Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся во внеурочное время – один из факторов образовательного процесса

Разделы: Внеклассная работа


Учись, размышляй, иначе толку не будет.
Народная мудрость

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию.
Демокрит

Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.
Э. Кант

В словаре С.И.Ожегова дано определение: “Ум” – это умение правильно распоряжаться знаниями, умение соотносить эти знания с фактами и событиями реальной жизни и, главное – самостоятельно эти знания добывать. Однокоренными словами являются “умение”, “умелец”, “умница”.

Предлагаемый вариант экспериментальной программы для работы с одаренными детьми предполагает совместную работу психолога, учителя математики, учителя русского языка и литературы, а так же компьютерную поддержку. Занятия проводятся из расчета 4 часа в неделю в течение года (психология + занимательная математика + развитие речи + компьютерная поддержка), программа предусматривает 34 часа на каждый предмет. Кроме того, каждый предмет можно вести автономно как факультативный курс.

Основная идея курса созвучна линии программы Смирновой Е.С. для 5–7-х классов “Интеллект и творчество” – “самопознание – самосовершенствование – творчество”, направленной на развитие познавательного интереса учащихся, на формирование их интеллектуальных качеств и на создание условий, обеспечивающих их творческую активность.

Все большее число психологов и педагогов вместо школы вчерашнего дня – школы “натаскивания”, “интеллектуального насилия” – стремятся создать школу радости, школу интеллектуального развития. Основной задачей такой школы должно стать умственное развитие учащихся, которое обеспечило бы достаточное качество усвоения школьниками системы научных знаний, формирование у них таких форм мыслительной деятельности, которые позволили бы им в будущем реализовать потребность в самостоятельном приобретении знаний и способствовали бы осуществлению таким образом процесса саморазвития.

Особенностью программы “Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся” является возможность “внедрить” идеи развивающего обучения во всех 5–6-х классах вне зависимости от того, какой программой пользуются учителя, работающие в этих классах, путем создания групп учащихся, имеющих повышенную мотивацию к учению. Занятия проводятся не в учебный день (субботу, если школа работает по 5-дневной рабочей неделе), группы из 15–16 ребят формируются по параллелям из числа учащихся, проявляющих интерес к обучению и имеющих средневысокий и высокий уровень общего развития (рекомендации учителей начальной школы и психолога).

Организовывая и поддерживая учебный диалог, направляя его в нужное русло, учитель выбирает позицию делового партнера, активно сотрудничающего с учащимися в процессе решения учебных задач, чьи предложения, мнения, оценки открыты для критики в той же мере, что и высказывания других участников диалога.

Основным элементом работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, обогащения внутреннего самочувствия и переживания, широко используются задания занимательного характера, головоломки, ребусы, а также задания, требующие рассуждений, нестандартных решений.

Проведение конкурсов фантазеров, поэтов, смекалистых, эрудитов, театрализованных представлений, различные инсценировки позволяют решать задачи всестороннего развития личности ребенка, дают ему возможность наиболее полно раскрыть свои возможности.

Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Совместные цели обучения:

  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к процессу обучения.
  • Развитие логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, речи.
  • Развитие умения самостоятельно и творчески работать с учебной литературой.
  • Создание условий для социальной адаптации учащихся.

Методы и приемы организации учебной деятельности ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также на развитие познавательной активности детей.

Совместные задачи обучения:

  • Повышение мотивации познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей, их диагностика.
  • Формирование навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков, рефлексивных навыков, культуры поведения.
  • Формирование общих и специальных умений и навыков.
  • Создание условий для самоорганизации и самоопределения учащихся.

Система познавательных задач ведет к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Общая характеристика групп заданий, которые классифицируются по познавательным процессам важных для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности:

Задания на развитие внимания. В задания включаются упражнения, направленные на развитие объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Задания на развитие и совершенствование воображения. Процесс поиска выполнения задания требует представить и осмыслить характер преобразования и получаемый результат, а также соотнести его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями, проконтролировать себя.

Задания на развитие памяти. С помощью этих заданий происходит развитие видов памяти: слуховой, зрительной, образной, словесно-логической и механической, а также изучаются индивидуальные особенности памяти.

Задания на развитие мышления. Предлагаются различные содержательно-логические задания на установление некоторых свойств отношений, направленные на развитие всесторонней, достаточно глубокой и осмысленной аналитической деятельности детей.

Задания на развитие творческих способностей. Задания, направлены на формирования умений из элементов создавать в уме, с помощью воображения, построения, комбинировать старое в новые сочетания.

В предлагаемых программах представлена система лингвистических и математических понятий, усвоение которых позволяет ученикам самостоятельно и осознанно находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач.

Итог деятельности – программа дальнейшего обучения ребенка по профилю, рекомендованному психологом и педагогами, на основе результатов системного тестирования, диагностики и наблюдений педагогов.

