Интегрированный урок (география + математика) по теме "Температура воздуха". 6-й класс

Разделы: Математика, География

Класс: 6


1. Тема урока: Температура воздуха.

2. Тип урока: Интегрированный урок.

3. Цели урока: Продолжить формирование у школьников понятия и знания свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха и установления причинно-следственных связей.

4. Задачи:

  • Образовательные:
    • формировать знания о суточном ходе температуры воздуха в умеренных широтах в июле и в январе на примере суточного хода температуры воздуха своего населённого пункта и амплитуды температур.
    • формировать у школьников умение анализировать годовой ход температуры воздуха, строить график температуры, определять её амплитуду.
    • закрепить у школьников представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение года.
    • закрепить у школьников умение находить среднее арифметическое чисел, действия с отрицательными и положительными числами.
  • Развивающие:
    • научить учащихся определять среднесуточную, среднегодовую, среднемесячную температуру воздуха, амплитуду температур за сутки и год, используя знания по математике.
    • развить умение построения графиков годового хода и суточного хода температуры воздуха.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у учащихся привычки трудиться в каждую минуту учебного времени, рационально использовать время урока, умения работать в коллективе, группе, паре.

5. Методы и приёмы обучения: частично-поисковый, рассказ с элементами постановки проблемных вопросов, работа в парах постоянного состава, информационные и коммуникативные технологии.

6. Наглядность, ТСО: уличный термометр, водный и почвенный термометр, комнатный термометр, градусник, демонстрационный термометр, календари погоды, физическая карта полушарий, карточки с заданиями, презентация урока.

7. Структура урока

Этап деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент урока

Задача: Подготовка учащихся к работе на уроке.

Настраивает на урок. Готовность к предстоящей работе (наличие тетради, учебника, желание работать). Включаются в работу.
2. Подготовка к основному этапу. Целеполагание

Задача: Актуализировать опорные знания, умения, обеспечить мотивацию и принятие цели урока.

Перед учащимися ставится проблема в виде загадки. (Мотивация учащихся).

Загадка:

Она бывает низкой,
Бывает и высокой,
Нормальною бывает,
А так же нулевой.
Её мы замечаем
И в школе изучаем,
И даже измеряем,
Когда кто-то больной.
Ей занимался Цельсий,
И Кельвин применял не раз.
Ну! Кто своей догадкой
Порадует всех нас?

Правильно! Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о температуре.

Вопрос: А о какой именно температуре? В качестве подсказки, я предлагаю вспомнить, какую оболочку мы сейчас изучаем
И снова правильно догадались многие из вас.
Тема нашего сегодняшнего урока «Температура воздуха». (Приложение 1, слайды 1, 2).

Вопрос: Что же мы с вами должны сегодня изучить на уроке? С чем познакомиться? Чему научиться? Может, мы что-нибудь уже знаем?
Перед вами на столах листочки, где вы должны отметить те вопросы, которые вам уже известны. (Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: Температура.

 

 

 

Ответ: Версии учеников.

Ребята записывают тему урока в тетрадях.

 

Формулируют цели урока.
Групповое интервью о том, что знают и что хотели бы узнать по теме урока.

3. Изучение нового материала

Задачи:

1. Формировать знания о суточном ходе температуры воздуха в умеренных широтах в июле и в январе на примере суточного хода температуры воздуха своего населённого пункта и амплитуды температур
2. Формировать у школьников умение анализировать годовой ход температуры воздуха, строить график температуры, выявлять причины закономерностей изменения температуры в течение года.

Мне известно, что большинство показателей элементов климата измеряются с помощью приборов.
Вопрос: Как вы думаете, с помощью какого прибора измеряется температура?
Вопрос: А как он устроен?

Сообщение ученика.

Вопрос: А какое основное свойство жидкостей лежит в основе работы термометра?
Работа с демонстрационным термометром.
Вопрос: Но я поняла, что термометром измеряют только температуру воздуха?
Одним из элементов климата, которые вы отмечаете в своих календарях погоды, является температура воздуха. С неё обычно начинается любой прогноз погоды. На основе ваших прошлогодних данных и моих наблюдений летом были построены эти два графика температур. (Приложение 1, слайд 4).
Работа с графиками температур.
Вопрос: Определите наибольшую и наименьшую температуру в январе и июле.
Демонстрирует другие термометры и рассказывает о них.
Задаёт проблемные вопросы по зависимости температуры воздуха от нагревания земной поверхности. (Приложение 1, слайд 5).
Вопрос: А где вы встречаетесь с положительными и отрицательными числами?
Я думаю, что учитель математики нам сейчас поможет разобраться с остальными вопросами. В работу включается учитель математики, который вспоминает с ребятами, как складывают числа с разными знаками.
Не случайно здесь написана буква «А». Ведь у нас в географии этой буквой обозначается «амплитуда температур».
Задание: Определить по графику за ноябрь месяц амплитуду температур. (Приложение 1, слайд 4).
Использование демонстрационного термометра.

Вопрос: По карточке определите, какие вопросы нам осталось ещё рассмотреть? (Приложение 2).
Рассказ учителя математики об определении среднего арифметического двух и более чисел. Использует (Приложение 1, слайды 7, 8, 9, 10, 11).
Постоянная работа с учащимися класса.

Ответ: Термометра.

Выходит ученик, рассказывает и даёт определение прибору (по демонстрационному термометру).
Ответ: При нагревании жидкость расширяется и поднимается вверх, а при охлаждении сжимается и опускается вниз.
Ответ: Приложение 1, слайд 3.

 

 

 

 

Ответ: Январь – max – +2o
min – –16o
Июль – max – +29o
min – +10o
Делают вывод о нагревании воздуха и его зависимости от угла падения солнечных лучей.

 

Ответ: на уроках математики.

Учащиеся выполняют работу в тетради. (Приложение 5).

Ответ: 7o
Составляют схему в тетрадях.
Работают с предложенными схемами, сильные ученики самостоятельно выводят формулу определения амплитуды температур, а слабые – записывают. Выводят определение «амплитуда температур».
Ответ: перечисляют вопросы.

Отвечают на вопросы, предложенные учителем.

4. Закрепление изученного материала на данном уроке

Задача: Закрепить умение учащихся определять среднесуточную, среднемесячную и среднегодовую температуру воздуха, амплитуду температур за сутки и год, вычерчивать график годового хода температуры воздуха.

Предлагает работу в парах постоянного состава по определению амплитуды температуры, вычерчиванию графика температур
(Приложение 3, 4).
Выполняют практическую работу по календарям погоды: определяют среднюю температуру воздуха за сутки, амплитуду температур, вычерчивают график температуры.
5. Обобщение и систематизация знаний и умений

Задача: Обобщить и систематизировать знания и умения, показать связь новых знаний с ранее полученными и сформированными.

Нацеливает учащихся на общий вывод по уроку. Формулируют вывод по уроку.
6. Подведение итогов и результатов урока

Задача: Мобилизация учащихся на рефлексию деятельности своих товарищей (мотивации, способов деятельности, общения).

Отчего сегодня сразу
Изучали два предмета?
Что же их объединило?
Догадались? Что же это?
– Что вы нового узнали? Чему научились? Что понравилось на уроке?
Оценивают товарищей, делают аргументацию своих выводов.
Отвечают на вопросы, дают оценку уроку.
7. Домашнее задание

Задача: Обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Даёт домашнее задание: § 22, задание в печатной тетради. Записывают в дневник, предлагают свой вариант решения.