Тип урока: развитие речи.
Форма урока: интегрированный (русский язык + МХК + литература)
Цели:
- формировать умение писать сочинение в жанре эссе;
- совершенствовать связную устную и письменную речь;
- ознакомить с некоторыми эстетическими категориями;
- развивать творческие способности и художественную фантазию учащихся;
- расширить кругозор и воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: автопортрет Леонардо да Винчи, репродукции картин “Джоконда”, “Купчиха за чаем”, “Арима Боссоноу”, фотографии “Венеры Милосской”, “Нефертити”, фотомодели; раздаточный материал: стихотворение Н. Заболоцкого “Некрасивая девочка”, текст №62 из сборника изложений для 9 кл.
Опережающее задание: сообщение учащегося о творчестве Леонардо да Винчи.
Урок проводится в 9-м классе после урока “Эссе: понятие о жанре”.
Учебник: Русский язык: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
Ход урока
…что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Николай Заболоцкий
1. Слово учителя:
– Сегодня вас ждёт общение с Прекрасным, мы с вами поговорим об искусстве и будем готовиться к написанию эссе.
2. Мотивационный момент.
Учитель демонстрирует репродукции картин и фотографии:
- “Венера Милосская”. Александр Антиох.
- “Головной скульптурный портрет царицы Нефертити”. Неизвестный автор.
- “Мона Лиза (Джоконда)”. Леонардо да Винчи.
- “Купчиха за чаем”. Б. Кустодиев.
- “Арима Боссоноу”. А. Яковлев.
- Современная фотография модели.
– Какой из этих эталонов красоты разных времён и народов соответствует вашим представлениям о красивом, Прекрасном?
(Лидирует современная модель)
– Все эти женщины были прекрасны, каждая по-своему. Но их объединяет одно: кроме совершенства форм и линий в них есть еще и духовное совершенство, которое времени не подвластно. И в этом смысле, возможно, фотомодель несколько уступает Нефертити [3].
Чтение учителем стихотворения Николая Заболоцкого “Некрасивая девочка”:
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется.
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново.
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка.
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, –
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движеньи.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
– О чем это стихотворение?
– Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Что же такое красота? В чем заключается настоящая красота? На эти вопросы вам предстоит в конце урока.
3. Ознакомление с новой темой.
1. Знакомство с эстетическими категориями “красивое” и “прекрасное”.
– Можно ли назвать модель красивой? А прекрасной? Какая разница существует между двумя этими понятиями [3]? (Версии учащихся)
– Итак, красивое – это эстетическое понятие, определяющее красоту внешнего облика предметов и явлений. Прекрасное – категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. (Запись в тетрадях)
– Всмотритесь в эти произведения искусства. Что же такое искусство? Что оно дает человеку?
(Настоящее искусство облагораживает людей, делает их лучше, заставляет увидеть красоту. В этом нам помогают поэты, художники и музыканты.)
– Перед вами всем известная “Мона Лиза (Джоконда)” Леонардо да Винчи. Однажды эта картина экспонировалась в Москве. Один “ценитель прекрасного” заметил вслух, что вовсе Джоконда не так прекрасна, как об этом повсюду пишут, и ничего в ней особенного нет. Тогда замечательная актриса Ф. Г. Раневская саркастично ответила на эту реплику так: “Эта женщина была предметом поклонения стольких людей, что уже сама может выбирать, кому ей нравиться, а кому – нет” [3].
Почти все вы выбрали своим эталоном красоты фотомодель, и это можно понять. Это заслуга неустанных трудов массовой культуры, которая сознательно ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на “усредненный” уровень потребления. Ставка на зрелищность любой ценой порой приводит массовую культуру к неразборчивости. Она упрощена и не требует от своего потребителя усилий ума и сердца, она не вызывает серьезных затрат творческой энергии при восприятии ее образцов. Герои массовой культуры – в сериалах, комиксах и т.п. А настоящее искусство доступно лишь человеку думающему, стремящемуся в своем восприятии подняться до уровня творца, создающего произведения искусства [3].