Психолог ведет занятия по программе Локаловой Н.П. “Уроки психологического развития для младших подростков”, которая состоит из трех частей: вводная часть, основная и заключительная.

Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения…

Содержанием основной части урока является целенаправленное развитие прежде всего мышления, его отдельных процессов и качеств (анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей, гибкости), представленных как в конкретных своих проявлениях, так и в абстрактно-логической форме. Другими развиваемыми психологическими процессами являются воображение, внимание, внутренний план действия, пространственные представления…

Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий”.

Учитель информатики использует в своей работе программу “Семейный наставник” (русский язык, математика) WS Word – русский язык.

Программа “Занимательная математика” представлена в Приложении 1.

Программа “Развитие речи” представлена в Приложении 2.

Приведем пример из опыта работы учителей математики и русского языка.

Урок математики – это развитие логического мышления, но при этом решаются задачи развития творческих способностей учащихся. На уроке математики рассматривается механизм решения логических задач, на уроке компьютерной поддержки учащиеся могут закрепить и проверить свои знания.

Урок математики. “Логические задачи”, 2 часа

Материалы к урокам

Разминка

Для устного опроса учащихся.

В семье – два брата. У каждого из них по две сестры. Сколько всего детей в семье?

Если для того, чтобы сварить одно яйцо вкрутую, требуется три минуты, то сколько времени необходимо затратить для того, чтобы сварить три таких же яйца?

Что легче – один килограмм перьев или один килограмм железа?

В магазине стоит очередь. Один и тот же человек оказался пятым с конца и третьим с начала. Сколько всего человек в очереди?

Торт разрезали на четыре одинаковые части, а потом каждую часть разрезали на две одинаковые части. На сколько человек хватит торта, если каждому положить на блюдце по одному куску.

Яйцо варится вкрутую четыре минуты. Если бросить пять яиц в кипящую воду в девять часов, когда можно выключить газовую плиту?

Сестра и брат получили по пять пирожных. Сестра съела три, а брат четыре вкусных лакомства. У кого пирожных осталось больше?

У меня в сумке три килограмма конфет, а у моего друга – три килограмма ваты. У кого груз тяжелее?

После фигурного катания спортсмены разделись и оставили в раздевалке десять коньков. Сколько фигуристов тренировалось на катке?

У Пети несколько собак. После прогулки в ненастную погоду он помыл 12 лап. Сколько собак у Пети?

Батон разрезали на десять частей. Сколько разрезов потребовалось для этого?

Вспомните популярную детскую сказку про репку, которую, хотя и с большим трудом, но вытянули. Сколько глаз увидели этот овощ?

На тарелке яблок намного больше, чем апельсинов, и немного меньше, чем груш. Каких фруктов меньше всего и больше всего?

Катя старше Маши, а Маша старше Вани. Кто моложе всех?

Маша и Марина испекли на праздник для своих мам поровну пирожков. Затем девочки продолжили печь, и Маша испекла в два раза больше, чем до этого, а Марина больше лишь на два от первоначального количества. Мама Маши или Марины получит большее количество пирожков?

У Сережи и Наташи было по восемь конфет. Наташа съела половину из своих сладостей, а Сережа – лишь две. Не считая, скажите, у кого конфет сталось больше?

Вероника купила полкилограмма конфет, 300 граммов печенья и 400 граммов пряников. Чему равен общий вес сладостей? Можно ли его разделить по 300 граммов между пятью детьми?

Моя учительница живет на седьмом этаже двенадцатиэтажного дома. Чтобы подняться по лестнице на один этаж, она тратит ровно полминуты. Сколько времени потребуется моей учительнице, чтобы добраться до своей квартиры?

В качестве разминки на первом уроке перед решением логических задач с помощью таблиц можно использовать раздаточный материал. (Приложение 3)

Основная часть урока

Объяснение нового материала

Логические задачи решаются различными способами. Решению логических задач, в которых рассматриваются два или больше конечных множеств, между которыми надо установить взаимно однозначное соответствие, часто помогает использование всевозможных таблиц и схем. Приведем примеры такого рода задач.

1. Беседуют трое: Белокуров, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белокурову: “Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии”. Какой цвет волос имеет каждый из беседующих?

Решение. Для решения задачи воспользуемся таблицей. По условию задачи Белокуров не русый, Чернов не черный, и Рыжов не рыжий. Это позволяет поставить знак “–” в соответствующих клетках. Кроме того, по условию, Белокуров – не брюнет, и, значит, в клетке на пересечении строчки “Белокуров” и столбца “Черный” также надо поставить знак “–”.

