Работая с детьми младших классов, я часто задумываюсь над тем, как сделать уроки более яркими и интересными. В этом возрасте игра занимает ведущую роль в жизни ребёнка. Именно поэтому я стараюсь часто использовать игровые и занимательные упражнения на своих уроках.
В наше время остро встал вопрос о сохранении здоровья детей. Ведущее место сейчас отводится различным здоровьесберегающим технологиям. Частая смена деятельности во время уроков, использование развивающих и познавательных игр, а также физминуток способствуют сохранению здоровья детей. Всё это помогает прививать у детей интерес к учёбе, развивает мышление, устную и письменную речь, позволяет вырабатывать нужные умения и навыки.
За время своей педагогической деятельности мне удалось собрать копилку интересных игр по математике, урокам обучения грамоте, а также физминуток.
Сейчас во многих методических разработках начальной школы можно найти и физминутки и предметные игры. Но я думаю, что гораздо удобнее, когда всё это собрано в одном месте. Это значительно облегчает труд учителя и экономит его время.
Буду очень рада, если моя копилка пригодится моим коллегам и поможет им разнообразить их уроки.
МАТЕМАТИКА
«СЧИТАЙ ДАЛЬШЕ»
Учитель договаривается с детьми до какого числа будет производиться счёт. Педагог называет число, имя ученика, бросает ему мяч (лучше матерчатый, средних размеров). Ребёнок считает до заданного числа, затем возвращает мяч учителю.
Когда упражнение увлекло детей, мяч можно не бросать, а просто назвать число и предложить кому-либо из учащихся считать дальше.
Можно по аналогии провести игру «Считай назад» от названного числа.
«СКОЛЬКО НАС ОСТАЛОСЬ?»
Учитель вызывает к доске нескольких детей. Они становятся лицом к классу и пересчитываются, называя порядковые числительные. Класс называет количество детей у доски (например 6). Шестой возвращается на место со словами: « Шестой ушёл, осталось …. Класс дружно отвечает: « осталось 5 человек». « Пятый ушёл, осталось…»
«ЗА КАКИМ ЧИСЛОМ СПРЯТАЛСЯ ЗАЙКА?»
На наборном полотне ставятся цифры 1-9, но не по порядку. За одной цифрой (она перевёрнута обратной стороной) ставится рисунок зайца. Предлагается расположить числа по порядку и узнать, за каким спрятался зайка.
«МОЛЧАНКА»
а) Учитель показывает на карточке какое-то количество предметов, дети поднимают цифру, которая показывает, сколько предметов.
б) Учитель ударяет несколько раз в ладоши (или карандашом по столу). Дети внимательно слушают, затем показывают цифру, соответствующую числу ударов. (Эта цифра требует напряжённого внимания, её не следует затягивать).
«СКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ НЕ ВИДНО?»
У меня всего 8 карандашей. Два из них в руке. Остальные в коробке. Сколько карандашей в коробке?
«ХВАТИТ ЛИ?»
а) Десяти ученикам 8 стульев?
б) Пяти мальчикам 9 пар варежек?
«ПРОВЕРЬ НЕЗНАЙКУ»
Учитель пишет на доске, допуская ошибки в примерах. Предлагает учащимся найти ошибки, которые сделал Незнайка. (Например 6+1= 8; 5+2=10).
«ЭСТАФЕТА»
Ученики делятся на две группы. На доске написаны примеры в два столбика по
Количеству детей в команде. Игра начинается по команде учителя. Каждый ученик решает один пример и передаёт мел следующему. Выигрывает та группа, которая быстрее и без ошибок решит все примеры.
«ТОРОПИСЬ, ДА НЕ ОШИБИСЬ!»
Учитель на доске пишет примеры, а учащиеся на листе ответы.
«ЛУЧШИЙ СЧЁТЧИК ЛЕТИТ В РАКЕТЕ».
На доску прикрепляется три ракеты. По команде учителя дети начинают решать примеры с доски. Первые три ученика, кто быстро и правильно решит все примеры, красиво их запишет- победители.
«НЕ ЗЕВАТЬ»
Учитель пишет на доске или показывает на карточке число, а дети должны быстро назвать второе, которое вместе с данным образует сумму 10.
