Урок по математике "Экология на уроках математики"

Разделы: Начальная школа


Цель: повторение раннее изученного материала по математике, формирование экологического сознания (вдумчивого гармоничного отношения к окружающей среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов).

Задачи:

  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • закреплять навыки решения задач различных типов, знания геометрических фигур и нахождения площади и периметра прямоугольника;
  • составление и решение уравнений;
  • развивать внимание, наблюдательность, смекалку, математическую речь, навык работы с геометрическим материалом;
  • воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за свою планету.

Оборудование:

  • карточки с буквами и числами;
  • рисунок с изображением экологического цветка;
  • головоломка;
  • рисунки животных с клетками;
  • ребусы;
  • схемы задач;
  • конверты с геометрическим заданием.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня у нас урок математики, но он не совсем обычный.

– Давайте вспомним, что мы делаем на уроках математики? (решаем примеры, задачи, чертим…)

Правильно. Все это сегодня мы и будем делать. Но вы забыли сказать, что на уроках математики мы всегда узнаем что–то новое.

– Вот и сегодня мы узнаем о науке, которая связывает человека и природу, эту науку надо уважать и слушаться ее сигналов.

– А название этой науки мы узнаем, решив несколько заданий.

II. Устный счет.

На доске прикреплены карточки с числами и единицами измерения длины, на обратной стороне – буквы.

250 см 170 см 2 м 6 1 3 5 99
О Э К Л О Г И Я

Выполняя задания, дети переворачивают карточки с ответами.

Задание 1. Сравните размах крыльев хищных птиц: белоголовый сип – 250 см, стервятник – 170 см, беркут – 2 м. Расставьте карточки с этими значениями в порядке возрастания.

Задание 2. Скворец, воробей и щегол сидели на одной веточке в один ряд. Сколькими способами они могли это сделать? (6 способами – СВЩ, СЩВ, ВСЩ, ВЩС, ЩСВ, ЩВС).

Переворачивается карточка с ответом 6

– А вы знаете, что один гектар леса в среднем производит 6 тонн древесины.

Задание 3. Головоломка.

Разными символами обозначаются разные числа. Используя данные примеров, найдите три числа и сделайте равенства верными.


Переворачиваем карточки с ответами 1, 3, 5

– Еженедельно на Земле исчезает по одному виду растений.

– Ежегодно в бассейн реки Волги сбрасывается 3 кубических километра неочищенных вод.

– Одна жужелица за сутки может истребить 5 гусениц крыжовниковой огневки.

Задание 4.

Круговые примеры.

– А сейчас отправимся в зоопарк. Каких животных вы видите? (перечисляют)

Так вот, все животные выбежали из клеток и потерялись. Мы должны помочь найти им свою клетку. Решив примеры, вы узнаете, в каких клетках обитают животные. Но примеры не простые, а круговые.

99 : 9 – 4            84: 6 ∙ 2
7 ∙ 13 – 90   28 ∙ 3 ∙ 0
1 ∙ (100-16)   9 + 30 ∙ 3

– Переворачиваем карточку с ответом 99.

– В России 99 заповедников, из них 34 создано за последние 15 лет.

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

– Итак, эта наука – ЭКОЛОГИЯ, что значит в переводе с латинского языка: «экос» - дом, «логос» - наука.

– Какое словосочетание получается? (наука о доме)

А что за дом имеется в виду? Где живет все человечество? (на планете Земля)

Значит, Земля – это наш дом, а экология – это наука о Земле.

– А вообще, экология – это красивый цветок.

Что нарисовано на его лепестках? (облако, дерево, гриб, утка, пчела)

Как можно все это назвать одним словом? (природа)

А кто в середине? (человек)

А почему? (человек не может существовать без природы)

Что дает природа человеку? (пищу, одежду, дом, красоту)

А раз природа дает все это человеку, то что должен делать человек? (охранять ее)

IV. Работа по теме урока.

1. Решение задач (устно).

– Но чтобы охранять ее, мы должны знать, какой же вред наносит природе деятельность человека, и что мы с вами можем сделать, чтобы уменьшить этот вред. И для этого решим устно несколько задач экологического характера.

Класс делится на группы. Каждая группа получает листочки с текстом задач. Задачи деференцированного типа. По мере решения представитель группы объясняет решение задачи.

1 задача. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

– А какие заводы в городе Стерлитамаке загрязняют атмосферу? («Сода», «СК», «Авангард», Химзавод).

