Цель урока: повторить свойства функций, сопоставить графики функции и ее производной, установить взаимосвязь между свойствами функции ее производной.
Оборудование кабинета: урок проводится в компьютерном классе, (учащиеся имеют возможность по одному или по двое работать на компьютере); проектор и экран; презентация к уроку (Приложение 4)
Продолжительность урока: 45 мин.
Ход урока
1. Организационный момент: выдается индивидуальное домашнее задание на опережение задачи с практическим содержанием по теме производная и ее применение (Приложение 1).
2.
1) Повторение свойств функций (фронтальный опрос – схема исследования функции).
2) Проверка навыка нахождения производной, знания графиков функций. Работа по карточкам в двух вариантах (Приложение 3). Установить соответствие между ячейками (А-буква русского алфавита) формула, задающая функцию; (1- цифра арабская) - график функции; (S – буква латинского алфавита) - производная функции; (IV- арабская цифра) - график производной функции. Ответ может быть таким A - 1 – S – IV. Задание выполняется на листочках с копиркой (проверка сразу после сдачи листочков – презентация на экране).
3. Вспоминаем схему исследования функций (презентация). Всегда ли легко определить все свойства функции? Постановка проблемы: Существует ли взаимосвязь между свойствами функции и свойствами ее производной?
Учащимся предлагается задание (распечатано для каждого ученика):
- Найти производную функции.
- Построить в программе Miсrosoft Excel график самой функции и график ее производной.
- Найти по графику точки максимума и минимума функции, если они существуют.
- Найти промежутки возрастания и убывания функции.
- Найти точки, в которых у’=0.
- Найти промежутки знакопостоянства производной (y’ < 0, y’ > 0).
- Сохранить графики в своих папках.
В ходе выполнения задания учащиеся заполняют таблицу (заготовка таблицы выдается каждому ученику).
Функция на [-6;6] | Промежутки возрастания | Промежутки убывания | Точки максимума и минимума | Производная | y/=0 | y/>0 | y/<0 |
y=2sin2x | |||||||
y=2x3+4x2-3x+1 | |||||||
y=2cos0,5x | |||||||
y=x2+2x | |||||||
y=2x3 +2 | |||||||
y= - 3x+9 |
Заполненная таблица - Приложение 2.
4. Итоги урока. Анализируется содержание таблицы (презентация на экране), выдвигается гипотеза:
- Промежутки возрастания функции совпадают с промежутками, на которых ее производная положительна.
- Промежутки убывания функции совпадают с промежутками, на которых ее производная отрицательна.
- Точки экстремума иногда совпадают с точками, где производная равна 0.
- Требуется четкое математическое обоснование данных предположений.
На последующих уроках мы рассмотрим достаточные и необходимые признаки возрастания и убывания функции, существования экстремума функции вернемся к сохраненным графикам и проработаем их с учетом новых полученных знаний.
Литература
- П.Т. Апанасов, Н.П. Апанасов: Сборник математических задач с практическим содержанием, М.: Просвещение, 1987.
- А.Н.Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю П. Дудницин и др. Алгебра и начала анализа для 10-11 классов, М.: Просвещение, 2003.
- Математика, контрольные измерительные материалы ЕГЭ предыдущих лет
- Л.О.Денищева, К.А.Краснянская и др. Сдаем Единый Государственный Экзамен. Математика. М.: Дрофа, 2007.
- А.В. Белошистая, Математика. ЕГЭ. М.: Экзамен, 2005.
- Ф.Ф. Лысенко Тематические тесты. Математика. Ростов-на-Дону: Легион, 2008.