«КУПИТЕ ШАР У БУРАТИНО»
На доску прикрепляется рисунок. В руках у Буратино шары разного цвета, на обороте каждого шара - пример. Ученик выходит к доске, берёт понравившийся шар и решает пример. Если ответ верный – шар куплен, если нет – шарик остаётся на месте.
«КТО, КАК?»
У стола учителя стоит ученик лицом к доске. Классу даётся пример или задача.
Ученики считают, поднимают руку. Учитель показывает, кому следует отвечать, и этот ученик, не вставая с места, называет ответ. Ученик, стоящий у доски, должен определить, кто и как ответил. Например: «Дима Иванов ответил правильно».
«ВЕРНО, НЕВЕРНО»
Даётся задача или пример. Ученики считают. Вызывается ученик для ответа. Ученики, у которых такой же ответ, поднимают руки, у которых другой ответ - закрывают уши, в знак того, что они не желают слушать неправильный, по их мнению ответ.
«КТО БЫСТРЕЕ СОСТАВИТ БУКЕТ».
Вырезать из открыток изображения цветов. На обратной стороне приклеить карман, в котором лежат записанные примеры. Вызываются два ученика. Каждый берёт из кармашка пример и решает его. Затем берёт следующий и т.д.
Побеждает тот, кто за определённое время решит без ошибок больше примеров.
«ОТВЕЧАЙТЕ ВДВОЁМ»
Даётся пример. Ученики считают. Вызванный ученик называет десятки числа, а ученик, сидящий рядом, единицы.
Пять малышек-медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
Скольким сон хороший снится?* * *
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре два кузнечика
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре голосов?* * *
Ёжик по грибы пошёл,
Десять рыжиков нашёл.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках, ёж?* * *
Три ромашки – желтоглазки,
Два весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?* * *
Группа малышей - утят
Плавать и нырять хотят.
Шесть уплыли далеко,
Два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.* * *
Забежал щенок в курятник,
Разогнал всех петухов.
Три взлетели на насест,
А один в кадушку влез,
Два - в раскрытое окно.
Сколько было их всего?* * *
Ветер дунул - лист сорвал.
И ещё один упал,
А потом упало пять
Кто их может сосчитать?* * *
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Три несут былинку,
Пять несут иголки.
Сколько их у ёлки?* * *
В кузове моём лежат
Два опёнка, пять маслят,
Пара рыжиков румяных.
Сколько всех грибов, ребята?* * *
К нам весна давно пришла.
Всем зверькам вставать пора
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись
Три пушистых медвежонка,
Два малюсеньких ежонка,
Толстячок – бурундучок
И весёлый барсучок.
Подсчитайте всех зверей,
Да при этом поскорей!* * *
Подогрела чайка чайник
Пригласила восемь чаек:
- Приходите все на чай.
Сколько чаек?
Отвечай!* * *
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел-
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей –
Посчитай-ка всех зверей.* * *
На большом диване в ряд
Куклы Танины стоят.
Две матрёшки, Буратино
И весёлый Чипполино
Помоги Танюшке
Сосчитать игрушки.* * *
Посадила бабка в печь
Пироги с капустой печь
Для Наташи, Коли, Вовы
Пироги уже готовы.
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи четыре штуки-
Пироги считают внуки.
Если можешь – помоги
Сосчитать им пироги.* * *
Лебеди у нас в пруду
Я поближе подойду.
9 чёрных, белых 5
Кто успел их сосчитать?* * *
Белка, ёжик и енот
Волк, лиса, малышка крот
Были дружные соседи-
На пирог пришли к медведю.
Вы ребята, не зевайте:
Сколько всех зверей, считайте.* * *
Как-то раз в лесу густом
Ёж построил себе дом.
Пригласил лесных зверей.
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисёнка,
3 весёлых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра-
Называть ответ пора.* * *
Как-то раз в лесу густом,
Под берёзовым кустом,
Собрались грибы лесные,
Все красавцы удалые.
Ученик, ты не зевай,
И грибы скорей считай:
5 груздей и 5 волнушек,
5 лисичек, 5 горькушек.