2. Знакомство с творчеством Леонардо да Винчи.
– Настоящим творцом был Леонардо да Винчи, которого называли “титаном Возрождения”. Неутомимый ученый экспериментатор и гениальный художник был символом своей эпохи, “которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености” (Ф. Энгельс).
В образах, создаваемых Леонардо, всегда ощущается какая-то загадочность, в них присутствует тайна его личности, именно это, в первую очередь, волнует, манит зрителя, заставляя его напряженно вглядываться в картину; в леонардовских образах есть какая-то неуловимость. Так же неуловима и загадочна улыбка Джоконды [1].
Сообщение учащегося о жизни и творчестве Л. да Винчи.
– Леонардо да Винчи был не только живописцем, архитектором, ученым и инженером, но и являлся создателем жанра загадок-пророчеств. Вот некоторые из них.
Разгадывание загадок:
- О морские города! Я вижу в вас ваших граждан, как женщин, так и мужчин, туго связанных крепкими узами по рукам и ногам людьми, которые не будут понимать ваших речей, и вы сможете облегчить ваши страдания и утрату свободы лишь в слёзных жалобах. Вздыхая и сетуя промеж самих себя, ибо тот, кто связал вас, вас не поймет, ни вы их не поймете (запеленатые младенцы).
- Будет великое множество тех, кто, забыв о своем бытие и имени, будут лежать замертво на останках других мертвецов (сон на птичьих перьях).
- Вещь, которая тем больше будет расти, чем больше у нее будут отнимать (яма) [1].
– Нет почти такой сферы деятельности, к которой не имело бы касательства мастерство Леонардо. Не зря его называют “титаном”. Искусство Леонардо покоряет прежде всего реалистическим подходом. Изображать для него – значит изучать. Он всегда боролся за собственный метод и шел своим путем.
3. Работа с текстом (текст 62 из сборника изложений для проведения письменного экзамена в 9 классе).
Чтение текста учителем.
– О чем говорится в этом тексте? О чем вас заставил задуматься текст? (О том, как отличить настоящее искусство от поддельного, настоящую красоту от “красивости”; о том, что надо развивать способность воспринимать прекрасное.)
– К какому стилю речи можно отнести этот текст? (публицистический)
– К какому типу речи относится этот текст? (рассуждение-размышление с элементами описания)
– Почему автор так часто вспоминал рассказанный им случай? (хотел создавать настоящее искусство; ремесло и искусство – актуальная тема, эта проблема очень часто встречается в нашей жизни)
4. Актуализация знаний. Перечисление особенностей эссе.
– Дома вам предстоит написать эссе. Вспомните особенности эссе (главную роль в эссе играют впечатления и ассоциации, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе; характерна образная и афористичная речь; свободная, индивидуально-авторская трактовка темы; чаще всего представляет собой рассуждение-размышление; речевые приемы: вопросно-ответная форма изложения, цепь вопросов, именительный представления, параллельный способ связи предложений, частое использование вводных слов).
5. Подведение итогов урока.
– Чем же отличаются понятия “красивое” и “прекрасное”? В чем же заключается настоящая красота человека? Как отличить настоящее искусство от поддельного? (Понятие “прекрасное” подразумевает еще и духовное совершенство. Настоящие произведения искусства обладают высшей эстетической ценностью, они проверены временем.)
6. Домашнее задание:
написать эссе на одну из предложенных тем.- Красота и красивость. В чем красота Джоконды? (с опорой на текст 62 сборника изложений)
- Искусство в моей жизни (с опорой на текст 60 сборника изложений).
- Искусство и ремесло (с опорой на текст 62 сборника изложений).
- Почему перевелись “титаны”? (с опорой на текст 23 сборника изложений).
- Смысл творчества (с опорой на текст 23 сборника изложений).
- Не родись красивой…(по упражнению 283).
Список литературы
- МХК. Конспекты уроков / Сост. И.А.Лескова. Волгоград, изд. “Учитель”, 2001.
- Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2002.
- Себар Т.В. Уроки МХК: Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Б.Я. Табачникова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
- Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.