Конспект подгруппового бинарного занятия психолога и логопеда в 1-м классе (развитие звуко–буквенного анализа и синтеза)

Разделы: Начальная школа


Цели: Расширение знаний и представлений о цветущих растениях путем

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Формировать представление о роли цветов в жизни человека;
  • Развитие общего запаса сведений о садовых и луговых цветах;
  • Совершенствование звукослогового анализа и синтеза;
  • Формировать навыки самоконтроля связного высказывания при ответах на вопросы.

Коррекционно-развивающие

  • Развитие произвольного внимания, наблюдательности, произвольной зрительной памяти;
  • Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, логических операций);
  • Уточнение пространственных представлений (Справа, слева)
  • Развитие фонематических процессов;
  • Расширение и активизация словарного запаса в рамках лексической темы "Цветы",
  • Закрепление синтагматических связей существительных и прилагательных.
  • Развитие общей, тонкой, и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные

  • Воспитание нравственно-эстетических чувств, пробуждающих в детях доброту и чувство прекрасного (Привитие наблюдательности к природе и растительному миру, к красоте цветов);
  • формирование адекватной самооценки;
  • Воспитание у детей умения и желания общаться друг с другом.

Педагогические технологии:

  • Личностно-ориентированная технология.
  • Игровая технология.
  • Коррекционно - развивающая технология.
  • Технология обеспечения группового взаимодействия.
  • Компьютерная технология.

Дидактические средства:

  • магнитная доска
  • предметные картинки
  • раздаточный материал,
  • фото цветов
  • рисунки детей

Ход занятия

1. Организационный момент.

Класс наполняется звуками музыки (видео сюжет "распускание цветов", Большая энциклопедия "Кирилл и Мефодий - 2000", см. папку Приложение, файл flowers.avi)

Дети читают наизусть стихотворение "Ваза с букетом" (С.А. Васильева)

Розы, тюльпаны, пионы и лилии
Дарят нам радость своей красотой,
Везде продаются цветы в изобилии,
И люди довольно несут их домой.
Букету цветов будут рады родители,
С улыбкой в подарок получат друзья.
Как весело мама смеялась, вы видели.
Когда в майский день подарил цветы я.

2. Сообщение темы.

П - Назови одним словом растения, о которых говорится в стихотворении.

Они являются самым необычным, загадочным, таинственным украшением нашей земли. Цветы имеют необычную форму и цвет. Сегодня мы с вами в этом убедимся.

Мы попадем в МИР ЦВЕТОВ::.

На чем туда отправимся?

3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика ("Вальс цветов" П.И.Чайковский)

Учитель- логопед:

Здесь не море, не лесок,
Образуем мы кружок.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись! (Артикуляционное упражнение "Улыбка")
Все понюхали цветочек, (Вдох через нос)
А потом еще разочек.
Мы вдохнули глубоко,
Выдох сделали легко,
Вместе с ветром полетим, (Звукоподражание ветру "с-с-с-с")
В мир цветов перелетим!

4. Основной этап.

- В какое время года цветут цветы? (цветут летом)

Почему? (Летом тепло и греет солнце)

- Назовите эти цветы. (Обращается внимание детей на фото)

Это садовые или луговые цветы. (Садовые)

Почему? (Потому что их человек сажает в саду, и за ними ухаживает)

Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Работа с картинками.

- Посмотрите внимательно на картинки.

- Это садовые цветы. Сейчас вы назовете их.

Название этого цветка начинается на звук гь. (георгин).

В названии данного цветка присутствует звук дь (Гвоздика)

К названию какого цветка составлена звуковая схема?

Это название состоит из слогов ПАН, ТЮЛЬ (тюльпан)

Это название состоит из слогов ЗА, РО (роза)

- Георгин - это один цветок или много?

- Как нужно изменить слово "георгин", чтобы оно обозначало множество?- георги:.(ны)

- Я начну слово, а вы продолжите во множественном числе:

Гвозди:(ки), гвозди:(ки), тюльпа...(ны), ро:(зы).

