Путешествие в царство математики. Урок математики в 6-м классе

Разделы: Математика


Цели:

  • ознакомить учащихся с историческим материалом;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать математические ситуации;
  • воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели. Побуждать учеников достижению интеллектуального познания мира математики.

Оформление:

Эпиграф:

“Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий,   кто желает к ним приобщиться, должен   достигнуть этого собственной деятельностью,  
собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.

А. Дистервег

Оборудование:

  1. Портреты известных математиков(Евклид, Архимед, Карл Гаусс, Михаил Ломоносов).
  2. Проектор, экран.
  3. Театральные аксессуары (парики, бороды, костюмы).
  4. Карточки с заданиями.
  5. Выставка книг из рубрики “Занимательная математика”.

Ход урока

I этап: Вступительное слово учителя:

Мы будем путешествовать в царство математики.
Царство математики – древняя страна.
Много занятных историй на её веку.
Математики – кто они? О них рассказывают столько небылиц.
Теперь послушаем о них.

II этап: Из истории математики

1). На экране проецируется портрет Евклида.

  • Евклид ( III в. до н.э. ) – древнегреческий математик ,

автор первого трактата по геометрии.

(Ученики читают сочинение о нем).

Евклид и его ученики

Ведущий:

Там, где с морем сливается Нил,
В древнем жарком краю пирамид
Математик греческий жил –
Многознающий, мудрый Евклид.
Геометрию он изучал,
Геометрии он обучал.
Написал он великий труд,
Эту книгу “Начала” зовут.
Чтоб попасть к нему в ученики
И постигнуть мудрость старика,
Морем плыли, шли издалека…

Ведущий: А вопросы были нелегки:

Евклид: Что есть точка? –

Ведущий:

Вопрошал Евклид,
Взглядом обводя своих гостей.

Архелай: Точка – это то, в чем нет частей.

Евклид:

Правильно ответил, молодец!
Ну, а в чем же линии секрет?

Архелай: Есть длина, а ширины в ней нет!

Евклид:

Снова в точку.
Я б хотел узнать,
Для чего ученым хочешь стать?
Ведь дороги к знаньям непросты!

Архелай:

Я богатым стать хочу, как ты!
Я слыхал: наука – это клад!
Я уверен: ты, Евклид, богат!

Ведущий:

Две монеты достает мудрец,
Их берет растерянный юнец.

Евклид:

Все, ступай!
Ты теперь богаче, чем Евклид.

Ведущий:

Теплый ветер вдруг подул сильней.
Пальмы закачал на берегу.

Евклид: Кто поделит круг на шесть частей?

Архилок: Я смогу!

Ведущий:

Осветило солнце светлый лик.
Циркуль сжав уверенно в руке,
Круг он ловко делит на песке.

Евклид: Хорошо!

А тебя к науке что манит?

Архилок:

Знаменитым стать, как ты, хочу.
Слышу всюду: “Как умен Евклид!”
Значит, славу знание сулит!

Ведущий:

Взял Евклид заточенный тростник,
Пишет на папирусе старик:
“ Люди! Он умней, чем я, Евклид”.

Евклид: На, иди!
Теперь ты знаменит!
Ну, а третий думает о чем?

Ведущий: Что-то чертит. Чем-то увлечен.

Евклид: Что ты чертишь?

Архимед:

Линии черчу.
Теорему доказать хочу,
Но другим путем, не как Евклид.

Ведущий:

Юноша упрямо говорит.
Слезы на глазах у старика:
Он нашел себе ученика.

Евклид: Кто же ты?

Ведущий: И слышит он в ответ:

Архимед: Я из Сиракуз. Я – Архимед.

2). На экране проецируется портрет Архимеда.

  • Архимед (около 287-212 гг. до н.э.). – древнегреческий математик, механик, военный инженер.

Закон Архимеда

(Сиракузы.III в. до нашей эры)

Ведущий:

Жил в Сиракузах мудрец Архимед.
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались: корона!
Захотелось Гиерону сделать новую корону.
Золота отмерил строго,
Взял не мало и не много, -
Сколько нужно, в самый раз,
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону ювелир принес корону,
И царю узнать охота: честно ль сделана работа?

Царь Гиерон: Вот корона, Архимед, золотая или нет?

Ведущий:

- И задумался ученый:
Как узнать состав короны?
И однажды, в ванне моясь.
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода: догадался он тогда.
И помчался к Гиерону не обут и не одет…
Архимед: Эврика! Раскрыл секрет!
Пусть весы сюда несут и с собой большой сосуд.
На весы кладем корону и теперь, такой же ровно,
Ищем слиток золотой.
Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда –
В чаше поднялась вода!
Ставлю черточку по краю,
А корону вынимаю.
В воду золото опустим.
В воду золото допустим…
Поднялась опять вода. Метку ставлю я.
Куда?
Ну конечно же, по краю.

Царь Гиерон:

Ничего не понимаю.
Лишь две черточки я вижу.
Эта выше, эта – ниже.

Архимед:

Но какой же вывод главный?
Равный вес. Объем – не равный!
Понимаешь, Гиерон. Я сейчас открыл закон.
Тот закон совсем простой:
Тело вытеснит…

Царь Гиерон:

Постой!
Говоришь объем неравный?
Мастер мой мошенник явный!
За фальшивую корону он ответит по закону!
А ты за разгадку получишь дары.

III этап: Великие мудрецы

Учитель:

Многое мы узнали из истории Древней Греции.
Царство математики увлекательно.
Тише, тише! Слышите? Кто-то стучит…
(Входит Ломоносов.)

