Цели: Расширение знаний и представлений о цветущих растениях путем
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать представление о роли цветов в жизни человека;
- Развитие общего запаса сведений о садовых и луговых цветах;
- Совершенствование звукослогового анализа и синтеза;
- Формировать навыки самоконтроля связного высказывания при ответах на вопросы.
Коррекционно-развивающие
- Развитие произвольного внимания, наблюдательности, произвольной зрительной памяти;
- Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, логических операций);
- Уточнение пространственных представлений (Справа, слева)
- Развитие фонематических процессов;
- Расширение и активизация словарного запаса в рамках лексической темы "Цветы",
- Закрепление синтагматических связей существительных и прилагательных.
- Развитие общей, тонкой, и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные
- Воспитание нравственно-эстетических чувств, пробуждающих в детях доброту и чувство прекрасного (Привитие наблюдательности к природе и растительному миру, к красоте цветов);
- формирование адекватной самооценки;
- Воспитание у детей умения и желания общаться друг с другом.
Педагогические технологии:
- Личностно-ориентированная технология.
- Игровая технология.
- Коррекционно - развивающая технология.
- Технология обеспечения группового взаимодействия.
- Компьютерная технология.
Дидактические средства:
- магнитная доска
- предметные картинки
- раздаточный материал,
- фото цветов
- рисунки детей
Ход занятия
1. Организационный момент.
Класс наполняется звуками музыки (видео сюжет "распускание цветов", Большая энциклопедия "Кирилл и Мефодий - 2000", см. папку Приложение, файл flowers.avi)
Дети читают наизусть стихотворение "Ваза с букетом" (С.А. Васильева)
Розы, тюльпаны, пионы и лилии
Дарят нам радость своей красотой,
Везде продаются цветы в изобилии,
И люди довольно несут их домой.
Букету цветов будут рады родители,
С улыбкой в подарок получат друзья.
Как весело мама смеялась, вы видели.
Когда в майский день подарил цветы я.
2. Сообщение темы.
П - Назови одним словом растения, о которых говорится в стихотворении.
Они являются самым необычным, загадочным, таинственным украшением нашей земли. Цветы имеют необычную форму и цвет. Сегодня мы с вами в этом убедимся.
Мы попадем в МИР ЦВЕТОВ::.
На чем туда отправимся?
3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика ("Вальс цветов" П.И.Чайковский)
Учитель- логопед:
Здесь не море, не лесок,
Образуем мы кружок.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись! (Артикуляционное упражнение "Улыбка")
Все понюхали цветочек, (Вдох через нос)
А потом еще разочек.
Мы вдохнули глубоко,
Выдох сделали легко,
Вместе с ветром полетим, (Звукоподражание ветру "с-с-с-с")
В мир цветов перелетим!
4. Основной этап.
- В какое время года цветут цветы? (цветут летом)
Почему? (Летом тепло и греет солнце)
- Назовите эти цветы. (Обращается внимание детей на фото)
Это садовые или луговые цветы. (Садовые)
Почему? (Потому что их человек сажает в саду, и за ними ухаживает)
Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Работа с картинками.
- Посмотрите внимательно на картинки.
- Это садовые цветы. Сейчас вы назовете их.
Название этого цветка начинается на звук гь. (георгин).
В названии данного цветка присутствует звук дь (Гвоздика)
К названию какого цветка составлена звуковая схема?
Это название состоит из слогов ПАН, ТЮЛЬ (тюльпан)
Это название состоит из слогов ЗА, РО (роза)
- Георгин - это один цветок или много?
- Как нужно изменить слово "георгин", чтобы оно обозначало множество?- георги:.(ны)
- Я начну слово, а вы продолжите во множественном числе:
Гвозди:(ки), гвозди:(ки), тюльпа...(ны), ро:(зы).
Это садовые цветы. А какие еще есть цветы? (луговые)
В названии этого цветка 3 звука. (мак)
Это слово начинается со слога РО (ромашка)
Об этом цветке говорят так:
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик)
Почему так говорят?
Составьте слово из слогов ДЫШ, ЛАН (ландыш)
Этот цветок у нас на Дальнем Востоке называют КРАСНАЯ САРАНКА.(лилия даурская)
Это самая яркая и красивая лилия. У неё блестящие листья, огромные кирпично-красные лепестки цветов с черно-бурыми веснушками. Кроме того, люди так безжалостно истребляли, что этот прекрасный цветок занесли в Красную книгу.
Динамическая пауза
Педагог-психолог: - Давайте превратимся в цветы и немножко отдохнем.
Посадила я цветочек
Появился росточек
Он стал расти
И красиво цвести
Он головкой качал
И листвою шептал
От жары устал
И сильно повял.
Вдруг ударил гром
Дождь полил потом
Наш цветок ожил
Радость нам дарил
Отдохнули цветочки мои
И на место положили лепестки
А) Упражнения на развитие произвольного внимания. Дифференцированная работа
П- В нашей стране цветов есть различные поляны.
Выполни задание и определи, на поляне каких цветов ты очутился.
Инструкция: Соедините по порядку буквы в листочках, яблочках, грушах, клубничках, и ты сможешь прочитать названия цветов. Вот на какой поляне оказался каждый из вас.
(ответы: Лилия, Ромашка, Ландыш, Мак)
Какие ошибки совершают люди, попав на луг?
Нельзя рвать цветы в лесу, на лугу, в поле.
Рви те, которые вырастил своими руками. Нельзя топтать цветы. Нельзя рвать, тат как семена не созрели и на следующий год не будет такого изобилия цветов. Поэтом у люди и стали выращивать цветы
П. -А вы знаете, где выращивают садовые цветы?
Это место называют КЛУМБОЙ (Предоставляются картинка и слово)? Приложение 2.
Клумба - это цветник. А кто за ними ухаживает? (садовник, садовод)
Б) Упражнения на развитие мыслительных операций.
Давайте представим, что мы садовники. Посадим красивый цветник.
Найдите цветок, который я назову. (Перед детьми на столах лежат по две-три карточки ?
Итак, (индивидуальное обращение) Посади на клумбе КРАСНУЮ РОЗУ. (Ребенок выставляет картинку с данным цветком на наборном полотне)
П.- Какой цветок ты посадил?
А теперь (др. реб.) Посади БЕЛУЮ ГВОЗДИКУ справа от красной розы.
П.- Какой цветок ты посадил?
ЖЁЛТЫЙ НАРЦИСС посади слева от красной розы.
П.- Какой цветок ты посадил?
Определи закономерность и продолжи этот ряд. (Дети по одному находят цветы со стола и выкладывают на панно)
5. Закрепление темы. Работа в парах.
-Очень давно появились цветы на Земле, и все они были белого цвета. Тогда однажды пришел художник с большим коробом красок и кистей. И стал этот художник дарить определенный цвет. Мы сегодня предлагаем побывать в роли этого художника. Будете работать в парах. Первая пара раскрашивает только садовые цветы, вторая - только луговые.
Педагог-психолог комментирует работу и рисунки детей. Вы правильно выделили цветы по группам.
6. Подведение итогов. Эмоциональная и смысловая рефлексия.
Учитель-логопед подводит к панно с пуговицами.
-Что напоминает вам это панно? (Поляну, луг) Чего, по-вашему, не хватает на ней? (Цветов)
Давайте украсим эту поляну цветами по настроению.
Если вам очень понравилось - выбираешь и пристегиваешь красный цветок
Если вы испытывали трудности, занятие не понравилось, то можете поместить синий цветок.