Игровая направленность творческой изобразительной деятельности в работе с детьми третьего года жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


“На птичьем дворе”

Конспект интегрированного занятия по сенсорно-изобразительной деятельности в I младшей зрительной группе

Программное содержание:

Общеобразовательные цели:

  • Учить рисовать методом “тычка”, ориентируясь на опорную линию; аккуратно закрашивать округлую форму гуашью желтого цвета.
  • Развивать умение узнавать того, кто прячется в цветовом пятне.
  • Закрепить знание известных основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый), умение соотносить по цветам.
  • Уточнить понятия величины (больше, меньше)

Общеразвивающие цели:

  • Вызвать у детей эмоционально положительное отношение к своим рисункам, желание участвовать в игровом занятии.
  • Развивать этическое восприятие создания образа “цыплят”.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Развивать мелкую моторику кисти руки “тычкованием”, точность движений руки и глаза; зрительную ориентировку на ограниченной плоскости.

Воспитательные цели:

  • Формировать интерес к изобразительной деятельности созданием условий для эмоционального контакта “воспитатель – ребенок”.

Активизировать словарь детей за счет слов “желтый”, “желтая”, цыпленок, курочка.

Материал к занятию: 4 мольберта, тонированные листы с изображением зеленой полянки на каждого ребенка; 4 листа с изображением забора, с контурными прорезями, закрывающие поляну; гуашь желтого цвета, палочки – “пятнашки”, салфетки, стаканчики подставки, плоские бумажные фигурки курочки.

Игрушки: курочка, погремушки, цветы большие и маленькие, бабочки (разного цвета), корзинка.

Игровая среда группы: групповое помещение визуально разделено на 2 игровые зоны. В первой игровой зоне – лесная поляна (елочки, цветы на полу разной величины), бабочки 4-х цветов. Вторая игровая зона – дом Бабушки – Забавушки, большие комнатные растения имитирующие “кусты”, мольберты с тонированными листами бумаги с изображением забора.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций и чтение книги “На птичьем дворе”, “Цыпленок” К. Чуковского, “Малыш” Е.А. Полещенковой, “Где моя мама” Б. Лема, “Курочка Ряба и десять утят” С. Маршака.
  • Сенсорно-дидактическая игра “Курочка и цыплята” (мозаика).
  • Подвижные игры “Курочка и цыплята” – импровизация звукоподражания.
  • Художественно-продуктивная деятельность: рисование на тему: “Вышла курочка гулять”.

Ход занятия

Дети с воспитателем входят в группу, здороваются.

Воспитатель: Ребята, сегодня такой замечательный день, такое хорошее настроение и я хотела с вами…

(Раздается телефонный звонок.) Воспитатель разговаривает и сообщает детям, что это звонит Бабушка – Забавушка и приглашает нас всех к ней на дачу. У ее Курочки-Рябушечки появились маленькие, желтенькие цыплятки.

Воспитатель: Вы хотите поехать к бабушке? А вот поезд к нашей станции подъезжает. (Слышен гудок паровоза: “ту-у-у-у-у".)

– Садитесь скорее в вагончики и покрепче держитесь), ти встают за воспитателем, положив руки друг другу на плечи).

“Загудел паровоз
И вагончики повез,
Чах-чах,
Чу-чу-чу,
Далеко я укачу”.

Воспитатель: Паровоз остановился, станция – “Лесная поляна”. Как здесь тихо (дети слушают тишину). Наверное, и Петя-Петушок сегодня проспал, никого не разбудил.

А вот Старичок-Лесовичок по лесу проходил и развесил на веточках елочки “Игрушки – веселушки”, давайте мы c ними будем играть и всех разбудим.

“Игра с погремушками – веселушками” (массаж пальчиков и ладоней рук)

Звучит аудиозапись “Голоса птиц”.

Воспитатель: Ну, вот и птички проснулись, весело запели. Бабочки крылышки поднимают, хотят спрятаться на свои цветочки.

Игра “Посади бабочку на цветок” (соотнесение и закрепление основных цветов)

Зрительная гимнастика “Бабочки машут крылышками” (моргают глазками и крепко зажмуривают их)

Воспитатель: Дети, посмотрите, как много цветов выросло на полянке, и больших и маленьких.

“Хорошо в лесу зеленом,
Птицы весело поют,
Синим, желтым, красным цветом
На лугу цветы цветут”.

