Педагог - это человек, который обладает жизненным опытом, культурой поведения, строящий свою работу исходя из собственных представлений и уровня профессионализма, то есть профессиональной компетентности.
Компетентность педагога складывается из определенного набора умений (компетенций).
Аналитические умения. Сформированность аналитических умений - один из критериев профессиональной компетентности педагога. С их помощью извлекаются знания из практики. Они лежат в основе обобщенного умения педагогически мыслить, которое при решении педагогической задачи складывается из следующих частных умений:
- анализировать педагогические явления (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления);
- осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;
- находить психолого-педагогические теории, идеи, выводы, адекватные логике рассматриваемого явления;
- правильно диагностировать педагогические явления;
- вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения.
Прогностические умения. Воспитательно-образовательный процесс всегда предполагает ориентацию на четко представленный в сознании конечный результат. Основу для целеполагания и выбора возможных путей решения педагогической задачи дает анализ педагогической ситуации. Но успех целеполагания зависит не только от результатов аналитической деятельности. Во многом он предопределяется способностью к антиципации, то есть к предвидению, предвосхищению результата действий еще до того, как они будут реально осуществлены. Наличие именно этой профессионально значимой способности всегда отличало творческих педагогов.
Прогнозирование деятельности педагога как процесс получения опережающей информации о результатах действий строится на основе знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. К прогностическим умениям относятся:
- выдвижение педагогических целей и задач;
- отбор способов достижения целей;
- предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений;
- определение этапов педагогического процесса;
- распределение времени, планирование жизнедеятельности вместе с учащимися.
Умение педагогического прогнозирования требует от педагога овладения такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и т.д.
Рефлексивные умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя и предусматривают:
- правильность постановки целей, их перевод в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся задач исходным условиям;
- соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;
- эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;
- соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.д.;
- причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных воспитательных задач.
Гностические (познавательные) умения - это умения работать с разными видами информации в решении педагогических задач: получать, обрабатывать и использовать информацию, работать с новыми информационными технологиями и т.д.
Организационные умения включают в себя:
- мобилизационные (привлечение внимания учащихся и развитие устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности; формирование потребности в знаниях; создание ситуаций для проявления школьником нравственных поступков, создание атмосферы сопереживания);
- информационные (интерпретирование и адаптация информации к задачам воспитания);
- развивающие (создание проблемных ситуаций, стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления);
- ориентационные (привитие устойчивого интереса к социально значимой деятельности, организация совместной творческой деятельности).
Коммуникативные умения включают в себя:
- умение воспринимать и понимать учащихся, проявлять способность к эмпатии, обмениваться информацией;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения педагога с учащимися, коллегами, родителями на фоне педагогического общения педагога и школьника, адекватно решать конфликты.
К прикладным умениям надо отнести: желательные для педагога умения в области искусства, ремесел, спорта, досуга (рисование, пение, сочинение стихов и т.д.).
К психотехническим умениям относятся: культура речи, мимика и пантомимика, владение своим психическим состоянием, умения психофизиологической саморегуляции (аутотренинг).
В процессе работы педагог совершенствует свои умения, что позитивно влияет на взаимодействие с учащимися, помогает в оказании педагогической поддержки, в решении проблем, в развитии базовой культуры личности школьника.
Разработана МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, в которой заложен принцип развития профессионализма педагога от освоения азов педагогического труда к его осмыслению, выходу на уровень научно-исследовательской работы в соответствии с индивидуальными особенностями и интересами педагога.