Элективный курс для 9-го класса по теме "Вероятность и статистика"

Разделы: Математика


На рубеже третьего тысячелетия становится очевидной универсальность вероятностно-статистических законов, они стали основой описания научной картины мира. Современная физика, химия, биология, демография, социология, лингвистика, философия, весь комплекс социально-экономических наук развиваются на вероятностно-статистической базе.

В нашу жизнь вошли банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов, и даже сводки погоды в газетах сообщают о том, что "завтра ожидается дождь с вероятностью 45".

И ребенок в своей жизни ежедневно сталкивается с вероятностными ситуациями, ведь игра и азарт составляют существенную часть его жизнь. Круг вопросов, связанных с осознанием соотношения понятий вероятностно и достоверности, проблемой выбора наилучшего из нескольких вариантов решения, оценкой степени риска и шансов на успех, представлением о справедливости и несправедливости в играх и в реальных жизненных коллизиях - все это, несомненно, находится в сфере реальных интересов становления и развития личности.

Подготовку человека к таким проблемам во всем мире осуществляет школьный курс математики. Принципиальные решения о включении вероятностно-статистического материала как равноправной составляющей обязательного школьного математического образования приняты ныне и в нашей стране.

Слияние двух особых областей математики: теории вероятностей и математической статистики объединили в термин "стохастика". Обучение стохастике понимается не как рассмотрение готовой теории и выработку у учащихся технике расчетов, но как обучение математической деятельности, которая имеет такие составляющие, как: перевод внематиматической проблемы на язык математики; поиска, а по сути дела обнаружение, стохастических понятий и методов как инструментов решения поставленной проблемы; интерпретация полученного математического результата.

В 2004 году выпушен в свет новый сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы ( авторы С.А. Шестаков, И.Р. Высоцкий, Л.И. Звавич ), получивший граф Министерства образования и науки. В качестве приложения в сборник включена глава "Задачи по теории вероятности и статистики", не предназначенные для включения в варианты экзаменационных работ в настоящее время.

Тематический план курса.

Тема Количество часов
1.Что изучает теория вероятностей? Случайные события. 1
2. Эксперименты со случаем. Сравнение шансов. 1
3. Вероятностная шкала. 1
4. Частота и вероятность случайного события. 1
5. Статистическое определение вероятности. 1
6. Вероятность и комбинаторика. 1
7. Исторические комбинаторные задачи. 1
8. Вероятность вокруг нас. Зачет. 1
Итого 8

Содержание курса.

  1. Тема №1.Формирование первоначальных представлений элементов теории вероятности. Представление событий - случайные; достоверные; невозможные. Развитие познавательного интереса к математике.
  2. Тема №2. Эксперименты с кубиком, кнопкой. Определения равновозможных и не равновозможных событий.
  3. Тема №3. Введение вероятностной шкалы и размещение событий на ней. Умение переводить не математическую проблему на язык математики, анализировать ее и узнать степень ее случайности, достоверности, невозможности для применения в реальной жизни . Расширение кругозора, развитие наблюдательности.
  4. Тема №4. Вероятность наступления события. Классическая задача Даламбера.
  5. Тема №5. Введение понятия относительной частоты, закона больших чисел. Определение статистической вероятности.
  6. Тема №6. Подсчет шансов в многоэтапных экспериментах.
  7. Тема №7. Фигурные числа. Магические квадраты. Латинские квадраты. Историческая справка.
  8. Тема №8. Тактика игр. Справедливые и несправедливые игры. Развитие оперативной памяти, наблюдательности.
  9. Зачетная работа - реферат.

Литература.

1. Вероятность и статистика 5 - 9 класс. Е .А. Бунимович; В. А. Булычев.

2. Элементы статистики и вероятность 7 - 9 класс. М. В. Ткачева. Н. Е. Федорова.

3. Энциклопедия. Математика.

4. Математика 6 класс. Под редакцией Г. В. Дорофеева; И. Ф. Шарыгина.