– Давайте соберем маленькие цветочки для бабушки в подарок, да только осторожно, чтобы бабочек не напугать.

Игра “Собери цветы” (закрепление понятий о величине)

Воспитатель: Дети, пора прощаться с лесной полянкой. До бабушкиной дачи осталось совсем не много. Перейдем речку по мостику, а там и бабушкина дача (дети идут друг за другом).

Воспитатель:

На опушке лесной
Стоит домик расписной,
Что за домик у дорожки?
Мне же очень он знаком,
Ну-ка, я сейчас в окошко,
Загляну одним глазком.

Воспитатель: Никого не вижу, давайте тихонько постучим.

Появляется плоскостная фигурка Курочки-Рябушечки

Воспитатель (от лица курочки):

Ко-ко-ко-ко!!!
Я по садику гуляла,
Цыпляток своих потеряла.
Куд-кудах, куд-кудах
Где вы спрятались в кустах?
Где мои доченьки и сыночки,
Мои желтые комочки?

Воспитатель: Дети, мы поможем курочке отыскать цыпляток? Как вы думаете, куда они могли спрятаться, а может быть, их кто-то напугал? (Ответы детей.)

Воспитатель: Я думаю, что они убежали за забор, в заборе столько много дырочек, он весь дырявый, его надо сначала отремонтировать, а потом и цыпляток искать.

(Показывает детям “волшебные” палочки-пятнашки.)

Воспитатель: Эти “волшебные” палочки – пятнашки помогут нам отремонтировать забор.

(Показывает, как правильно взять в руку палочку и без краски “постучать” по листу, сначала по контуру, а потом по всему кружочку.)

Воспитатель: Давайте разбудим краски

“Хорошо в лесу зеленом,
Птички весело поют,
Синим, желтым, красным цветом
На лугу цветы растут”.

Опустите палочку-пятнашку в краску и опустите ее на заборчик, там где “дырочка”. Побежала наша палочка по “кружочку”. Бежит, бежит, а дырочка становится все меньше и меньше. Вот и стал забор у бабушки как новый.

img1.JPG (8367 bytes)

Рис. 1

По окончании создания работы детьми, педагог предлагает открыть “забор” (поднять верхний лист с прорезями)

Воспитатель: Давайте откроем “ворота”. Кто там, на травке гуляет? Да ведь это цыплятки!

“Курочка-рябушечка
С цыплятками идет,
Чуть детки зазеваются
Сейчас к себе зовет
Куда? Остановитесь!
Куда? Куда? Вернитесь?
Не смейте убегать!”

img2.JPG (6565 bytes)

Рис. 2

Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка
А ты нам дай яичко!

Подводит детей к игрушке-курице, сидящей в лукошке. Поднимает курочку, под ней дети находят разноцветные яйца. Курочка дарит их ребятам. Дети благодарят курочку.

Воспитатель: Ну, а нам пора домой возвращаться. Рассаживайтесь на свои места в вагончиках и в путь!

Звучит запись песни В. Оншина “Паравоз”

“В зимнем лесу”

Конспект занятия по художественно-изобразительной деятельности в I младшей зрительной группе

Программное содержание:

I. Общеобразовательные цели

  • Учить рисовать гуашью способом примакивания палочки – “пятнашки” к листу бумаги, ориентируясь на опорную линию.
  • Закрепить знание белого цвета (белая шуба, белый снег, белый зайка)

II. Общеразвивающие цели

  • Доставить детям радость от участия в игровом занятии и вызвать положительный эмоциональный отклик.

III. Коррекционно-воспитательные цели

  • Развивать мелкую моторику, кисти рук, умение правильно удержать палочку – “пятнашку”, точность движения руки и глаза, зрительную ориентировку на листе бумаги.

IV. Воспитательные цели

  1. Формировать интерес к изобразительной деятельности посредством игровых моментов.
  2. Воспитывать доброжелательность, желание помочь, поддержать.

Активизировать словарь детей за счет слов: белый, мягкая, пушистая, метель, следы, зайчик, зайчики.

Материал к занятию: 4 подставки для рисования, тонированные листы бумаги голубого цвета с аппликативным изображением леса, 4 листа с изображением сугроба, с контурными прорезями следов, гуашь белого цвета, палочки-“пятнашки”, салфетки, стаканчики – подставки.

Игрушки: зайка, коробочка с угощением, “бегущие огни”, “тоннель”, “волшебная палочка”, лошадка, ледянки.

