Использование воспитательного потенциала математики в становлении социальной успешности школьников

Разделы: Математика


"Счастлив, кто точку Архимеда сумел сыскать в себе самом", - эти строки Ф.И.Тютчева очень близки мне как человеку, для которого школа стала судьбой и остается "надежным, сказочным, удивительным бастионом детства", где я черпаю силы, расту и совершенствуюсь вместе с моими учениками уже на протяжении 25 лет.

Для меня профессия учителя - "профессия дальнего действия, самая главная на земле", ибо она дает возможность, осторожно и бережно прикоснувшись к внутреннему миру ребенка, помочь ему осознать свою собственную значимость, неповторимость и, открыв чудо собственного "Я", по-новому смотреть на мир, научиться ладить с этим миром, не потеряться в нем. Словом, быть социально успешным человеком. Только в этом случае и я буду успешна как учитель.

Поэтому цель моей педагогической деятельности - создание условий для становления социальной успешности школьников на основе раскрытия их личностного потенциала.

Основой становления социальной успешности моих воспитанников я считаю реализацию воспитательной составляющей образовательного процесса.

Как помочь ученику успешно адаптироваться в современном мире? Что могу сделать для этого я, учитель математики, ежедневно входя к ребятам в класс? Какую опору в жизни могу им дать?

Конечно же, прочные знания по предмету, которые позволят подросткам успешно сдать ЕГЭ и продолжить образование по выбранной специальности.

Но достаточно ли этого, ведь есть и другие способы освоить тестовые технологии: репетиторство, дистанционное обучение, самообразование. Тогда что же?

Для меня очень важно прежде всего научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя.

Но как воспитать у подростков способность творчески мыслить, которая позволит им быть готовыми к конструктивной деятельности, безболезненно адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни? Как научить их учиться?

Мне созвучны слова Льва Николаевича Толстого, который писал: "Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью:.". Вот почему, каждый раз идя на урок, я жду от своих ребят не послушания, а "открытий", преодоления себя, радости от совместной работы по решению учебных проблем.

Неслучайно, при отборе основных методов обучения предпочтение отдаю проблемно-поисковому и проектному, которые обеспечивают возможность проявить им субъектную позицию в учебно-познавательной деятельности. Их использование при решении учебных проблем позволяет мне включить ребят в коллективное целеполагание и планирование своей и общей работы, развивает у них чувство ответственности за принятые решения. Анализ и оценка полученных результатов, сравнение их с ожидаемыми способствуют формированию адекватной самооценки, осознанию ими своих возможностей, положительно влияют на развитие потребности школьников к саморазвитию.

При организации самостоятельной деятельности учащихся использую метод проектов, развивая тем самым у них способности к самоорганизации, поиску и анализу информации, рефлексивной оценке результатов проделанной работы. Всё это, безусловно, способствует становлению субъектной позиции моих воспитанников, формированию их компетентности в учебно-познавательной деятельности.

Я учу своих ребят находить истину в любом вопросе, в решении любой проблемы. Лучшей формой такой деятельности я считаю полилог. Для меня это особая форма сотрудничества, скрепленная взаимопониманием. В ней моя точка зрения - одна из множества представленных в процессе обсуждения. Моя роль на уроке - роль режиссера, позволяющая направить размышления ребят в верное русло.

А для того, чтобы такой разговор состоялся, к каждому занятию подбираю систему вопросов и заданий разного уровня, которые предполагают неоднозначность решения, позволяют мне опереться на жизненный опыт ребят, показать совершенство математической мысли, нестандартность подходов к решению обсуждаемых задач.

На своих уроках я часто использую парную и групповую формы работы, которые дают мне возможность проводить обучение в сотрудничестве, формировать у ребят умения сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, отстаивать своё мнение, работать в коллективе, слушать и слышать каждого, грамотно вести дискуссию.

Убеждена: это позволит моим выпускникам стать успешными в выбранной ими профессиональной сфере, так как они будут адекватно реагировать на появление новых технологий, проектов и при этом не будут бездумно принимать все вновь появляющиеся тенденции и изменения, а выбирать только те, которые действительно являются перспективными.

Наиболее действенным в обучении я считаю деятельностный подход, поэтому основные формы моих уроков - это лекции, семинары, практикумы, уроки-исследования, способствующие формированию системы общеучебных умений и навыков и способов деятельности. Лекционно-семинарская и зачётная система обучения старшеклассников позволяет мне иметь реальную картину имеющихся у ребят знаний, вести мониторинг качества математического образования.

На мой взгляд, работа в сельской общеобразовательной школе имеет свои особенности и очень многому обязывает. Довольно часто приходится работать в классах, где есть подростки с разным уровнем восприятия и усвоения учебного материала, темпом деятельности, так как у наших ребят нет возможности выбрать себе школу, профиль обучения, который бы соответствовал их интересам и способностям.

