Формирование навыков правильного, осознанного чтения. Тема "Буква Ь – показатель мягкости согласных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с новой буквой Ь как показателем мягкости предшествующих согласных, не обозначающей звука, формировать навык чтения слов с Ь, учить анализировать художественный текст, развивать фонематический слух, внимание, речь, логическое мышление, воспитывать наблюдательность, интерес к родному языку.

Оборудование: учебник, предметные картинки, буквы, слоги, таблицы с группой слов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Закрепление опорных знаний.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами будем учиться читать слоги, слова, предложения, познакомимся с новой буквой.

– А теперь посмотрим внимательно на доску. Перед вами дом. Назовите, какие буквы живут на первом этаже?

– Какие звуки они обозначают?

– Назовите жильцов второго этажа.

– Какие звуки они обозначают?

– В чем их сходство?

– А как можно назвать всех жильцов дома?

Ученик. Парные звонкие и глухие согласные.

Учитель. Около дома растут грибы, а грибы не простые, а волшебные.

– Назовите буквы, которые растут на грибах слева.

– На что указывают эти гласные?

– Назовите буквы, которые растут на грибах справа.

– Что обозначают эти гласные?

– Давайте прочитаем слоги и убедимся в этом. (Дети читают слоги с гласными И, Е, Я.)

3. Повторение изученного.

Учитель. Ребята, вы хорошо читали слоги, а теперь почитаем слова.( Дети читают слова выборочно по таблице № 6. Игра “Путаница”).

Таблица № 6.

круг
гриб
друг
гром
гиря
снег
игра
угол
град
город
долго
гости
галка
горка
гроза
вдруг
дорога
загадка
часики
девочка
человек
ученик
чтение
почта
птичка
листочки
сказочник

  Учитель. Молодцы! Вы хорошо прочитали слова. А сейчас найдите слова в слове

СЕНОСКИНУЛИ.

– Какие слова спрятались? (Дети называют слова.)

4. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Учитель. Однажды я встретила симпатичную букву, не скажу какую, догадайтесь сами. (Появляется ученица, которая играет роль таинственной буквы.)

Учитель. Как вас зовут?

Т.буква. Не скажу!

Учитель. Не могли бы вы сейчас поработать?

Т.буква. А как?

Учитель. Постоять в начале слова. Слово, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило.

Т. буква. В начале слова я не работаю.

Учитель. А вот тогда есть место: между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит…

Т. буква. Простите, в таких местах я не бываю.

Учитель. Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?

Т.буква. Какие это буквы, будьте добры!

Учитель. Первая Н, за ней Ч.

Т. буква. Нет, туда не пойду.

Учитель. А если Ч, а потом К.

Т.буква. Простите, но и там мне не место.

Учитель. Что же вы тогда делаете?

Т.буква. Я – буква-помощница. Я сама-то и разговаривать не умею, не читаюсь никак, но всем, кто нуждается во мне, помогаю. Например, вместе со мной согласные читаются мягко.

Учитель. Многие из вас уже догадались, о какой букве идет речь?

Т. буква.

Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.

Учитель. Что можно сказать о Ь? Обратимся за знаниями к букварю.

Дети читают стихотворение.

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак,
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Учитель. Что вы можете теперь сказать о Ь ?

– К какой группе букв можно отнести мягкий знак?

– Для чего служит мягкий знак?

Вывод. Сам по себе мягкий знак отдельного звука не обозначает, но вместе с согласным обозначает его мягкость.

Физкультминутка.

5. Работа по учебнику “Азбука”.

1) Чтение слов в столбиках. Сопоставляют слова в единственном и множественном числе.

Учитель. В каких названиях месяцев года встречается Ь? Прочитайте слова ниже столбиков.

– Назовите месяцы зимы, осени, весны, лета.

– Какие времена года вы знаете?

– В каком слове есть мягкий знак?

– Какое время года идет после осени?

2) Чтение текста на с. 136 цепочкой.

3) Вопросы:

а) Что задумали ребята?
б). Что делает Коля?
в). О чем он думал?
г). Что он собирался сделать первым?
д). Ваше отношение к поведению Коли?

Работа по развитию фонематического слуха.

Игра “ Больше, равно”. На партах у детей имеются карточки “ равно, больше”.

Учитель. Сосчитайте, сколько звуков в словах, которые я буду произносить, сколько букв понадобится для написания этих слов. Если число звуков и букв совпадет, поднимите карточку равно, если не совпадет – карточку ( неравно).

– Дом, конь, рис, рысь, соль, стол, юла. (Дети должны обосновать выбор той иной карточки.)

– Игра “ Твердые и мягкие звуки”. Я буду показывать слова с твердыми и мягкими согласными на конце. А вы показывайте карточку синего цвета, если звук твердый, а показывайте зеленого цвета карточку, если звук мягкий.

– Я читаю слова, а вы слушайте внимательно. (Тень, пыль, сухарь, комар, пенал.)

– На какие 2 группы можно раз делить эти слова?

Чтение слов с мягким знаком. Уточнение функции мягкого знака.

Чтение таблицы № 8

Учитель. Ребята, на этой таблице три столбика слов. Первый столбик читает 1ряд, второй столбик читает 2 ряд, третий столбик читает 3 ряд.

конь
день
окунь
пень
лось
соль
лень
пыль
пять
коньки
деньки
окуньки
пеньки
карась
пальто
камень
только
письмо
мальчик
васильки
яблонька
сосульки
сентябрь
январь
октябрь
ноябрь
декабрь

 Учитель. Что общего в этих словах? Какую функцию выполняет мягкий знак?

8. Отработка навыков чтения.

Учитель. Первый вариант читает таблицу № 7, второй вариант читает таблицу № 6.

Задание для первого варианта: какая буква есть во всех словах первого столбика?

Дайте характеристику этому звуку.

Задание для второго варианта: какая буква есть во всех словах второго столбика?

Дайте характеристику этому звуку.

№ 6

Эхо
этот
поэт
экран
этаж
эскалатор
элеватор
электрик
экскаватор

щука
роща
чаща
щегол
щетка
щенки
щавель
товарищ
хищный
флаг
флажок
футбол
шофер
фонарь
форма
фартук
телефон
светофор

№ 7

пой
май
стой
знай
майка
зайка
играй
герой
сарай

тройка
первый
трамвай
комбайн
подойди
поймать
закаляйся
космический
столяр
хвалит
схватил
мухомор
хлебороб
хорошо
холода
сухарь
хлеб
рябина

 9. Итог урока.

Учитель. Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Какие были трудности?

– Что новое узнали о согласных звуках?

– Какую роль играет мягкий знак на конце слова?