Цели:
- ознакомить учащихся с историческим материалом;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать математические ситуации;
- воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели. Побуждать учеников достижению интеллектуального познания мира математики.
Оформление:
Эпиграф:
“Развитие и образование ни одному
человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен
достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением.
Извне он может получить только возбуждение.
А. Дистервег
Оборудование:
- Портреты известных математиков(Евклид, Архимед, Карл Гаусс, Михаил Ломоносов).
- Проектор, экран.
- Театральные аксессуары (парики, бороды, костюмы).
- Карточки с заданиями.
- Выставка книг из рубрики “Занимательная математика”.
Ход урока
I этап: Вступительное слово учителя:
Мы будем путешествовать в царство математики.
Царство математики – древняя страна.
Много занятных историй на её веку.
Математики – кто они? О них рассказывают столько небылиц.
Теперь послушаем о них.
II этап: Из истории математики
1). На экране проецируется портрет Евклида.
- Евклид ( III в. до н.э. ) – древнегреческий математик ,
автор первого трактата по геометрии.
(Ученики читают сочинение о нем).
Евклид и его ученики
Ведущий:
Там, где с морем сливается Нил,
В древнем жарком краю пирамид
Математик греческий жил –
Многознающий, мудрый Евклид.
Геометрию он изучал,
Геометрии он обучал.
Написал он великий труд,
Эту книгу “Начала” зовут.
Чтоб попасть к нему в ученики
И постигнуть мудрость старика,
Морем плыли, шли издалека…
Ведущий: А вопросы были нелегки:
Евклид: Что есть точка? –
Ведущий:
Вопрошал Евклид,
Взглядом обводя своих гостей.
Архелай: Точка – это то, в чем нет частей.
Евклид:
Правильно ответил, молодец!
Ну, а в чем же линии секрет?
Архелай: Есть длина, а ширины в ней нет!
Евклид:
Снова в точку.
Я б хотел узнать,
Для чего ученым хочешь стать?
Ведь дороги к знаньям непросты!
Архелай:
Я богатым стать хочу, как ты!
Я слыхал: наука – это клад!
Я уверен: ты, Евклид, богат!
Ведущий:
Две монеты достает мудрец,
Их берет растерянный юнец.
Евклид:
Все, ступай!
Ты теперь богаче, чем Евклид.
Ведущий:
Теплый ветер вдруг подул сильней.
Пальмы закачал на берегу.
Евклид: Кто поделит круг на шесть частей?
Архилок: Я смогу!
Ведущий:
Осветило солнце светлый лик.
Циркуль сжав уверенно в руке,
Круг он ловко делит на песке.
Евклид: Хорошо!
А тебя к науке что манит?
Архилок:
Знаменитым стать, как ты, хочу.
Слышу всюду: “Как умен Евклид!”
Значит, славу знание сулит!
Ведущий:
Взял Евклид заточенный тростник,
Пишет на папирусе старик:
“ Люди! Он умней, чем я, Евклид”.Евклид: На, иди!
Теперь ты знаменит!
Ну, а третий думает о чем?
Ведущий: Что-то чертит. Чем-то увлечен.
Евклид: Что ты чертишь?
Архимед:
Линии черчу.
Теорему доказать хочу,
Но другим путем, не как Евклид.
Ведущий:
Юноша упрямо говорит.
Слезы на глазах у старика:
Он нашел себе ученика.
Евклид: Кто же ты?
Ведущий: И слышит он в ответ:
Архимед: Я из Сиракуз. Я – Архимед.
2). На экране проецируется портрет Архимеда.
- Архимед (около 287-212 гг. до н.э.). – древнегреческий математик, механик, военный инженер.
Закон Архимеда
(Сиракузы.III в. до нашей эры)
Ведущий:
Жил в Сиракузах мудрец Архимед.
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались: корона!
Захотелось Гиерону сделать новую корону.
Золота отмерил строго,
Взял не мало и не много, -
Сколько нужно, в самый раз,
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону ювелир принес корону,
И царю узнать охота: честно ль сделана работа?
Царь Гиерон: Вот корона, Архимед, золотая или нет?
