Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: парная, групповая, индивидуальная.
Технология: модульная.
Время: 2 часа.
Подготовительный этап:
1) Учащиеся должны знать: характеристику азота по положению в периодической таблице, строение, химические свойства азота, получение, строение и физические свойства аммиака.
2) Учащиеся должны уметь: применять знания в нестандартной ситуации, схематизировать, работать с учебником, дополнительной литературой, выделять главное, анализировать, составлять уравнения в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде, сравнивать, делать выводы, проводить эксперимент, работать в парах, группах.
3) Учитель должен: подготовить технологическую карту учащегося по теме урока, оборудование и инструкции к практической части, задания для работы в парах и группах, предоставить дополнительные источники информации, лист учета и для схематизации (компьютер), роли учащихся в группах.
Открытый урок по химии 9кл. по теме:
“ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АММИАКА и его соединений”
ЦЕЛИ:
1) Образовательная: на основании знаний о составе и строении аммиака, изучить его химические свойства, а также свойства соединений аммония, уметь на практике доказывать принадлежность этих соединений к определенному классу неорганических веществ. Сформировать понятия: водородная связь, донорно-акцепторный механизм, ион аммония, соли аммония.
2) Развивающая: развивать умения составлять уравнения в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде, сравнивать, обобщать, давать творческое обоснование, анализировать.
3) Воспитательная: продолжить формирование коммуникативных умений при работе в паре, группе, воспитывать культуру общения, умения слушать товарища.
Основные понятия: водородная связь, донорно-акцепторный механизм, ион аммония, соли аммония, качественные реакции на ион аммония.
Общие учебные умения и навыки: выделение главного, составление опорного конспекта в виде схемы, работа с учебником, дополнительной литературой, практические навыки, умение применять свои знания в нестандартной ситуации, ставить цель, оценивать себя и товарища.
Оборудование: растворы аммиака (NH4OH) , соляной кислоты (HCl), сульфата аммония (NH4)2SO4, гидроксида натрия (NaOH), фенолфталеин, спиртовка, держатель для пробирок, пробирки, химический стакан, чашка Петри, лакмусовая бумажка.
Дополнительная литература для учащихся.
1) Учебник О.С. Габриелян “Химия 9
класс” Дрофа, Москва 2008
2) Учебник С.Т. Сатбалдина, Р.А. Лидин
“Неорганическая химия 8-9 класс”,
“Просвещение”, Москва 2002
3) Г.Н. Хомченко “Химия для поступающих в вузы”
4) Н.Е. Кузьменко “ Начала химии” том1
№ учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению | Баллы |
УЭ-0 | ). ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: А) Вывод темы и цели урока учащимися. Как Вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Мы изучаем с вами неорганические вещества, предложите цепочку, характеризующую это изучение: состав- строение – свойства - получение и применение. Вы правы, тогда не трудно Вам будет заполнить таблицу по веществу аммиак: (см. приложение1) На основании этой таблицы выведите тему и поставьте перед собой цель на уроке. Б) Рефлексия по выбору цели и самооценка на основании соотношения с целью урока предложенной учителем – до 3 баллов. |
ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УМЕЮ ХОЧУ ОВЛАДЕТЬ Вывод: тема, цель урока Оцени себя самостоятельно и результат запиши в листе учета |
3 б. |