Цвет волос

Фамилия

Рыжий Черный Русый
Белокуров +
Чернов +
Рыжов +

Из таблицы следует, что Белокуров может быть только рыжим. Поставим знак плюс в соответствующей клетке. Отсюда видно, что Чернов не рыжий. Обозначим это знаком минус в таблице. Теперь ясно, что Чернов может быть только русым, а Рыжов – брюнетом.

Решим данную задачу графически. Изобразим два множества (множество фамилий и множество цветов волос). Пунктирными линиями соединим пары: Чернов – черные, Белокуров – русые, Рыжов – рыжие и Белокуров – черные.

Тогда, рассуждая аналогично табличному способу решения, мы соединим сплошными линиями сначала: Белокуров – рыжие, затем Чернов – русые и, наконец, Рыжов – черные.

К логическим задачам относятся и задачи, связанные с выяснением итогов некоторых турниров. Разновидностью турнирных задач являются и задачи типа следующей.

2. Стрелок 10 раз выстрелил по стандартной мишени и выбил 90 очков. Сколько было попаданий в семерку, восьмерку и девятку, если десяток было четыре, а других попаданий и промахов не было.

Решение. Так как стрелок выбил 90 очков и из них за 4 раза набрал 40 очков, то в другие 6 раз он набрал оставшиеся 50 очков. Так как стрелок попадал лишь в семерку, восьмерку и девятку в остальные 6 выстрелов, то за три выстрела (по одному разу в семерку, восьмерку и девятку) он наберет 24 очка. Тогда за оставшиеся 3 выстрела надо набрать 26 очков, что возможно только при единственной комбинации цифр 7, 8, 9: 8+9+9 = 26.

Таким образом, в семерку стрелок попал 1 раз, в восьмерку – 2 раза, а в девятку – 3 раза.

К наиболее интересным и в то же время трудным логическим задачам относятся так называемые задачи о лгунах.

3. Петя, Вася, Коля и Миша играли в футбол. Один из них разбил мячом стекло. На вопрос: “Кто это сделал?” Петя, Вася и Коля ответили: “Не я”, а Миша – “Не знаю”. Потом оказалось, что двое из них сказали правду, а двое – неправду. Знает ли Миша, кто разбил стекло? Ответ объясните.

4. На острове живут два племени: аборигены и пришельцы. Аборигены всегда говорят правду, а пришельцы всегда лгут. Путешественник, приехавший на остров, нанял островитянина в проводники. Они пошли и увидели другого островитянина. Путешественник послал туземца узнать, к какому племени принадлежит этот туземец. Проводник вернулся и сказал: “Туземец говорит, что он абориген”. Кем был проводник: пришельцем или аборигеном?

Класс логических задач очень обширен. Рассмотрим еще одну логическую задачу, которую можно считать классической.

5. Как перевести в лодке с одного берега реки на другой волка, козла и капусту, если известно, что волка нельзя оставить без привязи с козлом, а козел “неравнодушен” к капусте? В лодке только два места, поэтому можно с собой брать одновременно или одно животное, или капусту.

Задачи для самостоятельного решения

1. Митя, Толя, Сеня, Юра и Костя пришли в музей и встали в очередь. Если бы Митя встал посередине очереди, то он оказался бы между Сеней и Костей, а если бы Митя встал в конце очереди, то рядом с ним мог быть Юра, но Митя встал впереди всех своих товарищей. Кто за кем стоит?

2. В трех мешках находятся крупа, вермишель и сахар. На одном мешке написано “крупа”, на другом – “вермишель”, на третьем – “крупа или сахар”. В каком мешке что находится, если содержимое каждого из них не соответствует надписи?

3. Мачеха, уезжая на бал, дала Золушке мешок, в котором были перемешаны мак и просо, и велела перебрать их. Когда Золушка уезжала на бал, она оставила три мешка: в одном – просо, в другом – мак, а в третьем – еще не разобранная смесь. Чтобы не перепутать мешки, Золушка к каждому из них приклеила таблички: “Мак”, “Просо”, “Смесь”. Мачеха вернулась с бала первой и нарочно поменяла местами таблички так, чтобы на каждом мешке оказалась неправильная запись. Ученик Феи успел предупредить Золушку, что теперь ни одна надпись на мешках не соответствует действительности. Тогда Золушка достала только одно-единственное зернышко из одного мешка и, посмотрев на него, сразу догадалась, где что лежит. Как она это сделала?

4. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. В какой сосуд налита каждая из жидкостей?

5. Олег, Игорь и Аня учатся в 6-ом классе. Среди них есть лучший математик, лучший шахматист и лучший художник. Известно, что а) Аня никогда не проигрывала мальчикам в шахматы; б) лучший художник не нарисовал своего портрета, но нарисовал портрет Игоря. Кто в классе лучший математик, лучший шахматист и лучший художник?

Домашнее задание. Составить логическую задачу или найти в учебной литературе, журналах и т.д.

