развивать внимание детей, способность работать в общем ритме. Знакомить детей с железной дорогой.

Оборудование: стулья, вагончики или их замена в виде каштанов, шишек, мячиков, орехов.

Ход игры

Дети сидят плотным кругом на стульях, левая рука – это станция, “приложим” ее к левой коленке, она не должны двигаться. Правая рука – это машинист, передвигающий вагончики. Потихоньку начинаем говорить хором “тук-тук”, постукивая правой рукой по левой руке: машинист на своей станции. На слог “На!” передвигаем вагончик на станцию соседа справа – кладем свою правую руку на “соседнюю станцию”.

Когда все включатся в общий ритм, можно “запускать “паровоз”. Сначала это делает педагог, а потом сами дети.

Каждый раз на слог “на” педагог кладет на “станцию” справа игрушечный вагончик, доставая его из корзинки. Так вагончик отправляется в путь по всем станциям.

В качестве вагончиков можно использовать каштаны, орехи, шишки или мячики.

Игра 5. Сколько паровозиков гудит?

Цель: Развивать у детей умение слышать и различать количество звучащих звуков (один, два или три). Знакомить детей с железной дорогой.

Оборудование: фланелеграф, три паровозика.

Ход игры

Поиграть детям на фортепьяно по одному звуку по очереди – паровозики гудят по одному. Два звука – паровозики гудят по два, три звука – три паровозика. Попросить отгадать детей, сколько прозвучало паровозиков – один, два или три.

Игра 6. Вагончики-цепочки (музыкальная пальчиковая игра)

Под музыку русской народной песни “Ах вы, сени”

Цель: развивать музыкальный слух и мелкую моторику рук.

Ход игры

Впереди силен-красив
Тянет всех локомотив.
Правой рукой тянуть за большой палец левой
Мы сцепились как вагоны,
Дайте нам скорей зеленый.
Сцепиться указательными пальцами и подергать
Мы поедем всех быстрей
Мимо речек и полей.
Руками, сжатыми в кулачки, делаем круговые движения
Тянем-тянем мы друг друга
Поезд мчится – это чудо.
Тянем поочередно одной рукой другую
Мы – у поезда прицеп,
Очень крепок этот сцеп.
Зацепляемся безымянными пальцами друг за друга и тянем в разные стороны
Много есть людей вокруг –
Всех важнее верный друг!
Сцепиться согнутыми пальцами одной руки за пальцы другой
Он тебя всегда поймет
И на выручку придет.
Обхватить кистью правой руки запястье левой, а кистью левой – запястье правой

Игра 7. Голосовая игра “Поезд”.

Цель: развивать фонетико-фонематическое дыхание у детей. Знакомить детей с железной дорогой.

Ход игры

Поезд подает сигнал – (дети тянут “ту-у-у-у”)
Он стоять уже устал. (дети произносят “тук-тук”)
Набирает поезд ход, (с ускорением (замедлением) темпа
Свою песенку поет. (произносят на выдохе “пш-ш-ш)