УЭ-1 | Вводный контроль Цель: закрепить знания о строении и свойствах азота. Оценивание до 5 баллов при взаимопроверке. ТЕСТ. 1) Укажите формулу водородного соединения элемента подгруппы азота с наиболее прочной химической связью: а) SbH3; б) NH3; в) PH3; г) AsH3 2) На каких энергетических подуровнях не могут располагаться валентные электроны атома азота? а) 2s; б) 3d; в) 2p; г) 3p 3) Формула вещества, в котором азот проявляет свою высшую степень окисления, это: а) NO2; б) Ca3N2; в) HNO3; г) Ca(NO3)2 4) Укажите формулы веществ, в которых азот проявляет свою минимальную степень окисления: а) NH4HSO4; б) NH3; в) Ca3N2; г) HNO2 5) Азот-восстановитель, реагируя с: а) водородом; б) кислородом; в) магнием; г) фтором Ключ к ответам тестовых заданий: 1) б; 2) б, г; 3) в; 4) а, б, в; 5) б,г |
Работай самостоятельно, при взаимопроверке оцени товарища, результат передай учетчику | 5б. |
УЭ-2 | ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Цель: на основании лабораторной работы, работы с учебником, дополнительной литературы изучить химические свойства аммиака и его соединений, составить опорный конспект в виде схемы. Закрепить умения составлять уравнения в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде, сравнивать ,обобщать знания с ранее изученными классами соединений. Продолжить формирование коммуникативных навыков при работе в парах, группах, умение оценивать себя и своего товарища. ЗАДАНИЯ В ГРУППАХ: ГРУППА №1 (разный уровень от 3 до 5 баллов при работе в парах) Задание 1 пары. На основании уравнения реакции взаимодействия аммиака с водой (Г.Н. Хомченко “ Для поступающих в Вузы” стр. 43) объяснить донорно-акцепторный механизм с электронной точки зрения. Дать название полученному веществу, и к какому классу соединений оно относится. (3 уровень 5баллов) Задание 2 пары. За счет образования, какого вида связи можно объяснить хорошую растворимость аммиака в воде? ( Н.Е.Кузьменко “ Начало химии” том 1 стр.109) Дать определение этой связи и составить схему ее образования. (2 уровень 4балла) Задание 3 пары. Закончить уравнения, расставить коэффициенты, записать в ионном виде (1 уровень 3балла) А) NH4OH = Задание группы. 1) Провести опыты доказывающие, что аммиачная вода (гидроксид аммония) слабое основание (см. инструкцию для лабораторной работы). 2) Составить схему по химическим свойствам гидроксида аммония и сделать вывод о общих свойствах с основаниями, качественной реакции данного вещества. ГРУППА № 2 (низкий уровень до 3 баллов при работе в парах) Задание 1 пары. Используя учебник стр.149 составить уравнение взаимодействия аммиака с соляной кислотой в молекулярном и ионном виде, дать название продукта. (1 уровень 3балла) NH3 + HCl = Задание 2 пары. Используя учебник стр.149 составить уравнение взаимодействия аммиака с серной кислотой в молекулярном и ионном виде, дать название продукта (1уровень 3балла) NH3 + H2SO4= Задание 3 пары. Используя учебник стр.150 составить уравнение взаимодействия аммиака с кислородом, без катализатора, в окислительно-восстановительном виде, определите окислителем или восстановителем является аммиак.( 2уровень 4балла) NH3 + O2 = Задание группы. 1. Составить схему по химическим свойствам аммиака. 2. Сделать вывод о восстановительных свойствах аммиака, по какому механизму протекает взаимодействие аммиака с кислотами, какие вещества при этом образуются и к какому классу соединений они относятся. ГРУППА № 3 (средний уровень до 4 баллов при работе в парах) Задание 1 пары. Расставить коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса. Указать окислитель и восстановитель. (2 уровень 4 балла) А) NH3 + O2 kat= NO + H2O Б) Al + NH3 = AlN + H2 Задание 2 пары. Расставить коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса. Указать окислитель и восстановитель (2уровень 4 балла) А) NH3 + Br2 = N2 + HBr Б) NH3 = N2 + H2 Задание 3 пары. Расставить коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса. Указать окислитель и восстановитель (2уровень 4 балла) А) NH3 + CuO = Cu + N2 + H2 O Б) NH3 + CO2 = N2O + CO(NH2)2 Задание группы. 1. Дополнить схему по химическим свойствам аммиака группы № 2. 