Сценарий семинара для педагогов ДОУ. Конспект занятия по кружковой работе (изодеятельность)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Развивать эстетическое, художественное и эмоциональное восприятие; пространственное, образное мышление и воображение; видение содержания и средств выразительности.
  • Дать представление об искусстве витража, технике его исполнения, познакомить с основными мотивами рисунка. Раскрыть особенности изображения витражных картин: многообразие и взаимосвязь объектов, многоплановость.
  • Развивать умение давать эстетические оценки, соотносить по настроению образы живописи, музыки. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
  • Продолжить воспитание художественной культуры через знакомство с творчеством И.И. Шишкина.

Материалы:

  • витражные окна в кабинете; иллюстрации с изображением витражей, детские работы в витражной технике “Море”;
  • калька, гуашь, акварель, маркеры (черные, цветные), гелевые ручки, цветной блеск;
  • репродукции картин И.И. Шишкина “Зима”, “Рожь”, “В лесу”, “На севере диком”, “Лесные дали”.

Музыкальное сопровождение: Э. Григ. Утро из сюиты “Пер Гюнт”.

Ход занятия

Воспитатель:

В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться;
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажем гостье: “Заходи!”

Воспитатель открывает “волшебную” книгу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая необыкновенная книга сказок у нас есть! А кто же изображен на этой странице? (Иван-царевич, царь, Жар-птица.) Кто помнит, как называется эта сказка? (“Иван-царевич и серый волк”) А вот и сами герои пожаловали к нам в гости.

Входят Иванушка и царь с пером Жар-птицы в руке.

Царь:

Перестал я есть и спать.
Птицу-жар бы мне достать.
Перо та птица потеряла,
Когда в саду у нас летала.
Перо я это подобрал,
С тех пор покой я потерял.
Службу ты мне сослужи,
Птицу эту мне найди!
На нее глядеть я буду
И печали позабуду.

Иванушка:

Буду я ходить по свету
И добуду птицу эту. (Ходит, ищет.)

Воспитатель:

Что, Иванушка, не весел,
Что головушку повесил?

Иванушка:

Всю обувь я уж износил,
Но птицу-жар не находил.
С птицей ждет меня мой царь,
Мой великий государь.

Воспитатель:

Не горюй, Иванушка, то беда – не беда!
Наши ребята помогут тебе всегда!

Ну что, ребята, поможете найти Иванушке сказочную Жар-птицу и принести ее во дворец? (Да). Но сначала вспомните, каких сказочных птиц вы знаете. Я читаю загадку, а вы называете птицу и сказку, в которой она упоминается; выбираете из представленных здесь иллюстраций изображение этой птицы и ставите его на мольберт.

Унесла его лиса, аж за темные леса,
Слышен тонкий голосок. Кто же это?…(Петушок.)

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (“Гуси-лебеди.)

Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Крошке-девочке всегда
Благодарна буду я. (“Дюймовочка”, ласточка)

Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем –
И светло в ночи, как днем. (Жар-птица, Иван-царевич и серый волк.)

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо умеете отгадывать загадки, правильно назвали всех птиц. Ребята, а вы обратили внимание на то, как необычно изображены наши птицы?

  1. Как называется эта техника изображения? (Витраж.)
  2. Посмотрите внимательно вокруг, есть ли еще в изостудии витражи? (На окнах, на выставке.)
  3. А вам нравятся витражи? Чем? (Свет проникает через стекло, бумагу и рисунок становится волшебным, радостным, таинственным.)
  4. Почему для рисования витража мы используем кальку? (Чтобы рисунок просвечивал и получился ярким, сказочным, солнечным.)
  5. Что можно нарисовать для витража? (Сказочных героев, узор из цветов и листьев, орнамент и т.д.)
  6. Что нужно сделать, чтобы передать в рисунке сходство изображения с витражом? (Обвести каждый элемент рисунка черным фломастером.)
  7. А сейчас мы вспомним названия обычных настоящих птиц.

Пальчиковая гимнастика

Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,
Эта – зяблик, эта – чиж, эта – развеселый стриж,
Ну а это – злой орлан, “Птички, птички, по домам”.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а где живут все эти птицы? (В лесу, городе и т.д.). Правильно.

  • Посмотрите внимательно на эту выставку. К какому жанру живописи относятся представленные здесь репродукции картин? (Пейзаж.)
  • Как называют художников, которые пишут пейзажи? (Художники-пейзажисты.)
  • Что общего у представленных здесь картин? (Изображена природа, написаны одним художником.)
  • Кто помнит, как зовут этого известного русского художника-пейзажиста? (И.И. Шишкин.)
  • Посмотрите внимательно, чем отличаются эти картины друг от друга? (Временем года, суток, цветосочетаниями, настроением.)
  • А вот на этой картине “Зима” изображена одна наша хорошая знакомая. Найдите и назовите ее. Кто это? (Птичка.)
  • Ребята, а вы не забыли, что вы обещали найти Иванушке птицу, только сказочную?
  • Кто знает, чем отличается сказочная птица от настоящей, обычной? (Она очень яркая, нарядная, красивая.)
  • Что нам нужно сделать, чтобы нарисованные птицы стали похожи на сказочных? (Ярко, необычно и красиво украсить.)

– Молодцы. Тогда приступим к работе.

Дети дорисовывают и украшают птиц. Наклеивают изображение на место окон на макете дворца. Рассматривают, как красиво и по разному они украшены.

Появляются царь и Иванушка.

Иванушка:

Вот спасибо, удружили,
Сколько птиц вы мне добыли.

Царь:

Ну, Иван, ты молодец,
Как царя ты позабавил,
Сколько птиц ты во дворец
Для меня доставил.
Награжу тебя по-царски…
В сундуке, Ванюша, этом
Для тебя лежат монеты.

Иванушка:

Был в саду я у ребят,
У умелых дошколят,
Мне они помочь решили,
Птиц вот этих подарили.
Наградить ребят тех надо.
Вот сундук, а в нем награда.

Достает из сундука сюрпризы и раздает каждому ребенку.