Это садовые цветы. А какие еще есть цветы? (луговые)

В названии этого цветка 3 звука. (мак)

Это слово начинается со слога РО (ромашка)

Об этом цветке говорят так:

На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик)

Почему так говорят?

Составьте слово из слогов ДЫШ, ЛАН (ландыш)

Этот цветок у нас на Дальнем Востоке называют КРАСНАЯ САРАНКА.(лилия даурская)

Это самая яркая и красивая лилия. У неё блестящие листья, огромные кирпично-красные лепестки цветов с черно-бурыми веснушками. Кроме того, люди так безжалостно истребляли, что этот прекрасный цветок занесли в Красную книгу.

Динамическая пауза

Педагог-психолог: - Давайте превратимся в цветы и немножко отдохнем.

Посадила я цветочек
Появился росточек
Он стал расти
И красиво цвести
Он головкой качал
И листвою шептал
От жары устал
И сильно повял.
Вдруг ударил гром
Дождь полил потом
Наш цветок ожил
Радость нам дарил
Отдохнули цветочки мои
И на место положили лепестки

А) Упражнения на развитие произвольного внимания. Дифференцированная работа

П- В нашей стране цветов есть различные поляны.

Выполни задание и определи, на поляне каких цветов ты очутился.

Инструкция: Соедините по порядку буквы в листочках, яблочках, грушах, клубничках, и ты сможешь прочитать названия цветов. Вот на какой поляне оказался каждый из вас.

Приложение 1

(ответы: Лилия, Ромашка, Ландыш, Мак)

Какие ошибки совершают люди, попав на луг?

Нельзя рвать цветы в лесу, на лугу, в поле.

Рви те, которые вырастил своими руками. Нельзя топтать цветы. Нельзя рвать, тат как семена не созрели и на следующий год не будет такого изобилия цветов. Поэтом у люди и стали выращивать цветы

П. -А вы знаете, где выращивают садовые цветы?

Это место называют КЛУМБОЙ (Предоставляются картинка и слово)? Приложение 2.

Клумба - это цветник. А кто за ними ухаживает? (садовник, садовод)

Б) Упражнения на развитие мыслительных операций.

Давайте представим, что мы садовники. Посадим красивый цветник.

Найдите цветок, который я назову. (Перед детьми на столах лежат по две-три карточки ?

Итак, (индивидуальное обращение) Посади на клумбе КРАСНУЮ РОЗУ. (Ребенок выставляет картинку с данным цветком на наборном полотне)

П.- Какой цветок ты посадил?

А теперь (др. реб.) Посади БЕЛУЮ ГВОЗДИКУ справа от красной розы.

П.- Какой цветок ты посадил?

ЖЁЛТЫЙ НАРЦИСС посади слева от красной розы.

П.- Какой цветок ты посадил?

Определи закономерность и продолжи этот ряд. (Дети по одному находят цветы со стола и выкладывают на панно)

5. Закрепление темы. Работа в парах.

-Очень давно появились цветы на Земле, и все они были белого цвета. Тогда однажды пришел художник с большим коробом красок и кистей. И стал этот художник дарить определенный цвет. Мы сегодня предлагаем побывать в роли этого художника. Будете работать в парах. Первая пара раскрашивает только садовые цветы, вторая - только луговые.

Педагог-психолог комментирует работу и рисунки детей. Вы правильно выделили цветы по группам.

6. Подведение итогов. Эмоциональная и смысловая рефлексия.

Учитель-логопед подводит к панно с пуговицами.

-Что напоминает вам это панно? (Поляну, луг) Чего, по-вашему, не хватает на ней? (Цветов)

Давайте украсим эту поляну цветами по настроению.

Если вам очень понравилось - выбираешь и пристегиваешь красный цветок

Если вы испытывали трудности, занятие не понравилось, то можете поместить синий цветок.