Цель: повторение раннее изученного материала по математике, формирование экологического сознания (вдумчивого гармоничного отношения к окружающей среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов).
Задачи:
- совершенствовать вычислительные навыки;
- закреплять навыки решения задач различных типов, знания геометрических фигур и нахождения площади и периметра прямоугольника;
- составление и решение уравнений;
- развивать внимание, наблюдательность, смекалку, математическую речь, навык работы с геометрическим материалом;
- воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за свою планету.
Оборудование:
- карточки с буквами и числами;
- рисунок с изображением экологического цветка;
- головоломка;
- рисунки животных с клетками;
- ребусы;
- схемы задач;
- конверты с геометрическим заданием.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня у нас урок математики, но он не совсем обычный.
– Давайте вспомним, что мы делаем на уроках математики? (решаем примеры, задачи, чертим…)
– Правильно. Все это сегодня мы и будем делать. Но вы забыли сказать, что на уроках математики мы всегда узнаем что–то новое.
– Вот и сегодня мы узнаем о науке, которая связывает человека и природу, эту науку надо уважать и слушаться ее сигналов.
– А название этой науки мы узнаем, решив несколько заданий.
II. Устный счет.
На доске прикреплены карточки с числами и единицами измерения длины, на обратной стороне – буквы.
250 см | 170 см | 2 м | 6 | 1 | 3 | 5 | 99 |
О | Э | К | Л | О | Г | И | Я |
Выполняя задания, дети переворачивают карточки с ответами.
Задание 1. Сравните размах крыльев хищных птиц: белоголовый сип – 250 см, стервятник – 170 см, беркут – 2 м. Расставьте карточки с этими значениями в порядке возрастания.
Задание 2. Скворец, воробей и щегол сидели на одной веточке в один ряд. Сколькими способами они могли это сделать? (6 способами – СВЩ, СЩВ, ВСЩ, ВЩС, ЩСВ, ЩВС).
Переворачивается карточка с ответом 6
– А вы знаете, что один гектар леса в среднем производит 6 тонн древесины.
Задание 3. Головоломка.
Разными символами обозначаются разные числа. Используя данные примеров, найдите три числа и сделайте равенства верными.
– Переворачиваем карточки с ответами 1, 3, 5
– Еженедельно на Земле исчезает по одному виду растений.
– Ежегодно в бассейн реки Волги сбрасывается 3 кубических километра неочищенных вод.
– Одна жужелица за сутки может истребить 5 гусениц крыжовниковой огневки.
Задание 4.
Круговые примеры.
– А сейчас отправимся в зоопарк. Каких животных вы видите? (перечисляют)
Так вот, все животные выбежали из клеток и потерялись. Мы должны помочь найти им свою клетку. Решив примеры, вы узнаете, в каких клетках обитают животные. Но примеры не простые, а круговые.
99 : 9 – 4 | 84: 6 ∙ 2 | |
7 ∙ 13 – 90 | 28 ∙ 3 ∙ 0 | |
1 ∙ (100-16) | 9 + 30 ∙ 3 |
– Переворачиваем карточку с ответом 99.
– В России 99 заповедников, из них 34 создано за последние 15 лет.
III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
– Итак, эта наука – ЭКОЛОГИЯ, что значит в переводе с латинского языка: «экос» - дом, «логос» - наука.
– Какое словосочетание получается? (наука о доме)
– А что за дом имеется в виду? Где живет все человечество? (на планете Земля)
– Значит, Земля – это наш дом, а экология – это наука о Земле.
– А вообще, экология – это красивый цветок.
– Что нарисовано на его лепестках? (облако, дерево, гриб, утка, пчела)
– Как можно все это назвать одним словом? (природа)
– А кто в середине? (человек)
– А почему? (человек не может существовать без природы)
– Что дает природа человеку? (пищу, одежду, дом, красоту)
– А раз природа дает все это человеку, то что должен делать человек? (охранять ее)
IV. Работа по теме урока.
1. Решение задач (устно).
– Но чтобы охранять ее, мы должны знать, какой же вред наносит природе деятельность человека, и что мы с вами можем сделать, чтобы уменьшить этот вред. И для этого решим устно несколько задач экологического характера.
Класс делится на группы. Каждая группа получает листочки с текстом задач. Задачи деференцированного типа. По мере решения представитель группы объясняет решение задачи.
1 задача. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?
– А какие заводы в городе Стерлитамаке загрязняют атмосферу? («Сода», «СК», «Авангард», Химзавод).
