Цели:
- познакомить с новой буквой Ь как показателем мягкости предшествующих согласных, не обозначающей звука, формировать навык чтения слов с Ь, учить анализировать художественный текст, развивать фонематический слух, внимание, речь, логическое мышление, воспитывать наблюдательность, интерес к родному языку.
Оборудование: учебник, предметные картинки, буквы, слоги, таблицы с группой слов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Закрепление опорных знаний.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами будем учиться читать слоги, слова, предложения, познакомимся с новой буквой.
– А теперь посмотрим внимательно на доску. Перед вами дом. Назовите, какие буквы живут на первом этаже?
– Какие звуки они обозначают?
– Назовите жильцов второго этажа.
– Какие звуки они обозначают?
– В чем их сходство?
– А как можно назвать всех жильцов дома?
Ученик. Парные звонкие и глухие согласные.
Учитель. Около дома растут грибы, а грибы не простые, а волшебные.
– Назовите буквы, которые растут на грибах слева.
– На что указывают эти гласные?
– Назовите буквы, которые растут на грибах справа.
– Что обозначают эти гласные?
– Давайте прочитаем слоги и убедимся в этом. (Дети читают слоги с гласными И, Е, Я.)
3. Повторение изученного.
Учитель. Ребята, вы хорошо читали слоги, а теперь почитаем слова.( Дети читают слова выборочно по таблице № 6. Игра “Путаница”).
Таблица № 6.
круг гриб друг гром гиря снег игра угол град |
город долго гости галка горка гроза вдруг дорога загадка |
часики девочка человек ученик чтение почта птичка листочки сказочник |
Учитель. Молодцы! Вы хорошо прочитали слова. А сейчас найдите слова в слове
СЕНОСКИНУЛИ.
– Какие слова спрятались? (Дети называют слова.)
4. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Учитель. Однажды я встретила симпатичную букву, не скажу какую, догадайтесь сами. (Появляется ученица, которая играет роль таинственной буквы.)
Учитель. Как вас зовут?
Т.буква. Не скажу!
Учитель. Не могли бы вы сейчас поработать?
Т.буква. А как?
Учитель. Постоять в начале слова. Слово, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило.
Т. буква. В начале слова я не работаю.
Учитель. А вот тогда есть место: между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит…
Т. буква. Простите, в таких местах я не бываю.
Учитель. Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?
Т.буква. Какие это буквы, будьте добры!
Учитель. Первая Н, за ней Ч.
Т. буква. Нет, туда не пойду.
Учитель. А если Ч, а потом К.
Т.буква. Простите, но и там мне не место.
Учитель. Что же вы тогда делаете?
Т.буква. Я – буква-помощница. Я сама-то и разговаривать не умею, не читаюсь никак, но всем, кто нуждается во мне, помогаю. Например, вместе со мной согласные читаются мягко.
Учитель. Многие из вас уже догадались, о какой букве идет речь?
Т. буква.
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Учитель. Что можно сказать о Ь? Обратимся за знаниями к букварю.
Дети читают стихотворение.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак,
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Учитель. Что вы можете теперь сказать о Ь ?
– К какой группе букв можно отнести мягкий знак?
– Для чего служит мягкий знак?
Вывод. Сам по себе мягкий знак отдельного звука не обозначает, но вместе с согласным обозначает его мягкость.
Физкультминутка.
5. Работа по учебнику “Азбука”.
1) Чтение слов в столбиках. Сопоставляют слова в единственном и множественном числе.
Учитель. В каких названиях месяцев года встречается Ь? Прочитайте слова ниже столбиков.
– Назовите месяцы зимы, осени, весны, лета.
– Какие времена года вы знаете?
– В каком слове есть мягкий знак?
– Какое время года идет после осени?
2) Чтение текста на с. 136 цепочкой.
3) Вопросы:
а) Что задумали ребята?
б). Что делает Коля?
в). О чем он думал?
г). Что он собирался сделать первым?
д). Ваше отношение к поведению Коли?
Работа по развитию фонематического слуха.
Игра “ Больше, равно”. На партах у детей имеются карточки “ равно, больше”.
Учитель. Сосчитайте, сколько звуков в словах, которые я буду произносить, сколько букв понадобится для написания этих слов. Если число звуков и букв совпадет, поднимите карточку равно, если не совпадет – карточку ( неравно).
– Дом, конь, рис, рысь, соль, стол, юла. (Дети должны обосновать выбор той иной карточки.)
– Игра “ Твердые и мягкие звуки”. Я буду показывать слова с твердыми и мягкими согласными на конце. А вы показывайте карточку синего цвета, если звук твердый, а показывайте зеленого цвета карточку, если звук мягкий.
– Я читаю слова, а вы слушайте внимательно. (Тень, пыль, сухарь, комар, пенал.)
– На какие 2 группы можно раз делить эти слова?
Чтение слов с мягким знаком. Уточнение функции мягкого знака.
Чтение таблицы № 8
Учитель. Ребята, на этой таблице три столбика слов. Первый столбик читает 1ряд, второй столбик читает 2 ряд, третий столбик читает 3 ряд.
конь день окунь пень лось соль лень пыль пять |
коньки деньки окуньки пеньки карась пальто камень только письмо |
мальчик васильки яблонька сосульки сентябрь январь октябрь ноябрь декабрь |
Учитель. Что общего в этих словах? Какую функцию выполняет мягкий знак?
8. Отработка навыков чтения.
Учитель. Первый вариант читает таблицу № 7, второй вариант читает таблицу № 6.
Задание для первого варианта: какая буква есть во всех словах первого столбика?
Дайте характеристику этому звуку.
Задание для второго варианта: какая буква есть во всех словах второго столбика?
Дайте характеристику этому звуку.
№ 6 Эхо |
щука роща чаща щегол щетка щенки щавель товарищ хищный |
флаг флажок футбол шофер фонарь форма фартук телефон светофор |
№ 7 пой |
тройка первый трамвай комбайн подойди поймать закаляйся космический столяр |
хвалит схватил мухомор хлебороб хорошо холода сухарь хлеб рябина |
9. Итог урока.
Учитель. Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?
– Какие были трудности?
– Что новое узнали о согласных звуках?
– Какую роль играет мягкий знак на конце слова?