Поэтому на каждом уроке я решаю задачу одновременного обеспечения успешности каждого учащегося: и слабоуспевающего, и с ярко выраженными способностями к математике. Для этого стараюсь так смоделировать урок и организовать учебную деятельность ребят, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым учащимся.

Достичь этого мне помогает использование разноуровнего обучения. Опираясь на природные способности ребят, результаты психолого-педагогической диагностики, определяю для каждого моего ученика свою "планку", посильную, но в то же время достаточно высокую, соразмерную его возможностям. Подобранные дидактические материалы, системы заданий и созданные мною методические пособия позволяют каждому ученику овладевать учебным материалом на своем уровне развития.

Особое внимание уделяю слабоуспевающим учащимся, стараясь создать ситуацию успеха, оказать им эмоциональную поддержку, привить чувство уверенности в своих силах, прекрасно осознавая, что люди, ориентированные на успех, более самокритичны и требовательны к себе и к другим.

Таким образом, даю каждому подростку быть успешным в процессе учения, считая, что путь к достижению оптимальных результатов может быть только один: от успеха к успеху.

Осознавая, что сегодня нельзя учить всех всему, каждый должен иметь право на выбор с учетом индивидуальных склонностей и дальнейших жизненных планов, опираясь на гуманно-личностный подход, помогаю своим ребятам найти свой, индивидуальный путь в образовательном пространстве и уверенно продвигаться по этому пути.

Богатые возможности для дифференцированного обучения предоставляют и современные информационно-коммуникационные технологии, которые я с интересом осваиваю и начинаю применять в своей педагогической деятельности. Разработанные разноуровневые индивидуальные задания, контрольно- измерительные материалы для текущего и итогового контроля позволяют объективно оценить и своевременно скорректировать знания учащихся по математике.

На уроках, занятиях курсов по выбору, предметного кружка использую мультимедийные презентации, созданные с помощью программы MS POWER POINT, Интернет-ресурсы, электронные учебники, которые помогают полученную информацию применить в качестве дополнительных источников знаний, наглядных пособий, тренажеров при формировании алгоритмической культуры учащихся. Внедрение ИКТ в учебный процесс способствует и повышению их мотивации.

Мои ребята успешно занимаются в телешколе, обучаются в заочных школах, что позволяет им получить более глубокие знания по предмету.

Но всё же своё предназначение как учителя я вижу не только в этом. Для меня очень важно заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию творческих способностей школьников, создать условия для их личностного развития, нравственного взросления, мировоззренческого становления. Другими словам, воспитать Человека средствами моего предмета - её Величества Математики.

А потому на своих уроках я учу ребят не воспринимать её как сухую науку, как некий набор формул, алгоритмов, понятий. На каждом занятии пытаюсь показать им богатство содержания учебного материала, проводя невидимые нити, связывающие его с другими науками, великими открытиями человечества, с искусством и судьбами людей.

Стремлюсь приобщить их к математике как к части человеческой культуры, которая наряду с другими предметами способствует формированию личности моих учеников, их нравственному воспитанию.

Понимаю: наибольшие возможности в духовном и социальном становлении подростков имеет содержание предметов гуманитарного, эстетического направлений, когда Добро, Красота, Человек, Знание становятся ценностями воспитанников при прослушивании литературного или музыкального произведения, просмотра живописного полотна. Но я считаю, что о красоте природы, шедеврах искусства, хрупкости всего живого, ответственности за этот прекрасный мир можно вести речь и на уроках математики. Для этого нужно в любом учебном материале найти человеческий вектор, чтобы ребята смогли пропустить его через свою душу и сердце.

Кажется, можно ли вести разговор о сохранении здоровья школьников на уроках алгебры? Я отвечаю: "да" и использую такую возможность при изучении систем уравнений и неравенств, так как здоровье, здоровый образ жизни - это тоже система, как и работа по его укреплению.

Занимаясь вопросами здоровьесбережения, на своих уроках использую подборку материалов, которая сложилась за время работы в школе. Ценна она тем, что содержит не только расчетные задачи, но и полезную информацию о продуктах питания, советы диетологов и других специалистов по сохранению здоровья.

Большой эмоциональный отклик у ребят вызывает и использование на занятиях краеведческого материала путем включения выдержек из их исследовательских работ по истории малой родины, экологии, археологии, что придает урокам особую неповторимость.

Работая над интеллектуальным развитием учащихся, формированием мышления, необходимых для продуктивной жизни в обществе, не забываю и о прикладном значении математики, на языке которого "говорят" многие науки. С целью усиления практической направленности изучаемого материала использую разработанную мною систему заданий, позволяющую показать возможности его применения в повседневной жизни, последующей трудовой деятельности.

