Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Корень - значимая часть слова"

Разделы: Начальная школа


Цели: дать понятие корня слова, развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные, научить выделять общую часть родственных слов; продолжить работу по обогащению словаря и речи уч-ся, упражнять в написании слов с изученными орфограммами, развивать логическое мышления, внимание и каллиграфию, воспитывать любовь к животным и родному языку.

Оборудование: картинки со словарными словами, родовым древом и древом слов, карточки-памятки, орфографический словарь для начальных классов, запись барабанной дроби, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Чистописание со словарной работой и повторение прошлой темы.

бд бад бд даб бд дятел

Кто в беретке ярко - красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. 

Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, ребят созывает.

барабан барабанщик, барабанить, барабанная

Барабанщик - мужественное, крепкое слово! Дятел-барабанщик - звучит вполне подходяще. Бьёт дятел в барабан весной.

Барабан дятла - это сухой звонкий сучок. Но хоть и сучок, а дробь на нём получается настоящая, барабанная. Барабанит дятел своим собственным носом.

Родственные слова с слову барабан выписываются в ходе работы над текстом по вопросам:

- Как называют тот, кто стучит на барабане?

- Что значит бить, стучать в барабан?

- Звук (дробь) от барабана какая?

- Какое из слов произвело на свет новые слова?(барабан)

Таким образом, это слово - предок, прадед, производящее слово, от которого образовались новые слова. На прошлом уроке мы говорили, что такая первооснова есть и у рода человеческого и у слов. Это самая значимая часть, как корень у дерева, что дает начало новому.

- Когда мы говорим о родственных словах, то называем два признака. Каких?

(Общая часть, близки по значению)

III. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы узнаем, что такое корень слова, будем упражняться находить его в родственных словах.

IV. Новая тема.

Перед вами дерево родственных слов.

Выпишите родственные слова, первооснову, производящее слово -на первое место.

Дом - домик, домишко, домина, домище, домовой, домашний.

Внимание, правило!

Корень - общая часть родственных слов, обозначается

- Выделите в словах корень.

Физминутка проводится под барабанную маршевую дробь.

Мы шагаем и шагаем,
Страну знаний покоряем,
Нам вышагивать не лень
Шаг за шагом каждый день.

- Какие родственные слова услышали. запишите, выделите корень.

IV. Закрепление.

1.- У каждого из вас есть словесное дерево. Его главным центром является корень, он хранит основной смысл слов. От корня растут слова. Вам надо вписать на ветки новые слова и выделить корень.

Учащиеся зачитывают свои слова. На карточках учащихся записаны разные корни.

Письмо по памяти.

На заре косарь траву косит
Косой острою, широкою.

- Выделите корень в родственных словах, назовите среди однокоренных слов слова с безударной гласной, какое является проверочным?

Задание на смекалку.

- Спишите однокоренные слова, выделите корень, подчеркните безударную гласную

Сыр, сырник, сырный, сырость.

Соль, солонка, солист, солить.

Горе, горный, горка, гора, горняк.

Пол, поле, половик, половичок.

V. Обобщение.

- Таким образом, однокоренные слова - это родственные слова, а корень - общая часть родственных слов.

VI. Дом.задание.

- Вы сегодня хорошо работали, в честь победы над новым шагом к знаниям я дарю вам лавровую веточку с корнями слов. От любого корня дома образуйте новые слова.