Цели: дать понятие корня слова, развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные, научить выделять общую часть родственных слов; продолжить работу по обогащению словаря и речи уч-ся, упражнять в написании слов с изученными орфограммами, развивать логическое мышления, внимание и каллиграфию, воспитывать любовь к животным и родному языку.
Оборудование: картинки со словарными словами, родовым древом и древом слов, карточки-памятки, орфографический словарь для начальных классов, запись барабанной дроби, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Чистописание со словарной работой и повторение прошлой темы.
бд бад бд даб бд дятел
Кто в беретке ярко - красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, ребят созывает.
барабан барабанщик, барабанить, барабанная
Барабанщик - мужественное, крепкое слово! Дятел-барабанщик - звучит вполне подходяще. Бьёт дятел в барабан весной.
Барабан дятла - это сухой звонкий сучок. Но хоть и сучок, а дробь на нём получается настоящая, барабанная. Барабанит дятел своим собственным носом.
Родственные слова с слову барабан выписываются в ходе работы над текстом по вопросам:
- Как называют тот, кто стучит на барабане?
- Что значит бить, стучать в барабан?
- Звук (дробь) от барабана какая?
- Какое из слов произвело на свет новые слова?(барабан)
Таким образом, это слово - предок, прадед, производящее слово, от которого образовались новые слова. На прошлом уроке мы говорили, что такая первооснова есть и у рода человеческого и у слов. Это самая значимая часть, как корень у дерева, что дает начало новому.
- Когда мы говорим о родственных словах, то называем два признака. Каких?
(Общая часть, близки по значению)
III. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня мы узнаем, что такое корень слова, будем упражняться находить его в родственных словах.
IV. Новая тема.
Перед вами дерево родственных слов.
Выпишите родственные слова, первооснову, производящее слово -на первое место.
Дом - домик, домишко, домина, домище, домовой, домашний.
Внимание, правило!
Корень - общая часть родственных слов, обозначается
- Выделите в словах корень.
Физминутка проводится под барабанную маршевую дробь.
Мы шагаем и шагаем,
Страну знаний покоряем,
Нам вышагивать не лень
Шаг за шагом каждый день.
- Какие родственные слова услышали. запишите, выделите корень.
IV. Закрепление.
1.- У каждого из вас есть словесное дерево. Его главным центром является корень, он хранит основной смысл слов. От корня растут слова. Вам надо вписать на ветки новые слова и выделить корень.
Учащиеся зачитывают свои слова. На карточках учащихся записаны разные корни.
Письмо по памяти.
На заре косарь траву косит
Косой острою, широкою.
- Выделите корень в родственных словах, назовите среди однокоренных слов слова с безударной гласной, какое является проверочным?
Задание на смекалку.
- Спишите однокоренные слова, выделите корень, подчеркните безударную гласную
Сыр, сырник, сырный, сырость.
Соль, солонка, солист, солить.
Горе, горный, горка, гора, горняк.
Пол, поле, половик, половичок.
V. Обобщение.
- Таким образом, однокоренные слова - это родственные слова, а корень - общая часть родственных слов.
VI. Дом.задание.
- Вы сегодня хорошо работали, в честь победы над новым шагом к знаниям я дарю вам лавровую веточку с корнями слов. От любого корня дома образуйте новые слова.