"Химические свойства аммиака и его соединений" (9-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 9


Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: парная, групповая, индивидуальная.

Технология: модульная.

Время: 2 часа.

Подготовительный этап:

1) Учащиеся должны знать: характеристику азота по положению в периодической таблице, строение, химические свойства азота, получение, строение и физические свойства аммиака.

2) Учащиеся должны уметь: применять знания в нестандартной ситуации, схематизировать, работать с учебником, дополнительной литературой, выделять главное, анализировать, составлять уравнения в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде, сравнивать, делать выводы, проводить эксперимент, работать в парах, группах.

3) Учитель должен: подготовить технологическую карту учащегося по теме урока, оборудование и инструкции к практической части, задания для работы в парах и группах, предоставить дополнительные источники информации, лист учета и для схематизации (компьютер), роли учащихся в группах.

Открытый урок по химии 9кл. по теме:

“ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АММИАКА и его соединений”

ЦЕЛИ:

1) Образовательная: на основании знаний о составе и строении аммиака, изучить его химические свойства, а также свойства соединений аммония, уметь на практике доказывать принадлежность этих соединений к определенному классу неорганических веществ. Сформировать понятия: водородная связь, донорно-акцепторный механизм, ион аммония, соли аммония.

2) Развивающая: развивать умения составлять уравнения в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде, сравнивать, обобщать, давать творческое обоснование, анализировать.

3) Воспитательная: продолжить формирование коммуникативных умений при работе в паре, группе, воспитывать культуру общения, умения слушать товарища.

Основные понятия: водородная связь, донорно-акцепторный механизм, ион аммония, соли аммония, качественные реакции на ион аммония.

Общие учебные умения и навыки: выделение главного, составление опорного конспекта в виде схемы, работа с учебником, дополнительной литературой, практические навыки, умение применять свои знания в нестандартной ситуации, ставить цель, оценивать себя и товарища.

Оборудование: растворы аммиака (NH4OH) , соляной кислоты (HCl), сульфата аммония (NH4)2SO4, гидроксида натрия (NaOH), фенолфталеин, спиртовка, держатель для пробирок, пробирки, химический стакан, чашка Петри, лакмусовая бумажка.

Дополнительная литература для учащихся.

1) Учебник О.С. Габриелян “Химия 9 класс” Дрофа, Москва 2008
2) Учебник С.Т. Сатбалдина, Р.А. Лидин “Неорганическая химия 8-9 класс”, “Просвещение”, Москва 2002
3) Г.Н. Хомченко “Химия для поступающих в вузы”
4) Н.Е. Кузьменко “ Начала химии” том1

№ учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению Баллы
УЭ-0 ). ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

А) Вывод темы и цели урока учащимися. Как Вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Мы изучаем с вами неорганические вещества, предложите цепочку, характеризующую это изучение: состав- строение – свойства - получение и применение. Вы правы, тогда не трудно Вам будет заполнить таблицу по веществу аммиак: (см. приложение1)

На основании этой таблицы выведите тему и поставьте перед собой цель на уроке.

Б) Рефлексия по выбору цели и самооценка на основании соотношения с целью урока предложенной учителем – до 3 баллов.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УМЕЮ

ХОЧУ ОВЛАДЕТЬ

Вывод: тема, цель урока

Оцени себя самостоятельно и результат запиши в листе учета

3 б.
УЭ-1 Вводный контроль

Цель: закрепить знания о строении и свойствах азота.

Оценивание до 5 баллов при взаимопроверке.

ТЕСТ.

1) Укажите формулу водородного соединения элемента подгруппы азота с наиболее прочной химической связью: а) SbH3; б) NH3; в) PH3; г) AsH3

2) На каких энергетических подуровнях не могут располагаться валентные электроны атома азота?