Кто ответить нам готов
Сколько же всего грибов?* * *
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько шишек впереди?* * *
Две весёлые мартышки
Покупать ходили книжки
И купили книг по пять,
Чтобы было что читать.
Только глупые мартышки
Сосчитать не могут книжки.* * *
В воздухе кружат
И в ухо мне жужжат
2 жука и 2 пчелы
Мухи 2, 2 стрекозы,
2 осы, 2 комара.
Называть ответ пора.* * *
Именины у синицы:
В гости прибыли друзья-
3 весёлых воробья,
3 вороны, 3 сороки,
3 стрижа и дятлов – 3.
Сколько всех их?
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
У каждого ученика в конверте лежат картинки, изображающие такие предметы, как луна, рама, нора, лиса, волк.
На доске напечатаны в два столбика слова в разном порядке.
1 столбик: луна, рама, нора, лиса, волк.
2 столбик: нора, лиса, рама, волк, луна.
Детям предлагается разложить картинки по вариантам так, как даны слова на доске.
* * *
У каждого ученика в конверте 6-8 картинок, изображающих различные предметы, Ученики должны составить слова (названия) изображённых предметов из разрезной азбуки.
* * *
В конверте лежат картинки, изображающие предметы: мак, дом, роза, барабан.
Слова, называющие эти предметы разные по слоговому составу.
Детям предлагается разложить картинки в следующем порядке: сначала те, у которых названиями предметов являются односложные слова, затем двусложные и трёхсложные.
После этого дети составляют названия предметов из разрезной азбуки.
* * *
Из вложенных в конверт картинок отобрать только те, на которых изображены домашние животные и птицы, посуда, мебель, инструменты и т.д.
Детям предлагается подписать буквами из разрезной азбуки названия изображённых предметов.
* * *
Из вложенных в конверт картинок отобрать те, в названиях которых больше букв, чем звуков.
Буквами из разрезной азбуки подписать названия изображённых предметов.
* * *
Какими буквами или звуками различают следующие пары слов: флаги-фляги, плот-плод, суп-зуб.
* * *
Какую букву надо заменить в слове «кость», чтобы получить название желанного в доме человека (гость).
* * *
В процессе урока в качестве поощрения ученикам учитель выдаёт буквы за хорошую работу. Например: м, о, л, о, д, ц, ы.
В конце урока ученики с буквами выходят к доске и на наборном полотне составляют слово. Остальные хором читают его.
Сурики и сурок.
Зевнул наборщик на работе
И вместо И поставил О
Поймёте вы, когда прочтёте,
Что получилось из того.
Маляр повесил кисть на гвоздь,
Глядит – пред ним
Не кисть,
А кость.
В ведре
Не сурик,
А сурок,
В углу не веник,
А венок.
Какие буквы перепутал наборщик?
* * *
Кто найдёт слово?
Вёз водитель в магазин
Много мётел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в ка ……..(бине)По дороге наша Машенька идёт
За верёвочку козу она ведёт,
А прохожие глядят во все глаза:
Очень длинная у девочки ко …….(са).Филиппок за окуньком
В речку лезет босиком.
Очень хочет Филиппок
Окунька поймать в са ……..(чок).
Какие слова нашли?
Сколько в них слогов?
* * *
Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
Найди в стихах 7 сочетаний.
Озеро.
Чуть колыша камыши.
Дремлет озеро в тиши,
Отраженья в нём живут
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, как живой,
Дремлет книзу головой.Щука.
Щука в речке жила,
Щёткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пискарей.
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ.
- Знай, сверчок, свой шесток.
- Сама не ест, и мне не даёт.
- Знает кошка, чьё мясо съела.
- Как глядишь, так и видишь.
- Изверишься в алтыне – не поверят в рубле.
- Два раза не умирать, а раз не миновать.
- Железом хлеба добывают.
- Семейная кашка гуще кипит.
- И пчела летит на красный цветочек.
- Ворон за море летал, умней не стал.
- Наши пряли, а ваши спали.
- Глупой птице свой дом не мил.
- Азбуку учат, на всю избу кричат.
- Шаловливая овца - волку корысть.
- Невеличка капля, а камень долбит.
- Булат железо и кисель не режет.
- Ал цвет мил на весь свет.
- На нет и суда нет.