Игровая среда группы: дорожка с изображением следов и “бегущими” огнями, переходит в заснеженный “тоннель”, пенечки, лесная полянка (елочки разной величины).

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстрации в книге “Буся наследил” В.М. Борисова, “Зайка” Ф.Н. Берг. Рассматривание следов на снегу во время прогулки, ходьба по снегу. Игра “Пойди по следам”, “Найди зайку”.

Художественно-продуктивная деятельность:

  • Рисование: “На полянку на лужок, тихо падает снежок”, “Следы на снегу”.
  • Лепка: “Снегопад”.

Ход занятия

Воспитатель: Ребятки, иду я сегодня в детский сад и вижу:

“На земле снежок лежит
Зайка по снегу бежит,
Мерзнут уши, мерзнут лапки –
Нету варежек и шапки. Ой!”

А кто это там стучится? Пойду, посмотрю (вносит игрушку Зайку). Да это же тот самый Зайчик: холодный, весь дрожит, плачет. Пожалейте Зайку (дети гладят, обнимают). Ну, вот и повеселел немного наш Зайка.

“Я зайчонок маленький
Вот какой удаленький
Мне не холодно зимой
В теплой шубке меховой”

Согрелся Зайка от ваших теплых ладошек и теплого ветерка, потрогайте шубку (пушистая, мягкая, теплая).

Воспитатель: Зайку мы обогрели, а ведь Зайка так долго бегал, он и кушать захотел. Давайте Зайку накормим салатом из капустки.

Пальчиковая игра “Капуста” (“Мы капусту рубим, рубим…”)

У Зайки лапки большие, сильные он умеет вот так прыгать прыг-скок, прыг-скок. Зайка хочет вместе с вами поиграть.

Подвижная игра “Зайка беленький”

“Заблудился я в лесу
Как теперь друзей найду?
Как домой я попаду?”

Воспитатель: Ребятки, Зайка такой маленький, давайте, его проводим в лес к его друзьям, а то он опять заблудится или лиса его поймает. Проводим Зайку в лес?

Дети: Да!

Воспитатель: До леса идти далеко, а как нам найти дорогу? Поможет нам волшебная палочка.

Зрительная гимнастика “Ищу дорогу лучиком” (дети следят взором за движением луча. Зажигается дорожка “бегущие огни”.)

Воспитатель: Вот эта дорожка и укажет нам дорогу в лес. (Дети идут по дороге вдоль бегущих огней, подлезают под “поваленным деревом” – сугробом, выходят на полянку.)

Звучит музыкальная запись “Вьюга”

Воспитатель: Бегите скорее ко мне, держитесь, друг за друга (дети, прижавшись, друг к другу и к воспитателю, пережидают этот момент).

Воспитатель: Ох, какая вьюга в лесу разгулялась, все следочки замела, ничего не видно. А сугробы, какие большие!

“Много снега намело,
Ни проехать, ни пройти.
Как же нам друзей найти?”

Я знаю, поможет нам “палочка – пятнашка”. Возьмите палочки – пятнашки и пойдем искать следы (без краски).

Воспитатель: Ребятки, какой снег? (Белый.) И краска тоже? (Белая.) Опустите палочку в краску, и очень аккуратно ставьте ее на следы. Ни одного следа не пропускайте, а то собьемся с пути: по следам в лесу пойдем и к друзьям мы попадем. (Дети выполняют работу.)

Рис. 3

Воспитатель: Прыгает заинька, прыгает беленький

“Зайка прыг, зайка скок,
Слышен зайкин голосок”

Давайте поднимем заснеженную веточку, чей же голосок мы услышали? (веточку поднимаем, а там зайки на полянке)

Рис. 4

Воспитатель: Заинька, вот твои друзья, иди к ним.

От лица зайчонка: Вот спасибо, малыши! Не оставили вы меня в беде. Пойду я к своим друзьям. А для вас у меня есть подарок. (Открываем коробочку, а там угощение – морковка.)

Воспитатель: А нам пора домой, мы помогли отыскать зайчику по следам в лесу друзей, а наши друзья – игрушки ждут нас в детском саду. Посмотрите, какую красивую лошадку прислал за нами Дед Мороз. Садитесь скорее на ледянки, да покрепче держитесь.

Звучит песня “Три белых коня”. Дети прощаются с лесом, зайчатами и возвращаются в детский сад.