Ведущий:
- И задумался ученый:
Как узнать состав короны?
И однажды, в ванне моясь.
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода: догадался он тогда.
И помчался к Гиерону не обут и не одет…
Архимед: Эврика! Раскрыл секрет!
Пусть весы сюда несут и с собой большой сосуд.
На весы кладем корону и теперь, такой же ровно,
Ищем слиток золотой.
Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда –
В чаше поднялась вода!
Ставлю черточку по краю,
А корону вынимаю.
В воду золото опустим.
В воду золото допустим…
Поднялась опять вода. Метку ставлю я.
Куда?
Ну конечно же, по краю.
Царь Гиерон:
Ничего не понимаю.
Лишь две черточки я вижу.
Эта выше, эта – ниже.
Архимед:
Но какой же вывод главный?
Равный вес. Объем – не равный!
Понимаешь, Гиерон. Я сейчас открыл закон.
Тот закон совсем простой:
Тело вытеснит…
Царь Гиерон:
Постой!
Говоришь объем неравный?
Мастер мой мошенник явный!
За фальшивую корону он ответит по закону!
А ты за разгадку получишь дары.
III этап: Великие мудрецы
Учитель:
Многое мы узнали из истории Древней Греции.
Царство математики увлекательно.
Тише, тише! Слышите? Кто-то стучит…
(Входит Ломоносов.)
1). Ломоносов:
Низкий поклон вам, люди добрые! Не скажете ли, куда это я попал? Я ведь в Москву иду. Учиться я страсть как хочу! Вот и от батьки потому убёг. Хочу множество наук узнать: грамоту, арифметику. Слыхал я еще про такую науку, что непонятно словом зовется – астрогномия. А еще мечта у меня есть: вот выучусь, открою школу, крестьянских детей учить стану. Учиться всем надобно, а то вот живем мы и не ведаем, как природа устроена, откуда свет тепло берется.
Ломоносов: Да никак вы меня не признали? Михайло я, Ломоносов!
(Уходит).
- На экране проецируется портрет М.В. Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский ученый. Ему принадлежат труды, не только по математике и химии, но и физике, астрономии и прочим наукам.
Учитель: Я предлагаю вам зашифрованное высказывание М.В. Ломоносова. Необходимо быстро и правильно расшифровать.
3.4 | 2.1 | 2.4 | 2.1 | 3.5 | |||||
2.5 | 2.6 | 1.1 | 1.2 | 1.1 | 3.5 | ||||
2.6 | 3.2 | 2.2 | 1.1 | ||||||
3.3 | 2.1 | 1.5 | 2.1 | 2.2 | 2.1 | ||||
2.4 | 1.1 | 3.1 | 1.4 | 2.4 | 1.1 | 3.1 | 2.1 | 2.2 | 1.1 |
1.4 | 1.4 | ||||||||
1.3 | 2.3 | 1.1 | 1.5 |
Ключ:
1 | А |
В |
Г |
Е |
З |
|
2 | И |
К |
Л |
М |
П |
Р |
3 | Т |
У |
Ф |
Х |
Я |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Учитель: Вы послушали высказывание первого мудреца. А теперь послушаем второго мудреца.
- На экране проецируется портрет Карла Гаусса.
Карл Гаусс(1777-1855гг.) – великий немецкий математик.
2). Карл Гаусс: - О! Я – Карл Гаусс!
Нашел моментально сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, будучи учеником начальной школы.
Математика – это точная наука.
Под скрип пера о лист бумаги.
Заполнив сии листы
И вы узнаете мое любимое изречение!
Да помогут вам наши начинанья!
(Раздаются заготовки листов для проверки знаний по теме “Дроби”).