2 задача. Листья ивы за летний период могут осождать на своей поверхности 35 кг пыли, клена – на 5 кг меньше, ясеня – на 5 кг меньше, чем клена, вяза - на 5 кг меньше, чем ясеня, сирени – на 18 кг меньше, чем вяза, акации – на 1 кг 800 г меньше, чем сирени. Поставьте несколько вопросов к этой задаче и ответьте на них.
3 задача. Производство 1 т бумаги требует 20 т воды, а 1 т хлопчатобумажной ткани – в 3 раза больше. Что мы узнаем, вычислив значения выражений:
20 ∙ 3 – 20, 20 ∙ 2 + 20 ∙ 3 ∙ 2
– О ком сейчас будем говорить вы узнаете, решив ребусы.
– Правильно, о наших помощниках птицах.
1 задача. Сова съедает за ночь 8 мышей. Сколько она съест мышей за 1 неделю?
2 задача. Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц и 5 личинок майского жука. Во сколько раз больше она съедает гусениц, чем личинок.
3 задача. В тундре гнездится 100 видов птиц, из которых 3/10 – кулики. Сколько других видов птиц в тундре?
V. Физминутка.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
VI. Конструирование.
Работа в парах.
– У вас на партах лежат конвертики с геометрическими фигурами. Достаньте их и выложите на парту.
– Какие фигуры вы видите?
– Сейчас немного поконструируем, а перед этим помечтаем.
– Какое сейчас время года? (весна)
– А какое было до этого? (зима)
– Да еще и сейчас все белым-бело. Возьмите белый прямоугольник и представьте, что это белое покрывало – снег. Но совсем скоро солнце начнет светить ярко, небо будет совсем голубым, от солнца начнет таять снег и появятся первые проталины (земля) и почти сразу же на земле появится первая травка. Так постройте мне на этом белом прямоугольнике другой точно такой же прямоугольник из этих геометрических фигур, чтобы он отображал нарисованную нами картину.
– Давайте найдем периметр и площадь этого прямоугольника.
Работа в тетрадях.
VII. Продолжение работы по теме урока.
1. Составление и решение уравнений.
Самостоятельная работа по вариантам. Два ученика работают у доски.
– Составьте уравнение к данным задачам, запишите его решение.
Задача 1. За сутки ракушка беззубка очищает 40 л воды. За сколько дней она очистит 200 л воды?
Задача 2. Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. За сколько суток растение достигнет своей максимальной высоты – 6 м 30 см?
– Для составления этого уравнения преобразуйте метры в сантиметры.
2. Решение задач по схемам.
– А сейчас узнаем, что может сделать человек, чтобы как-то помочь природе. Для этого решим
задачи по схеме, а решение запишем в тетрадь.
(После записи решения учитель читает текст задачи).
1 задача. Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?
2 задача. Для предупреждения размыва оврага по одному склону посадили 27 кустарников, а по другому на 7 кустарников больше. Сколько кустарников посадили по обоим склонам оврага?
3 задача. Вокруг школы растет 53 дерева. Когда школьники окопали часть деревьев, им осталось окопать еще 37 деревьев. Сколько деревьев окопали школьники?
4 задача. Вокруг школы юннаты посадили 65 кустов шиповника, боярышника в 5 раз меньше, чем шиповника, а сирени в 4 раза больше, чем боярышника. Сколько кустов сирени посадили юннаты?
VIII. Рубрика «Знаете ли вы, что…»
– А теперь занимательная минутка, которая пройдет под названием «Знаете ли вы, что…»
- 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки леса одно взрослое дерево, которое росло в течение 50 – 80 лет.
- В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан. За 1 час – 2 л, за сутки почти 50 л, за 3 суток – 150 л, а это уже целая ванна.
- Все любят ходить в лес. Люди отдыхают, разжигают костер, готовят пищу. А вы знаете, что после костра на этом месте 6 лет ничего не будет расти, пока природа не залижет эту рану.
- Чтобы образовался верхний плодородный слой земли должно пройти 6000 лет. И всего за 20 лет его можно разрушить.
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Вот наш урок и подошел к концу. Я надеюсь, что он прошел не зря. Какие-то выводы вы сделали! (какие?) Что – то новое узнали? (что?)
– Давайте сами оценим свою работу.
– Что вам больше всего удалось?
– За что вы хотели бы себя похвалить?
– Что не удалось?
– Поднимите солнышки такого цвета, какое у вас настроение.
– А теперь возьмите ваши прямоугольники в руки.
– Что вы держите в руках? (природу).
А это значит, что «Природа – в наших руках» и от нас с вами зависит ее будущее.