Мною создан комплект практических и лабораторных работ, включение которых в структуру учебного материала способствует организации содержательных межпредметных связей. Выполнение таких заданий не заканчивается для многих ребят со звонком с урока. Он лишь условие для свободного обсуждения полученных результатов, возможность заглянуть в справочную литературу по другим предметам и найти необходимую информацию для обоснования найденного решения.

Ещё для меня очень важно, чтобы ребята поверили в себя. Мне кажется, что для этого я нашла свой "золотой ключик". Это знаменитое "СО" - со-трудничество, со-творчество, со-чувствие. Без этих составляющих невозможно по-настоящему ввести ребят в мир знаний, научить их различать добро и зло, разбудить эмоции и душу.

Вот почему педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, терпимость к детским недостаткам, признание за каждым из моих учеников права на ошибку, несогласие - основные принципы моей работы.

Убеждена, что если на занятии допускается к обсуждению любое мнение, любая позиция берется во внимание, то у учащихся появляется больше возможностей прислушаться к чужому суждению. Всё это способствует образованию системы ценностей моих воспитанников. Доброжелательная, творческая атмосфера занятия способствует воспитанию у них эмпатии, уверенности в собственных силах, терпимости, чувства собственного достоинства.

Использование воспитательного потенциала содержания учебного материала, принятие каждого подростка как уникальности, предоставление своим ученикам возможности искать и сомневаться, открывать и удивляться, быть свободными в своих мыслях и желаниях, видах деятельности считаю важными условиями самосовершенствования личности моих воспитанников, их интеллектуального развития и духовного роста, продвижения к идеалам Истины, Добра, Красоты.

Считаю, что воспитательный потенциал имеет и предметно - развивающая среда, окружающая подростка. Поэтому особое внимание уделяю развитию кабинета математики, создавая в нём комфортные условия для организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках, занятиях кружка или курсов по выбору.

В нем сосредоточен богатый дидактический материал, разноуровневые учебные пособия, справочная и дополнительная литература, которая пользуется большим спросом у ребят при выполнении проектных и исследовательских работ, при подготовке к урокам, ЕГЭ по математике.

Работу по обогащению индивидуального познавательного и социального опыта учащихся продолжаю и во внеурочное время через индивидуальные и групповые консультации, курсы по выбору, работу предметного кружка и занятия по довузовской подготовке старшеклассников.

Предоставить учащимся возможность реализовать свой познавательный интерес к математической деятельности, создать условия, направленные на самоопределение учащихся в выборе профиля обучения - эти задачи позволяют решить предметные курсы по выбору, которые я провожу для учащихся 8-9 классов по авторским программам.

С целью подготовки старшеклассников к осознанному выбору ими траектории образования, требующей высокой математической подготовки, и успешной сдаче ЕГЭ по математике веду кружок "Будущий абитуриент".

Его занятия способствуют повышению учебной мотивации учащихся через развитие интереса к материалу, выходящему за пределы школьного курса, углублению интегративных связей между смежными с математикой дисциплинами, изучению прикладного характера знаний с целью совершенствования деятельностного содержания обучения, самоидентификации личности.

На это направлены и занятия в филиале межрегиональной ассоциации дополнительного образования (МАДО) г. Санкт-Петербурга по программе "Базовая", которые я четвертый год веду для ребят 9-11 классов на базе центра дополнительного образования "Алые паруса", расположенного в нашем селе.

Такая целенаправленная работа по профессиональному самоопределению учащихся позволяет нашим выпускникам быть успешными на вступительных экзаменах наравне с выпускниками лицеев, классов углубленного изучения математики.

Ежегодно до 25% моих воспитанников продолжают образование по специальностям, требующим математической подготовки в средних и высших профессиональных учебных заведениях Санкт-Петербурга, Перми, Ижевска.

Я часто задумываюсь о том, а какова моя миссия, моё предназначение и сила влияния на детские сердца? И отвечаю себе: она огромна, соглашаясь с К.Д.Ушинским, который в своё время заметил: ":влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни материальными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений". А потому я должна быть не просто Учителем, а, прежде всего Воспитателем, которому особенно на селе отведена особая роль в духовном и социальном становлении ребят.

Самосовершенствование человека, процесс его индивидуального развития, духовного и социального становления не заканчивается школой. Они непрерывны. Школа и учитель-та отправная точка, которая открывает подростку этот путь. И если ему свойственна "ревнивая неудовлетворенность делом рук своих, влекущая его всё далее и не дающая ему успокоиться ни на одном из своих "Вавилонов", то процесс этот не заканчивается, как сама жизнь.