а) 2s; б) 3d; в) 2p; г) 3p

3) Формула вещества, в котором азот проявляет свою высшую степень окисления, это:

а) NO2; б) Ca3N2; в) HNO3; г) Ca(NO3)2

4) Укажите формулы веществ, в которых азот проявляет свою минимальную степень окисления:

а) NH4HSO4; б) NH3; в) Ca3N2; г) HNO2

5) Азот-восстановитель, реагируя с:

а) водородом; б) кислородом; в) магнием; г) фтором

Ключ к ответам тестовых заданий:

1) б; 2) б, г; 3) в; 4) а, б, в; 5) б,г

Работай самостоятельно, при взаимопроверке оцени товарища, результат передай учетчику 5б.
УЭ-2 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Цель: на основании лабораторной работы, работы с учебником, дополнительной литературы изучить химические свойства аммиака и его соединений, составить опорный конспект в виде схемы. Закрепить умения составлять уравнения в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде, сравнивать ,обобщать знания с ранее изученными классами соединений.

Продолжить формирование коммуникативных навыков при работе в парах, группах, умение оценивать себя и своего товарища.

ЗАДАНИЯ В ГРУППАХ:

ГРУППА №1 (разный уровень от 3 до 5 баллов при работе в парах)

Задание 1 пары. На основании уравнения реакции взаимодействия аммиака с водой

(Г.Н. Хомченко “ Для поступающих в Вузы” стр. 43) объяснить донорно-акцепторный механизм с электронной точки зрения. Дать название полученному веществу, и к какому классу соединений оно относится. (3 уровень 5баллов)

Задание 2 пары. За счет образования, какого вида связи можно объяснить хорошую растворимость аммиака в воде? ( Н.Е.Кузьменко “ Начало химии” том 1 стр.109) Дать определение этой связи и составить схему ее образования. (2 уровень 4балла)

Задание 3 пары. Закончить уравнения, расставить коэффициенты, записать в ионном виде

(1 уровень 3балла)

А) NH4OH =
Б) NH4OH +H2SO4=
В) NH4OH + AlCl3 =

Задание группы. 1) Провести опыты доказывающие, что аммиачная вода (гидроксид аммония) слабое основание (см. инструкцию для лабораторной работы).

2) Составить схему по химическим свойствам гидроксида аммония и сделать вывод о общих свойствах с основаниями, качественной реакции данного вещества.

ГРУППА № 2 (низкий уровень до 3 баллов при работе в парах)

Задание 1 пары. Используя учебник стр.149 составить уравнение взаимодействия аммиака с соляной кислотой в молекулярном и ионном виде, дать название продукта. (1 уровень 3балла)

NH3 + HCl =

Задание 2 пары. Используя учебник стр.149 составить уравнение взаимодействия аммиака с серной кислотой в молекулярном и ионном виде, дать название продукта (1уровень 3балла)

NH3 + H2SO4=

Задание 3 пары. Используя учебник стр.150 составить уравнение взаимодействия аммиака с кислородом, без катализатора, в окислительно-восстановительном виде, определите окислителем или восстановителем является аммиак.( 2уровень 4балла)

NH3 + O2 =

Задание группы. 1. Составить схему по химическим свойствам аммиака.

2. Сделать вывод о восстановительных свойствах аммиака, по какому механизму протекает взаимодействие аммиака с кислотами, какие вещества при этом образуются и к какому классу соединений они относятся.

ГРУППА № 3 (средний уровень до 4 баллов при работе в парах)

Задание 1 пары. Расставить коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса. Указать окислитель и восстановитель. (2 уровень 4 балла)

А) NH3 + O2 kat= NO + H2O Б) Al + NH3 = AlN + H2

Задание 2 пары. Расставить коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса. Указать окислитель и восстановитель (2уровень 4 балла)

А) NH3 + Br2 = N2 + HBr Б) NH3 = N2 + H2

Задание 3 пары. Расставить коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса. Указать окислитель и восстановитель (2уровень 4 балла)

А) NH3 + CuO = Cu + N2 + H2 O Б) NH3 + CO2 = N2O + CO(NH2)2

Задание группы. 1. Дополнить схему по химическим свойствам аммиака группы № 2.

2. Сделать вывод об окислительных и восстановительных свойствах аммиака.

