Изменение содержания образования невозможно без изменения форм организации учебного процесса, деятельности учителя.
Наиболее актуальными становятся такие формы организации учебной деятельности, которые способствуют формированию универсальных умений, свободному самовыражению, способности по-новому реагировать на происходящее и созданию собственного продукта творчества.
Реализовать эти идеи во многом помогает современная образовательная технология педагогических мастерских, где на первое место выдвинута содержательная задача построения целостной картины мира, а на второе поиск места своего «Я» в этом мире. Данная технология предусматривает предоставление учащимся возможности выбора вида деятельности, материала, способа предъявления результата и т.д.
Педагогическая мастерская - это синтетическая, многомерная, интегрированная, рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, которая ориентирована на индивидуально - личностный подход в образовательной деятельности.
На уроке мастер вводит своих учеников в поиск знания, а не прямо передаёт информацию, обучает умению ставить проблемы и творчески искать ответ, создаёт атмосферу, позволяющую им осознать и научиться понимать себя и свое место в мире, понимать других людей, воспитывает уверенность в своих способностях.
Урок-мастерская – это многогранное явление, которое может быть представлено в различных вариантах. Главным его условием является творчество.
Основные элементы мастерской, которые используются на уроках русского языка – «индукция», создание творческого продукта, социализация, разрыв и рефлексия.
1. «Индукция» («наведение»).
Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация, вопрос. Такая проблемная ситуация, вопрос и называются в технологии мастерских индукцией или индуктором.
Индукция - это и создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Так на уроке русского языка по теме «Экспрессивные возможности конструкций с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами», который проводился в 8 классе, учащимся был предоставлен текст Н.В.Гоголя из произведения «Мёртвые души» (описание сада Плюшкина) и предлагалось задание - сравнить с картиной А.Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса»), увидеть сходство и различие. После сравнения встаёт вопрос:
- Художник Герасимов передал красоту и очарование сада красками, а как это удалось сделать Н.В.Гоголю? На что мы должны обратить внимание, анализируя текст Н.В.Гоголя? Опираясь на формулировку темы, учащиеся выходят на постановку проблемного вопроса: какую роль в этом тексте сыграли конструкции с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами?
Для решения этой задачи учащиеся делятся на группы (5 групп) и происходит переход ко второму элементу мастерской, где начинается осмысление текста.
2. Создание творческого продукта или («Самоконструкция» и «Социоконструкция») - создание индивидуального, а затем группового и межгруппового интеллектуального продукта: опыта, наблюдения, идеи, гипотезы, текста и т.д. в основе этих этапов лежит механизм деконструкции/реконструкции знаний. Имея представление о причастных оборотах, учащиеся, исследуя текст, акцентируют своё внимание на их роли в тексте.
3. «Социализация - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть представлено.
Социализация – это сравнение своего проекта с другими в ходе общения дискуссии, обсуждения или афиширования, т.е. вывешивания проектов. На уроке представитель от каждой группы представляет результаты своего исследования в форме таблиц, сообщения и т.д.
4.«Разрыв» - внутреннее осознание учащимся неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, который активизирует ученика к творческому поиску ответов
5.«Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы. Они учатся осознавать свои чувства и их высказывать. Для подростков этап рефлексии важен и как тренировка способности самопознания и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.
Подводя итоги урока, учащиеся сделали для себя следующие выводы:
- Я знал, конечно, но только сегодня на уроке увидел, что литература и русский язык взаимосвязаны и очень тесно. Если у художника - кисти, краски, у музыканта – инструмент, ноты, то у писателя есть только слово. Но при единственном инструменте он создаёт такие картины жизни, которые просто потрясают своей правдой и красотой.
(Переоценка)
- А мне понравилось работать в группе, чувствуешь, что не один, что рядом товарищи, придут на помощь, с ними интереснее работать.
(Значимость своего «Я»)
- Понравилась работа, которая позволяет раскрывать секрет писательского мастерства. Может, Н.В.Гоголь и не думал о причастных оборотах, то текст показывает творческие возможности этой конструкции.
(Осознание необходимости поиска информации)
- Раньше для меня конструкции с обособленными членами были каким-то
отвлечённым понятием, где я должна была правильно поставить знаки препинания, орфографически правильно писать причастия. Сегодня я открыла для себя, зачем существуют такие конструкции в языке, они делают речь такой живой, образной.
(Внезапное понимание)
Так дети самостоятельно в совместном поиске постигают новые знания, осознают собственную состоятельность, открывают в себе неожиданные качества характера, несознаваемые способности, своё место среди других.
Список литературы
- Белова Н.И.Мастерская: приглашение к поиску// На путях к новой школе. 1994.№1(6);
- Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. Из опыта работ - СПб.,1994.
- Белова Н.И. Технология педагогических мастерских. Естествознание в школе. 2004, №6,с.54-59.
- Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5. Научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: изд-во «Учитель», 2007.- с.208.
- Г.В.Степанова. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчества. СПб., 2000.