- Без костей и рыбки не съешь.
- Были бы кошки, а мышки будут.
- Какой палец не укуси, всё больно.
- Вздулся как пузырь дождевой и стал – ничего.
- Что в воду упало, то пропало.
- Удалось червяку на веку лист съесть.
- Десять раз примерь, один раз отрежь.
- Где цветок, там и медок.
- Не будет снега, не будет и следа.
- Неизведанный друг нехорош для услуг.
- Друга ищи, а найдёшь – береги.
- Знаючи недруга, не зови на пир.
- Короткий счёт, длинная дружба.
- Старый друг лучше новых двух.
- Другу сколько можно помогай.
- Едешь на день, бери хлеба на неделю.
- Еду не свищу, а наеду не спущу.
- Век пережить - не поле перейти.
- Слепой щенок и тот к матери лезет.
- На сердитых воду возят.
- Не велик сверчок, да слышно кричит.
- Жалит пчёлка, жаль мёду.
- Жалеть мешка - не завесть дружка.
- Жаль молока – не видать кошки.
- Знаем сами – кривы сани.
- С воза упало – не сыщешь.
- И месяц светит, коль солнца нет.
- В темноте и гнилушка светит.
- Как волка не ласкай, он всё к лесу глядит.
- Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал.
- Красна птица пером, человек умом.
- Ложкой кормит, стеблем глаз колет.
- Капля мала, а по капле - море.
- Конец – делу венец.
- Лето собирает, зима съедает.
- Лев страшно, обезьяна смешно.
- Льва сонного не буди.
- Молодец на овец, а на молодца и сам овца.
- Мокрому дождь не страшен.
- Не рой другому яму, сам упадёшь.
- На чужой земле и весна не красна.
- Той же мучки, да не в эти ручки.
- У ребят да у зайчат по два зуба.
- Ученье свет – неученье тьма.
- Шелудивый баран всё стадо портит.
- Шила в мешке не утаишь.
- Ручка беленька, душа чёрненька..
- Кошке игрушки, мышке слёзки.
- Новая метла чисто метёт.
- Вина голову клонит.
- Куда иголка, туда и нитка.
- Око видит далеко, а мысль ещё дальше.
- Овечку стригут, а другая того же жди.
- Съел бы пирог, да в печи сжёг.
- Рано пташка запела, как бы кошка не съела.
- Руби дерево крепкое, гнилое само упадёт.
- Счастье без ума - дырявая сума.
- В степи простор, в лесу угодье.
- С глупым водиться, сам поглупеешь.
- Упустил гриву, за хвост не держись.
ФИЗМИНУТКИ.
Дима шёл, шёл, шёл (Ходьба на месте)
Землянику нашёл (Наклон вперёд – вниз, руками коснуться пола.)
Ах, какая ягода! (Выпрямиться, ладони к лицу).* * *
Пчёлы в ульях сидят. (Присесть на носках около парты, спина прямая..)
И в окошко глядят. (Руками изобразить окошки)
Порезвиться захотели. (Встать)
Друг за другом полетели. (Произвольные взмахи руками)* * *
Дует ветер нам в лицо, (Стоя возле парты произвольные взмахи руками.)
Закачалось деревцо. (Наклоны туловища слева направо)
Ветер тише, тише, тише. (Приседаем)
Деревцо всё выше, выше. (Руки вверх потянуться).* * *
Руки к верху поднимаем, (Руки вверх)
А потом их опускаем, (Руки вниз)
А потом их разведём (Руки в стороны)
И к себе скорей прижмём, (Руки вниз прижать к бёдрам)
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей (Хлопки в ладоши)* * *
Наше поле опустело. (Руки вперёд в стороны)
Опустел и лес, и сад (Повороты головы слева направо.)
Гуси серые летят (Произвольные взмахи руками).* * *
Гуси серые летели, (Произвольные взмахи руками)
На лужайке тихо сели, (Приседание на носках)
Походили, (Ходьба на месте)
Поклевали, (Наклоны головы вперёд вниз)
Потом быстро побежали. (Бег на месте).* * *
В прятки пальчики играли,
И головки убирали
Вот так, вот так
Так головки убирали.
(Сжимание и разжимание кистей)