На рубеже третьего тысячелетия становится очевидной универсальность вероятностно-статистических законов, они стали основой описания научной картины мира. Современная физика, химия, биология, демография, социология, лингвистика, философия, весь комплекс социально-экономических наук развиваются на вероятностно-статистической базе.
В нашу жизнь вошли банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов, и даже сводки погоды в газетах сообщают о том, что "завтра ожидается дождь с вероятностью 45".
И ребенок в своей жизни ежедневно сталкивается с вероятностными ситуациями, ведь игра и азарт составляют существенную часть его жизнь. Круг вопросов, связанных с осознанием соотношения понятий вероятностно и достоверности, проблемой выбора наилучшего из нескольких вариантов решения, оценкой степени риска и шансов на успех, представлением о справедливости и несправедливости в играх и в реальных жизненных коллизиях - все это, несомненно, находится в сфере реальных интересов становления и развития личности.
Подготовку человека к таким проблемам во всем мире осуществляет школьный курс математики. Принципиальные решения о включении вероятностно-статистического материала как равноправной составляющей обязательного школьного математического образования приняты ныне и в нашей стране.
Слияние двух особых областей математики: теории вероятностей и математической статистики объединили в термин "стохастика". Обучение стохастике понимается не как рассмотрение готовой теории и выработку у учащихся технике расчетов, но как обучение математической деятельности, которая имеет такие составляющие, как: перевод внематиматической проблемы на язык математики; поиска, а по сути дела обнаружение, стохастических понятий и методов как инструментов решения поставленной проблемы; интерпретация полученного математического результата.
В 2004 году выпушен в свет новый сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы ( авторы С.А. Шестаков, И.Р. Высоцкий, Л.И. Звавич ), получивший граф Министерства образования и науки. В качестве приложения в сборник включена глава "Задачи по теории вероятности и статистики", не предназначенные для включения в варианты экзаменационных работ в настоящее время.
Тематический план курса.
Тема | Количество часов |
1.Что изучает теория вероятностей? Случайные события. | 1 |
2. Эксперименты со случаем. Сравнение шансов. | 1 |
3. Вероятностная шкала. | 1 |
4. Частота и вероятность случайного события. | 1 |
5. Статистическое определение вероятности. | 1 |
6. Вероятность и комбинаторика. | 1 |
7. Исторические комбинаторные задачи. | 1 |
8. Вероятность вокруг нас. Зачет. | 1 |
Итого | 8 |
Содержание курса.
- Тема №1.Формирование первоначальных представлений элементов теории вероятности. Представление событий - случайные; достоверные; невозможные. Развитие познавательного интереса к математике.
- Тема №2. Эксперименты с кубиком, кнопкой. Определения равновозможных и не равновозможных событий.
- Тема №3. Введение вероятностной шкалы и размещение событий на ней. Умение переводить не математическую проблему на язык математики, анализировать ее и узнать степень ее случайности, достоверности, невозможности для применения в реальной жизни . Расширение кругозора, развитие наблюдательности.
- Тема №4. Вероятность наступления события. Классическая задача Даламбера.
- Тема №5. Введение понятия относительной частоты, закона больших чисел. Определение статистической вероятности.
- Тема №6. Подсчет шансов в многоэтапных экспериментах.
- Тема №7. Фигурные числа. Магические квадраты. Латинские квадраты. Историческая справка.
- Тема №8. Тактика игр. Справедливые и несправедливые игры. Развитие оперативной памяти, наблюдательности.
- Зачетная работа - реферат.
Литература.
1. Вероятность и статистика 5 - 9 класс. Е .А. Бунимович; В. А. Булычев.
2. Элементы статистики и вероятность 7 - 9 класс. М. В. Ткачева. Н. Е. Федорова.
3. Энциклопедия. Математика.
4. Математика 6 класс. Под редакцией Г. В. Дорофеева; И. Ф. Шарыгина.