Цели урока:
- показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития :демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и характер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий, усиления борьбы с национальным движением;
- способствовать развитию навыков анализа, выделения причинно-следственных связей, обучение умению комментировать прочитанный текст учебной статьи;
- воспитывать отрицательное отношение к любым формам насилия, тоталитаризму.
Основные знания: изменения общественно-политической атмосферы в обществе, попытки демократизации режима, борьба власти с инакомыслием, изменения в структурах власти; усиление репрессий; национальная политика.
Основные понятия: “Демократический импульс войны”, репрессии, ГУЛАГ, “дело врачей”, “ленинградское дело”.
Работа с историческими источниками: комментированное чтение текстов указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 года.
Оборудование: СД № 3 Антонова Т.С., Харитонова А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России ХХ век”, компьютерный класс, проектор, экран.
План урока:
- Оргмомент. Целеполагание и мотивация
- Актуализация
- Изучение нового материала:
А) Демократический импульс войны;
Б) Изменения в структурах власти;
В) Новый виток репрессий;
Г) Национальная политика. - Первичное закрепление учебного материала: компьютерное тестирование
- Информация о домашнем задании
- Рефлексия
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Победа над гитлеровской Германией внушала советским людям естественную гордость за себя, за свою страну. И в то же время, не без воздействия официальной пропаганды, носившей всеобъемлющий характер, тотальный характер, у многих крепла вера в “мудрость вождя и учителя”. Однако эта вера была теперь не той, что прежде, до войны. Теперь в значительной мере исчез страх. Какой же страх может быть у победителя? Участники европейского похода Красной Армии (их было почти 10 млн.человек), многочисленные репатрианты ( %,% млн человек) воочию увидели буржуазный мир. Различия в отношении к личности, в уровне жизни в этих странах и в СССР были настолько велики, что не могли не посеять сомнений у оказавшихся в Европе советских людей.
Побывав между страшными, бесчеловечными жерновами войны, люди стали открывать для себя, что они в силах сами, без указания свыше и без оглядки на различные инстанции свободно крепить товарищескую дисциплину, идти на смертный бой, из последних сил стоять у станка. Как писала в мае 1945 года в “Литературной газете” поэтесса Ольга Бертгольц: “необычайно выросло за эти годы – даже у самого обыкновенного человека – самосознание личности”. Но это возросшее самосознание нередко упиралось в жесткие ограничения, давно установленные режимом. И многие из победителей, особенно те из них, кто своими глазами увидел, как живется за рубежами СССР, все чаще стали задумываться над тем, что же мешает и даже подавляет их свободную самодеятельность. “Народ поумнел, это бесспорно”, – говорил в те дни маршал Л.А.Говоров. В обществе наступила пора каких-то неопределенных надежд на будущее, на “послабление”, на то, что к народу теперь будут относиться с большим доверием. Давайте представим себе человека, который вместе с другими советскими людьми воевал на фронте, был ранен, снова воевал. Его жена и дети были в эвакуации, получали письма с фронта и больше всего на свете боялись получить похоронку. Это была счастливая семья, и она воссоединилась в июне 1945, подросли дети и все были счастливы и полны надежд: завоевали желанный мир, они опять вместе и значит все будет хорошо.
Задумаемся, как изменился наш герой?
Каким он пришел с войны? Какие черты характера, какие качества личности “выковала” в нем история? (Люди, прошедшие испытания войной, ощутили свою значимость, стали более самостоятельными. Они научились принимать ответственные решения, ценили фронтовую дружбу.)
А как его встретила страна? (Страна радостно встречала своих героев, но для государства такие самостоятельные граждане. Победители представляли опасность, поэтому государство будет активизировать свою репрессивную политику.)
Для того чтобы проверить свои предложения, давайте обратимся к раздаточному материалу = это документы – вся информация в них – доносы о настроениях граждан. Прочитав документы, попробуем определить, каких перемен больше всего ожидали люди.
Обратимся к документу № 1
Из справки о настроениях интеллигенции в г. Харькове:
Среди отдельных групп распространяются нездоровые настроения. Вот, например, рассуждения доцента Селигеева:”Мы находимся накануне большого сдвига политико-идеологического порядка… Лучшие мысли западной культуры будут проникать к нам… Краеугольным камнем этой перестройки будет отказ от силы оружия, насилия, будет всеобщее проникновение демократии”
Документ № 2
Вопросы, заданные на собраниях колхозников, рабочих, служащих, на лекциях и беседах:
Когда в нашей области откроют промтоварные магазины?
Будет ли уменьшен рабочий день для женщин, имеющих детей?
Документ № 3
Из протокола заседания Челябинского ВКП(б) 1946 г.:
Председатель артели “Вперед” Лапов в кругу своих близких заявил: “сейчас при Советской власти народ и крестьяне чувствуют себя угнетенными, работают от гудка до гудка. Крестьяне ничего не имеют, во всем ограничены, общественные земли поросли сорняком, качество обработки земли низкое. Если бы наше хозяйство развивалось как при НЭПе, крестьяне бы имели свои индивидуальные хозяйства, трактора, машины, было бы изобилие продуктов.
Таким образом, победа советского народа в войне породила надежды у крестьян на роспуск колхозов, у интеллигенции – на ослабление политического диктата и даже развитие демократии. Недовольство выражали и те офицеры и генералы, которые, почувствовав относительную независимость в принятии решений в годы войны, оказались все теми же “винтиками” в сталинской системе. И даже в среде партийно-государственной номенклатуры зрело понимание неизбежности перемен. В 1946-1947 гг в ходе закрытого обсуждения проектов новой Конституции СССР, Программы и Устава ВКП(б), были высказаны предположения, направленные на относительную демократизацию режима: о ликвидации судов военного времени, об освобождении партии от функции хозяйственного управления, об альтернативных выборах.
Власть была обеспокоена подобными настроениями. Поэтому в стремлении подавить возникшее социальное напряжение режим пошел по двум направлениям: с одной стороны, по пути декоративной, видимой демократизации, а с другой – усиления борьбы с вольнодумством и укрепления режима.
Давайте проанализируем, какие изменения произошли в стране в изучаемый период.
Работа в группе
1 группа – Изменения в структурах власти
Заполнить таблицу
Дата | Изменения в структурах власти |
Сентябрь 1945 | |
Март 1946 | |
Начало 50-х | |
Октябрь 1952 |
2 группа – национальная политика
Заполнить таблицу Репрессии против народов СССР в 1945–1950 гг.
Народы | Число репрессированных |
украинцы | |
литовцы | |
латыши | |
эстонцы |
Защита работы в группах
Новый виток репрессий – работа с компьютерным учебником.
Компьютерное тестирование– подведение итогов.
Рефлексия.
Домашнее задание: написать мини-сочинение о послевоенном общественно-политическом климате в советском обществе от имени одного из его представителей.