1). Ломоносов:

Низкий поклон вам, люди добрые!  Не скажете ли, куда это я попал? Я ведь в Москву иду. Учиться я страсть как хочу! Вот и от батьки потому убёг. Хочу множество наук узнать: грамоту, арифметику.  Слыхал я еще про такую науку, что непонятно  словом зовется – астрогномия. А еще мечта у меня есть:  вот выучусь, открою школу, крестьянских детей  учить стану. Учиться всем надобно, а то вот живем мы и не ведаем, как природа устроена, откуда свет тепло берется.

Ломоносов: Да никак вы меня не признали?  Михайло я, Ломоносов!

(Уходит).

  • На экране проецируется портрет М.В. Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский ученый. Ему принадлежат труды, не только   по математике и химии,  но и физике, астрономии  и прочим наукам.

Учитель: Я предлагаю вам зашифрованное высказывание М.В. Ломоносова. Необходимо быстро и правильно расшифровать.

    3.4 2.1 2.4 2.1 3.5      
    2.5 2.6 1.1 1.2 1.1 3.5    
    2.6 3.2 2.2 1.1        
    3.3 2.1 1.5 2.1 2.2 2.1    
2.4 1.1 3.1 1.4 2.4 1.1 3.1 2.1 2.2 1.1
          1.4 1.4      
        1.3 2.3 1.1 1.5    

Ключ:

1

А

В

Г

Е

З

 
2

И

К

Л

М

П

Р

3

Т

У

Ф

Х

Я

 
 

1

2

3

4

5

6

Учитель: Вы послушали высказывание первого мудреца. А теперь послушаем второго мудреца.

  • На экране проецируется портрет Карла Гаусса.

Карл Гаусс(1777-1855гг.) – великий немецкий математик.

2). Карл Гаусс: - О! Я – Карл Гаусс!

Нашел моментально сумму всех натуральных чисел   от 1 до 100, будучи учеником начальной школы.

Математика – это точная наука.
Под скрип пера о лист бумаги.
Заполнив сии листы
И вы узнаете мое любимое изречение!
Да помогут вам наши начинанья!

(Раздаются заготовки листов для проверки знаний по теме “Дроби”).

1 задание:

Вычислите:

1) 0,5 + 2 = 6) -7,4 + (- 5,2) =
2) 4,7 + 2,8 = 7) – 4,3 – 5, 1 =
3) 7,9 - 6,4 = 8) 9,3 + (- 2,1) =
4) 6 - (-3,7) = 9) 10,7 – 4,3 =
5) - 8,8 -3,4 = 10) 5,9 + ( - 4) =

 

А

Е

И

К

М

Т

А

М

Т

А

2,5

7,5

1,5

9,7

- 12,2

- 12,6

- 9,4

7,2

6,4

1,9

Ответ:                  

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

К

А

-12,2

2,5

-12,6

7,5

7,2

- 9,4

6,4

1,5

9,7

1,9

2 задание:

Найдите корень уравнения:

1). 2 х = 6,4 6). х + 6,5 = 10,5
2). 3,3х = - 9,9 7). 8,4х = 16,8
3). 6,7 + у = 19,4 8). 4у + 12 = 0
4). 1,1х = - 0,88 9). 55 + 5х = 100
5). – 32 : у = - 0,8 10). – 7х = -1,4

 

Ц

А

А

И

К

Н

Р

У

Ц

А

3,2

-3

4

- 0,8

0,2

2

12,7

9

40

-3

Ответ:                  

Ц

А

Р

И

Ц

А

Н

А

У

К

3,2

- 3

12,7

- 0,8

40

4

2

-3

9

0,2

 

3 задание:

Вычислите:

1). 4,1 х 3 = 6). 9,3 : 3 =
2).33 х 2,5 = 7). 10 : 2 =
3). 5 х 1,2 = 8). 9 : 0, 9 =
4). 0,5 х 3 = 9). 1,2 : 3 =
5). 8 х 4,2 = 10).4,2 :2 =

 

А

Е

И

К

М

А

Т

Р

И

Ф

12,3

82,5

6

1,5

33,6

3,1

5

10

0,4

2,1

Ответ:                  

А

Р

И

Ф

М

Е

Т

И

К

А

12,3

10

6

2,1

33,6

82,5

5

0,4

1,5

3,1

 

4 задание:

Найдите:

1). 112 = 4). 42 =
2). 122 = 5). 502 =
3). 32 = 6). 202 =

 

А

Ц

Р

А

Ц

И

121

144

9

16

2500

400

Ответ:          

Ц

А

Р

И

Ц

А

144

121

9

400

2500

16

 

5 задание:

Какое целое число заключено между этими числами:

1). 3 и 5 6). 15 и 17
2). – 4 и -2 7). 22 и 24
3). 8,2 и 9,5 8). 102 и 103,8
4). 12 и 14 9). 0,5 и 1,25
5). 13,3 и 14,7 10). 10,9 и 11,095?

 

И

А

Е

И

К

М

М

А

Т

Т

4

- 3

9

13

14

16

23

103

1

11

Ответ:                  

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

К

И

16

- 3

1

9

23

103

11

4

14

13

IV. Заключение.

Учитель: - Мы познакомились со страницами истории математики, краткой биографией замечательных людей. Давайте подумаем и ответим, можно ли назвать их интеллектуалами? Почему?

Что их объединяет?

  • Если заглянуть в толковый словарь, то можем прочитать, что слово “интеллект” - ум, мыслительная способность, умственное начало у человека.
  • Учения, труды и открытия этих замечательных людей не стареют. Их изучают, этими открытиями, законами мы до сих пор пользуемся.

Мне хочется закончить сегодняшний урок высказыванием А.И Маркушевича:

“Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным почти необозримым областям труда и открытий”.

Я желаю вам используя, полученные знания, найти верный путь в жизни.

V. Домашнее задание: Написать мудрые высказывания известных людей.

Презентация