Урок развития речи помогает решению задачи развития творческих способностей учащихся. Но здесь развиваются также и логические способности ребят, только на материале предмета “Русский язык”: звуки, слова, словосочетания, предложения, текст. Ученики с удовольствием выполняют проекты-презентации к урокам русского языка, самостоятельно подбирают материал.

Урок развития творческих способностей, 1 час

Материалы к уроку

Разминка

Задание “Лесной универмаг”. Представьте, что в лесу построили универмаг. И однажды в него пришли 10 лесных жителей: лось, медведь, волк, лиса, кабан, бобер, заяц, белка, рысь, еж. Звери посетили разные отделы универмага и в каждом отделе купили по одному предмету. Причем названия тех товаров, которые купили звери, ни разу не повторились. Перечислите, что купил каждый обитатель леса в отделе “Головные уборы”, “Обувь”, “Мебель”.

Основная часть урока представляет различные логические и творческие задания, которые подготавливают и настраивают ребят на выполнение итогового творческого задания, связывающего различные направления курса “математика и творческое задание”, “психология и творческое задание”.

1. Перепутанное предложение. Восстановите предложения. Для этого необходимо переставить слова в предложении. (Предложения могут получиться разными, обращаем внимание на то, что меняется в предложении, если по-разному поставить слова.)

  • Нити, на, бесчисленные, утром, паутины, блестели, осенней, траве.
  • Цвет, по, медленно, алый, стволам, вечерней, и, деревьев, корням, зари, скользит.
  • Выглянуло, туч, перед, самым, из-за, солнце, закатом.

2. Прочитайте рассказ Незнайки. Найдите в нем выражения, которые можно заменить словами для справок. Сделайте замену. Прочитайте, что получилось.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошел к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мертв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.

3. Составьте небольшой текст, употребив в нем предложенную пару слов.

1 ряд – “футбол”, “вверху”
2 ряд – “беседовать”, “рюкзак”
3 ряд – “спортсмен”, “вокзал”

4. Рисование словами. “Украсьте” текст подходящими по смыслу словами.

Лесные жители готовились к зиме. Медведь строил берлогу, выстилая ее хвоей, корой елочек, мхом, травой. Еж тоже утеплял свое логово, стелил в нем постель. Белка запасала грибы и орехи. Птицы улетали на юг.

Один из вариантов составленного текста:

Лесные жители кропотливо готовились к суровой зиме. Бурый медведь строил теплую берлогу, выстилая ее молодой хвоей, корой елочек, мягким мхом, сухой травой. Колючий еж тоже ловко утеплял свое маленькое логово, стелил в нем пушистую постель. Быстрая белка запасала много грибов и орехов. Перелетные птицы торопливо улетали на юг.

5. Логическая задача-сказка. Составь задачу-сказку, используя сказочных персонажей или сказочный сюжет (задание, полученное на предыдущем уроке математики).

Заключительный этап урока. Чтение составленных сказок, анализ работ с творческой стороны, решение наиболее понравившейся задачи.

Итогом совместной деятельности стали задачи, придуманные ребятами. Приведем наиболее удачный вариант:

Встретились в сказочном лесу героини разных сказок: Белоснежка, Красная шапочка, маленькая принцесса и Дюймовочка. Стали они друг перед другом своими нарядами хвастаться. Героиня сказки в золотом платье (не Белоснежка и не Красная шапочка) стояла между гостьей волшебного леса в расшитом жемчугом платье и Дюймовочкой. А героиня сказки в серебристом платье стояла между попавшей в необычный лес в перламутровом платье и Красной шапочкой. Кто в какое платье был одет?

Не менее удачными оказались и подобранные учащимися задачи. Задачу Эйнштейна вместе с тетей нашла в Интернете ученица 6 класса и была горда тем, что тетя, которая ей помогает по математике при возникших затруднениях, не смогла решить задачу, а сама девочка, приложив усилия, решила задачу (очень благоразумно поступила тетя, предоставив племяннице поле деятельности и уступив все “лавры”!).

Задачей заинтересовались учащиеся 10 математического класса, заинтригованные тем, что, по мнению Эйнштейна, ее могут решить только 2%. Ученица 10 класса выполнила проект-презентацию с решением этой задачи. Эту презентацию учителя теперь могут использовать во внеклассной работе с учащимися (Приложение 4).

Результат совместной деятельности педагогов по внедрению курса “Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся” (психология + развитие речи + математика + компьютерная поддержка) – активное участие и победы учащихся на предметных и интеллектуальных олимпиадах, творческих конкурсах, их дальнейшее успешное обучение в классах с углубленным изучением отдельных предметов, высокие баллы по результатам сдачи экзаменов в форме ЕГЭ, возможность продолжить образование в престижных ВУЗах России.

Презентация курса “Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся (Приложение 5).