ГРУППА №4. (средний уровень до 4 баллов для работы в парах)

Задание 1 пары. Используя учебник стр.153, закончите уравнение реакции, расставьте коэффициенты, запишите в ионном виде:

NH4Cl + AgNO3 =

Задание 2 пары. Используя учебник стр.153, закончите уравнение реакции, расставьте коэффициенты, запишите в ионном виде:

NH4NO3 + NaOH =

Задание 3 пары. Используя учебник стр.154 , запишите уравнения диссоциации любой соли аммония, а также реакции разложения.

Задание группы. 1) По инструкции проделать лабораторную работу и сделать вывод о качественной реакции на определение иона аммония.

2) Дать определение солей аммония, сделать вывод об общих свойствах с классом солей и специфических свойствах солей аммония.

3) Составить схему по химическим свойствам солей аммония.

Перед Вами на столах лежат: уровневая технологическая карта изучения темы, задания для работы в парах и группе, инструкция для выполнения лабораторной работы (см. приложения 2 и 3). Ваша задача определить какую роль вы будете выполнять сегодня в группе (консультант, докладчик, экспериментатор, схематизатор, учетчик, хранитель времени), на каком уровне будете работать и приступить к выполнению заданий в парах (время 7мин., обсуждение и работа в группе 13 мин.)

Если у вас возникнут затруднения при выполнении заданий, то обращайтесь к консультанту или учителю. При выполнении практической части эспериментатор должен получить допуск к работе по ТБ и провести эксперимент.

Результат работы группы схематизатор должен оформить в виде схемы и совместно с другими членами группы записать вывод. Защиту от группы готовит докладчик.

За временем работы следит хранитель времени, а лист учета заполняет учетчик.

Выполняй задания в парах согласно выбранного уровня, оцени свою работу и товарища, результаты обсудите в группе и передайте учетчику. Работу в группе оценит консультант и сами.

 
УЭ-3 ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Цель: на основании работы в группах обобщить изученный материал, составить опорный конспект в виде схем, сделать выводы по сравнению с изученными классами соединений

Защита от групп, составление единого опорного конспекта в виде схем, выводов, основными понятиями темы (см. приложение 4) Оценивание защиты до 3 баллов, дополнение с места 1 балл.

Оценивание защиты до 3 баллов, дополнение с места 1 балл. 3б.
УЭ-4 РЕФЛЕКСИЯ продукта деятельности.

Цель: определить достигнута ли цель урока каждым учеником, правильно ли он оценил свои возможности в начале урока, и какова успешность ученика при подведении итогов в конце урока, сформированы ли коммуникативные навыки, умения оценить себя и товарища

1) Подведите итоги своей работы, оцените себя в группе, соответствует ли выбранный вами уровень деятельности? (приложение №5)

2) Прочтите цель урока, как вы оцениваете степень ее достижения?

3) Посмотрите на цепочку изучения вещества и определите тему следующего урока и предположите цель для новой темы.

Работайте самостоятельно и вместе с классом.  
УЭ-5 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Цель: определить свою успешность при закреплении этой темы и уровня деятельности в новой теме на следующий урок.

1 уровень. Изучить § 26 учебника, решить упр.1,2 стр.155

2 уровень. Используя § 27 и дополнительную литературу составить опорный конспект по оксидам азота, решить упр.3,4 стр.155

3 уровень. Используя § 27 и дополнительную литературу составить опорный конспект по азотной кислоте и ее свойствам, решить упр.4,5 стр.155

Выберите уровень домашнего задания и выполните его к следующему уроку.  

ЛИТЕРАТУРА

1) Учебник О.С. Габриелян “Химия 9 класс” Дрофа, Москва 2008
2) Учебник С.Т. Сатбалдина, Р.А. Лидин “Неорганическая химия 8-9 класс”, “Просвещение”, Москва 2002
3) Г.Н. Хомченко “Химия для поступающих в вузы”
4) Н.Е. Кузьменко “ Начала химии” том1
5) А.И. Врублевский “1000 задач по химии”, ООО “Юнипресс”, Минск 2003

Приложение