2 задача. Листья ивы за летний период могут осождать на своей поверхности 35 кг пыли, клена – на 5 кг меньше, ясеня – на 5 кг меньше, чем клена, вяза - на 5 кг меньше, чем ясеня, сирени – на 18 кг меньше, чем вяза, акации – на 1 кг 800 г меньше, чем сирени. Поставьте несколько вопросов к этой задаче и ответьте на них.

3 задача. Производство 1 т бумаги требует 20 т воды, а 1 т хлопчатобумажной ткани – в 3 раза больше. Что мы узнаем, вычислив значения выражений:
20 ∙ 3 – 20, 20 ∙ 2 + 20 ∙ 3 ∙ 2

– О ком сейчас будем говорить вы узнаете, решив ребусы.

– Правильно, о наших помощниках птицах.

1 задача. Сова съедает за ночь 8 мышей. Сколько она съест мышей за 1 неделю?

2 задача. Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц и 5 личинок майского жука. Во сколько раз больше она съедает гусениц, чем личинок.

3 задача. В тундре гнездится 100 видов птиц, из которых 3/10 – кулики. Сколько других видов птиц в тундре?

V. Физминутка.

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.

VI. Конструирование.

Работа в парах.

У вас на партах лежат конвертики с геометрическими фигурами. Достаньте их и выложите на парту.

Какие фигуры вы видите?

– Сейчас немного поконструируем, а перед этим помечтаем.

– Какое сейчас время года? (весна)

А какое было до этого? (зима)

Да еще и сейчас все белым-бело. Возьмите белый прямоугольник и представьте, что это белое покрывало – снег. Но совсем скоро солнце начнет светить ярко, небо будет совсем голубым, от солнца начнет таять снег и появятся первые проталины (земля) и почти сразу же на земле появится первая травка. Так постройте мне на этом белом прямоугольнике другой точно такой же прямоугольник из этих геометрических фигур, чтобы он отображал нарисованную нами картину.

– Давайте найдем периметр и площадь этого прямоугольника.

Работа в тетрадях.

VII. Продолжение работы по теме урока.

1. Составление и решение уравнений.

Самостоятельная работа по вариантам. Два ученика работают у доски.

Составьте уравнение к данным задачам, запишите его решение.

Задача 1. За сутки ракушка беззубка очищает 40 л воды. За сколько дней она очистит 200 л воды?

Задача 2. Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. За сколько суток растение достигнет своей максимальной высоты – 6 м 30 см?

– Для составления этого уравнения преобразуйте метры в сантиметры.

2. Решение задач по схемам.

– А сейчас узнаем, что может сделать человек, чтобы как-то помочь природе. Для этого решим

задачи по схеме, а решение запишем в тетрадь.

(После записи решения учитель читает текст задачи).

1 задача. Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?

2 задача. Для предупреждения размыва оврага по одному склону посадили 27 кустарников, а по другому на 7 кустарников больше. Сколько кустарников посадили по обоим склонам оврага?

3 задача. Вокруг школы растет 53 дерева. Когда школьники окопали часть деревьев, им осталось окопать еще 37 деревьев. Сколько деревьев окопали школьники?

4 задача. Вокруг школы юннаты посадили 65 кустов шиповника, боярышника в 5 раз меньше, чем шиповника, а сирени в 4 раза больше, чем боярышника. Сколько кустов сирени посадили юннаты?

VIII. Рубрика «Знаете ли вы, что…»

– А теперь занимательная минутка, которая пройдет под названием «Знаете ли вы, что…»

  1. 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки леса одно взрослое дерево, которое росло в течение 50 – 80 лет.
  2. В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан. За 1 час – 2 л, за сутки почти 50 л, за 3 суток – 150 л, а это уже целая ванна.
  3. Все любят ходить в лес. Люди отдыхают, разжигают костер, готовят пищу. А вы знаете, что после костра на этом месте 6 лет ничего не будет расти, пока природа не залижет эту рану.
  4. Чтобы образовался верхний плодородный слой земли должно пройти 6000 лет. И всего за 20 лет его можно разрушить.

IX. Итог урока. Рефлексия.

– Вот наш урок и подошел к концу. Я надеюсь, что он прошел не зря. Какие-то выводы вы сделали! (какие?) Что – то новое узнали? (что?)

– Давайте сами оценим свою работу.

– Что вам больше всего удалось?

– За что вы хотели бы себя похвалить?

– Что не удалось?

– Поднимите солнышки такого цвета, какое у вас настроение.

– А теперь возьмите ваши прямоугольники в руки.

– Что вы держите в руках? (природу).

А это значит, что «Природа – в наших руках» и от нас с вами зависит ее будущее.