ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нравственное воспитание молодежи – было и есть и будет самой актуальной задачей любого общества. В современной России, в условиях быстроменяющихся, социальных проблем, формирование единой, целостной системы нравственных основ воспитания молодежи становится просто необходимым условием.
Основой нравственности является правовое воспитание. Главная задача правового воспитания – это стремление проявить у учащихся правовую культуру. Знание основных законов, умение ими пользоваться для защиты собственных интересов, приводит к пониманию таких понятий, как честность, надежность, уважение, ответственность, заботливость, гражданственность.
Важной составляющей правовой культуры являются права человека. Наша страна многонациональное государство. К сожалению, нарушение прав, как отдельных людей, так и целых народов в нашей стране имело место. В настоящее время уже нет того пресса запретов любого смелого слова, неодобренного свыше действия. Однако, нарушения сохраняются.
Напомню, что нет страны, в которой не нарушались бы те или иные права человека. Главное научить молодежь стремиться защитить свои интересы, уметь грамотно бороться за свои права. В основу внеклассного мероприятия по праву были положены следующие цели:
образовательная:
– сформировать у обучающихся новый уровень осмысления основных законодательных актов Российской Федерации;
– максимально актуализировать имеющиеся знания по политике и праву.
развивающая:
– развивать навыки групповой работы, публичного выступления;
– анализировать, сопоставлять, делать выводы, логически рассуждать;
– видеть причинно – следственные связи.
воспитательная:
– содействовать воспитанию чувства уважения к социальным и правовым нормам, отраженным в законодательных актах Российской Федерации.
Мероприятие проводится в форме турнира между двумя командами.
Турнир состоит из шести туров:
1 тур. Блиц – вопросы. За 60 секунд дать наибольшее количество правильных ответов (правильный ответ – 1 балл).
2 тур. Командам предлагается по 3 ситуации, после 15 секунд обсуждения каждой ситуации, необходимо ее прокомментировать (ответ оценивается по 5 – бальной системе).
3 тур. Командам даются тексты с ошибками. За 1,5 минут необходимо найти ошибки и прокомментировать их (ответ оценивается по 5 – бальной системе).
4 тур. Каждой команде предлагается по пять вопросов теста (правильный ответ – 1 балл).
5 тур. Задается вопрос на сообразительность, необходимо дать наиболее точный ответ (оценивается по 5 – бальной системе).
6 тур. Командам даются карточки со словами “ответственность” или “правонарушение”. Кто составит больше новых слов, тот победит (каждое слово – 1 балл).
Работу команд оценивает жюри по результатам каждого тура. Объявляются промежуточные и окончательные результаты, выявляется команда – победитель. Возможно, дополнительное поощрение.
Блиц – вопросы (1 тур)
Ситуации (2 тур)
- Двое российских военнослужащих из состава миротворческих сил, дислоцированных в бывшей Югославии, совершили преступление на территории иностранного государства. По уголовному закону, какой страны подлежат ответственности такие лица?
- 16-летний и 20-летний С. Были приняты на работу с испытательным сроком. По истечении месяца обоих уволили как не выдержавших испытания. Правомерно ли решение администрации?
- Работник учреждения отсутствовал на работе 3 часа. Руководитель наложил на него дисциплинарное взыскание: объявил выговор и уволил с работы за прогул. Выговор был занесен в трудовую книжку. Какие нарушения допустил руководитель?
- Повар Захарова работала в кафе по бессрочному трудовому договору. Не удовлетворенная условиями труда, она подала заявление об увольнении по собственному желанию. Рассмотрев заявление, директор принял решение о увольнении через 2 месяца. Правомерно ли решение директора?
- Слесарь Петров 10 мая опоздал на работу на 2 часа, во время его отсутствия произошла протечка в одной из квартир жилого дома. По приказу начальника Петрову объявили выговор и предложили возместить имущественный ущерб, причиненный жильцам. Вправе ли администрация применять к Петрову перечисленные меры?
- Гражданин Иванов, 19 лет, был осужден за кражу и отбывает наказание в местах лишения свободы в Курской области. В области проводятся выборы губернатора. Имеет ли Иванов право принимать участие в этих выборах?
Тексты с ошибками (3 тур)
Текст 1. Два товарища: несовершеннолетний Петров и 20-летний Сидоров совершили особо тяжкое правонарушение. По решению суда Сидоров был приговорен к смертной казне, а Петров к 13-годам лишения свободы.
Текст 2. Выпускник медицинского университета Иванов, получил диплом врача окулиста, устроился по данной специальности в поликлинику. Между ним и работодателем был заключен бессрочный договор на 6 лет, в котором указывалось, что принимается с испытательным сроком на 5 месяцев. По истечении испытательного срока Иванов неудовлетворенный условиями труда подал заявление об увольнении по собственному желанию. Рассмотрев заявление, работодатель принял решение об увольнении через два месяца.
Тест (4 тур)
Тест № 1.
1. Может ли наступить уголовная ответственность за деяния, не предусмотренные в УКРФ:
А. Может.
Б. Не может.
В. Этот вопрос в юриспруденции еще не решен.
2. Принудительными мерами воспитательного характера для несовершеннолетних являются:
А. Наказание розгами.
Б. Предупреждение.
В. Обязательные работы.
3. Участвовать в выборах имеют право:
А. Находящиеся в местах лишения свободы.
Б. Яица, достигшие 18 лет.
В. Недееспособные люди.
4. Какое из перечисленных наказаний не предусмотрено Российским УК:
А. Лишение свободы.
Б. Бессрочная каторга.
В. Конфискация имущества.
5. Какие перечисленные обстоятельства являются смягчающими вину:
А. Совершение преступления впервые.
Б. Совершение преступления организованной
группой.
В. Совершение преступления вследствие стечения
тяжелых семейных обстоятельств.
Тест № 2.
1. Какие из перечисленных преступлений относятся к преступлениям против личности:
А. Кража.
Б. Вымогательство.
В. Лишение свободы..
2. Что из перечисленного является административным наказанием:
А. Штраф.
Б. Лишение специального права.
В. Лишение свободы.
3. Какова продолжительность отпуска:
А. 24 календарных дня.
Б. 28 дней.
В. 20 календарных дней.
4. Что не относят ко времени отдыха:
А. отпуск.
Б. выходные дни.
В. декретный отпуск.
5. Дееспособность – это:
А. способность иметь права.
Б. способность правильно пользоваться данными
правами.
В. способность выполнять трудовые функции.