2. Сделать вывод об окислительных и восстановительных свойствах аммиака. ГРУППА №4. (средний уровень до 4 баллов для работы в парах) Задание 1 пары. Используя учебник стр.153, закончите уравнение реакции, расставьте коэффициенты, запишите в ионном виде: NH4Cl + AgNO3 = Задание 2 пары. Используя учебник стр.153, закончите уравнение реакции, расставьте коэффициенты, запишите в ионном виде: NH4NO3 + NaOH = Задание 3 пары. Используя учебник стр.154 , запишите уравнения диссоциации любой соли аммония, а также реакции разложения. Задание группы. 1) По инструкции проделать лабораторную работу и сделать вывод о качественной реакции на определение иона аммония. 2) Дать определение солей аммония, сделать вывод об общих свойствах с классом солей и специфических свойствах солей аммония. 3) Составить схему по химическим свойствам солей аммония. |
Перед Вами на столах лежат: уровневая
технологическая карта изучения темы, задания для
работы в парах и группе, инструкция для
выполнения лабораторной работы (см. приложения 2
и 3). Ваша задача определить какую роль вы будете
выполнять сегодня в группе (консультант,
докладчик, экспериментатор, схематизатор,
учетчик, хранитель времени), на каком уровне
будете работать и приступить к выполнению
заданий в парах (время 7мин., обсуждение и работа в
группе 13 мин.) Если у вас возникнут затруднения при выполнении заданий, то обращайтесь к консультанту или учителю. При выполнении практической части эспериментатор должен получить допуск к работе по ТБ и провести эксперимент. Результат работы группы схематизатор должен оформить в виде схемы и совместно с другими членами группы записать вывод. Защиту от группы готовит докладчик. За временем работы следит хранитель времени, а лист учета заполняет учетчик. Выполняй задания в парах согласно выбранного уровня, оцени свою работу и товарища, результаты обсудите в группе и передайте учетчику. Работу в группе оценит консультант и сами. |
|
УЭ-3 | ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Цель: на основании работы в группах обобщить изученный материал, составить опорный конспект в виде схем, сделать выводы по сравнению с изученными классами соединений Защита от групп, составление единого опорного конспекта в виде схем, выводов, основными понятиями темы (см. приложение 4) Оценивание защиты до 3 баллов, дополнение с места 1 балл. |
Оценивание защиты до 3 баллов, дополнение с места 1 балл. | 3б. |
УЭ-4 | РЕФЛЕКСИЯ продукта деятельности. Цель: определить достигнута ли цель урока каждым учеником, правильно ли он оценил свои возможности в начале урока, и какова успешность ученика при подведении итогов в конце урока, сформированы ли коммуникативные навыки, умения оценить себя и товарища 1) Подведите итоги своей работы, оцените себя в группе, соответствует ли выбранный вами уровень деятельности? (приложение №5) 2) Прочтите цель урока, как вы оцениваете степень ее достижения? 3) Посмотрите на цепочку изучения вещества и определите тему следующего урока и предположите цель для новой темы. |
Работайте самостоятельно и вместе с классом. | |
УЭ-5 | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Цель: определить свою успешность при закреплении этой темы и уровня деятельности в новой теме на следующий урок. 1 уровень. Изучить § 26 учебника, решить упр.1,2 стр.155 2 уровень. Используя § 27 и дополнительную литературу составить опорный конспект по оксидам азота, решить упр.3,4 стр.155 3 уровень. Используя § 27 и дополнительную литературу составить опорный конспект по азотной кислоте и ее свойствам, решить упр.4,5 стр.155 |
Выберите уровень домашнего задания и выполните его к следующему уроку. |
ЛИТЕРАТУРА
1) Учебник О.С. Габриелян “Химия 9 класс” Дрофа,
Москва 2008
2) Учебник С.Т. Сатбалдина, Р.А. Лидин
“Неорганическая химия 8-9 класс”,
“Просвещение”, Москва 2002
3) Г.Н. Хомченко “Химия для поступающих в вузы”
4) Н.Е. Кузьменко “ Начала химии” том1
5) А.И. Врублевский “1000 задач по химии”, ООО
“Юнипресс”, Минск 2003