Особенности технологии проектного обучения

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Слово "проект" толкуется в словаре С.И. Ожегова как: "1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства; 2) замысел, план". Проектом (от латинского projectus - выдвинутый вперед) называют реалистический замысел о желаемом будущем. Проектный замысел содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости. Проектирование есть процесс разработки такого рода замысла и его фиксация в какой-либо внешне выраженной знаковой форме - буквенно-цифровом тексте, графическом изображении, объемном макете, действующей модели, изделии и т.д.

"Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов в журналистике, на телевидении и во всех, сферах микро- и макро социума почти устранило техническое звучание этого понятия".[4]

Проекты, выполняемые учениками в курсе программирования, способны представить неоценимый опыт выполнения серьёзного технического задания, т.к. разработка программы уже включает выполнение основных этапов проектной деятельности: проектирование, создание программного продукта и оценку того, насколько оно удовлетворяет реальные человеческие потребности.

Проектное обучение уходит своими корнями в основные постулаты гуманистической педагогики, ставящей во главу угла необходимость разностороннего, свободного и творческого развития ребёнка. Оно опирается на принципы педагогики свободного воспитания и педагогики сотрудничества. Главной отправной точкой является необходимость природосообразного построения учебной работы, создания условий для развития естественной познавательной активности ребёнка и его самореализации через совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта.

Истоки метода проектов лежат в концепции прагматической педагогики, разработанной Д.Дьюи, Э.Коллингсом и их последователями: Б.Боудой, У.Килпатриком, Х.Раггом, Д.Чайлдсалидр. и др.

Сегодня дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи обучения и воспитания учащихся. Вместе с тем, очевидно, что это комплексный метод, поскольку его реализация, в свою очередь, предполагает использование совокупности других проблемных методов: обучения в малых группах сотрудничества, "мозговой атаки", дискуссий, ролевой игры проблемной направленности, рефлексии. Вот, что собой реально представляет учебная проектная деятельность с точки зрения дидактики.

Совокупность этих методов и составляет ту дидактическую систему, которая адекватно отражает личностно ориентированный подход, способствует формированию соответствующих компетенций.

Для чего же нам нужен метод проектов в системе образования?

Прежде всего для того, чтобы:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, умению работать с информацией;
  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Как видим, перечисленные интеллектуальные и социально значимые умения относятся к группам компетенций, к деятельности человека и к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.

Остается показать отличие метода проектной деятельности от творческой деятельности. Сразу оговоримся, что любая исследовательская, интеллектуальная деятельность опирается, в том числе, и на творческое мышление. Более того, она просто невозможна без творческой мысли. И все-таки, если мы говорим о творческой деятельности, мы имеем в виду творческий, авторский замысел и авторское видение его реализации. Оценить такую творческую работу можно только с позиции "принятия", "непринятия". Кому-то нравится "Черный квадрат" Малевича, и он готов платить огромные деньги за картину, кто-то её не воспринимает, поскольку не воспринимает авторскую позицию. С методом проектов иначе. Здесь существуют четкие критерии оценки, поскольку для рассмотрения проблемы используются научные методы исследования, объективные условия его выполнения. Аргументация выбранной позиции базируется на конкретных фактах, теориях, знаниях, наблюдениях данных экспериментов.

Грамотное, осознанное применение метода проектов в курсе программирования в совместной деятельности учащихся и учителя может привнести в учебный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности учащихся, основанной на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.

Ученическое проектирование - самостоятельная активность детей и в организации, и в осуществлении проекта. Учитель из всезнающего оракула превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся. Меняется стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия. Появляется педагогическая цель: формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях, проектной деятельности в целом.

От учителя требуется активность при:

  • "втягивании" учащихся в рассмотрение темы и проблемы проекта;
  • поддержке взаимодействия детей между собой, с взрослыми экспертами, консультантами;
  • работе с материалом - результатом информационно поисковой деятельности детей;
  • при возбуждении рефлексивных действий и запуску самооценивания у учащихся;
  • систематизации и выводах по приобретенным знаниям и умениям, по результатам развития личностных качеств и достоинств детей.

"Учитель вынужден проектировать свои занятия и учебные проекты для конкретной учебной ситуации, формируя, развивая и наращивая умения учащихся в проектировании, должен работать, что называется, "по ситуации" в силу наличия в этом процессе значительной доли человеческого фактора, субъектного характера протекания психолого-педагогических процессов".[3]

Проектное обучение полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно не должно вытеснять её и становится панацеей. На современном этапе необходимо продуманное включение проектного обучения в классно-урочную систему. Нельзя превращать проектную деятельность, в самоцель, навязывая её учителю и ученикам: она разрабатывается и используется для совершенствования образовательного процесса, для лучшего усвоения знаний, умений и навыков, развития мотивации в учении, для успешного формирования общей культуры каждого участника.

Список литературы:

  1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении [Текст] / И.Н. Бухтиярова //Школьные технологии.- 2001.-№2.- с.108 - 114.
  2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. - М.: АПК и ПРО, 2002 г.
  3. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность на уроках. Российская академия образования. Институт теории и истории педагогики.- М., 2004 г.
  4. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура [Текст] /Е.С.Полат//Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - №9. - с. 9 - 17.
  5. Царькова В. Б. проекты как проспекты [Текст] /В.Б. Царькова// Каммуникативная методика. - 2003. - №2(8). - с.14 - 17.