1 задание:
Вычислите:
1) 0,5 + 2 = | 6) -7,4 + (- 5,2) = |
2) 4,7 + 2,8 = | 7) – 4,3 – 5, 1 = |
3) 7,9 - 6,4 = | 8) 9,3 + (- 2,1) = |
4) 6 - (-3,7) = | 9) 10,7 – 4,3 = |
5) - 8,8 -3,4 = | 10) 5,9 + ( - 4) = |
А |
Е |
И |
К |
М |
Т |
А |
М |
Т |
А |
2,5 |
7,5 |
1,5 |
9,7 |
- 12,2 |
- 12,6 |
- 9,4 |
7,2 |
6,4 |
1,9 |
Ответ: | |||||||||
М |
А |
Т |
Е |
М |
А |
Т |
И |
К |
А |
-12,2 |
2,5 |
-12,6 |
7,5 |
7,2 |
- 9,4 |
6,4 |
1,5 |
9,7 |
1,9 |
2 задание:
Найдите корень уравнения:
1). 2 х = 6,4 | 6). х + 6,5 = 10,5 |
2). 3,3х = - 9,9 | 7). 8,4х = 16,8 |
3). 6,7 + у = 19,4 | 8). 4у + 12 = 0 |
4). 1,1х = - 0,88 | 9). 55 + 5х = 100 |
5). – 32 : у = - 0,8 | 10). – 7х = -1,4 |
Ц |
А |
А |
И |
К |
Н |
Р |
У |
Ц |
А |
3,2 |
-3 |
4 |
- 0,8 |
0,2 |
2 |
12,7 |
9 |
40 |
-3 |
Ответ: | |||||||||
Ц |
А |
Р |
И |
Ц |
А |
Н |
А |
У |
К |
3,2 |
- 3 |
12,7 |
- 0,8 |
40 |
4 |
2 |
-3 |
9 |
0,2 |
3 задание:
Вычислите:
1). 4,1 х 3 = | 6). 9,3 : 3 = |
2).33 х 2,5 = | 7). 10 : 2 = |
3). 5 х 1,2 = | 8). 9 : 0, 9 = |
4). 0,5 х 3 = | 9). 1,2 : 3 = |
5). 8 х 4,2 = | 10).4,2 :2 = |
А |
Е |
И |
К |
М |
А |
Т |
Р |
И |
Ф |
12,3 |
82,5 |
6 |
1,5 |
33,6 |
3,1 |
5 |
10 |
0,4 |
2,1 |
Ответ: | |||||||||
А |
Р |
И |
Ф |
М |
Е |
Т |
И |
К |
А |
12,3 |
10 |
6 |
2,1 |
33,6 |
82,5 |
5 |
0,4 |
1,5 |
3,1 |
4 задание:
Найдите:
1). 112 = | 4). 42 = |
2). 122 = | 5). 502 = |
3). 32 = | 6). 202 = |
А |
Ц |
Р |
А |
Ц |
И |
121 |
144 |
9 |
16 |
2500 |
400 |
Ответ: | |||||
Ц |
А |
Р |
И |
Ц |
А |
144 |
121 |
9 |
400 |
2500 |
16 |
5 задание:
Какое целое число заключено между этими числами:
1). 3 и 5 | 6). 15 и 17 |
2). – 4 и -2 | 7). 22 и 24 |
3). 8,2 и 9,5 | 8). 102 и 103,8 |
4). 12 и 14 | 9). 0,5 и 1,25 |
5). 13,3 и 14,7 | 10). 10,9 и 11,095? |
И |
А |
Е |
И |
К |
М |
М |
А |
Т |
Т |
4 |
- 3 |
9 |
13 |
14 |
16 |
23 |
103 |
1 |
11 |
Ответ: | |||||||||
М |
А |
Т |
Е |
М |
А |
Т |
И |
К |
И |
16 |
- 3 |
1 |
9 |
23 |
103 |
11 |
4 |
14 |
13 |
IV. Заключение.
Учитель: - Мы познакомились со страницами истории математики, краткой биографией замечательных людей. Давайте подумаем и ответим, можно ли назвать их интеллектуалами? Почему?
Что их объединяет?
- Если заглянуть в толковый словарь, то можем прочитать, что слово “интеллект” - ум, мыслительная способность, умственное начало у человека.
- Учения, труды и открытия этих замечательных людей не стареют. Их изучают, этими открытиями, законами мы до сих пор пользуемся.
Мне хочется закончить сегодняшний урок высказыванием А.И Маркушевича:
“Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным почти необозримым областям труда и открытий”.
Я желаю вам используя, полученные знания, найти верный путь в жизни.