Цели:
- Развивать эстетическое, художественное и эмоциональное восприятие; пространственное, образное мышление и воображение; видение содержания и средств выразительности.
- Дать представление об искусстве витража, технике его исполнения, познакомить с основными мотивами рисунка. Раскрыть особенности изображения витражных картин: многообразие и взаимосвязь объектов, многоплановость.
- Развивать умение давать эстетические оценки, соотносить по настроению образы живописи, музыки. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
- Продолжить воспитание художественной культуры через знакомство с творчеством И.И. Шишкина.
Материалы:
- витражные окна в кабинете; иллюстрации с изображением витражей, детские работы в витражной технике “Море”;
- калька, гуашь, акварель, маркеры (черные, цветные), гелевые ручки, цветной блеск;
- репродукции картин И.И. Шишкина “Зима”, “Рожь”, “В лесу”, “На севере диком”, “Лесные дали”.
Музыкальное сопровождение: Э. Григ. Утро из сюиты “Пер Гюнт”.
Ход занятия
Воспитатель:
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться;
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажем гостье: “Заходи!”
Воспитатель открывает “волшебную” книгу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая необыкновенная книга сказок у нас есть! А кто же изображен на этой странице? (Иван-царевич, царь, Жар-птица.) Кто помнит, как называется эта сказка? (“Иван-царевич и серый волк”) А вот и сами герои пожаловали к нам в гости.
Входят Иванушка и царь с пером Жар-птицы в руке.
Царь:
Перестал я есть и спать.
Птицу-жар бы мне достать.
Перо та птица потеряла,
Когда в саду у нас летала.
Перо я это подобрал,
С тех пор покой я потерял.
Службу ты мне сослужи,
Птицу эту мне найди!
На нее глядеть я буду
И печали позабуду.
Иванушка:
Буду я ходить по свету
И добуду птицу эту. (Ходит, ищет.)
Воспитатель:
Что, Иванушка, не весел,
Что головушку повесил?
Иванушка:
Всю обувь я уж износил,
Но птицу-жар не находил.
С птицей ждет меня мой царь,
Мой великий государь.
Воспитатель:
Не горюй, Иванушка, то беда – не беда!
Наши ребята помогут тебе всегда!
Ну что, ребята, поможете найти Иванушке сказочную Жар-птицу и принести ее во дворец? (Да). Но сначала вспомните, каких сказочных птиц вы знаете. Я читаю загадку, а вы называете птицу и сказку, в которой она упоминается; выбираете из представленных здесь иллюстраций изображение этой птицы и ставите его на мольберт.
Унесла его лиса, аж за темные леса,
Слышен тонкий голосок. Кто же это?…(Петушок.)У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (“Гуси-лебеди.)Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Крошке-девочке всегда
Благодарна буду я. (“Дюймовочка”, ласточка)Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем –
И светло в ночи, как днем. (Жар-птица, Иван-царевич и серый волк.)
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо умеете отгадывать загадки, правильно назвали всех птиц. Ребята, а вы обратили внимание на то, как необычно изображены наши птицы?
- Как называется эта техника изображения? (Витраж.)
- Посмотрите внимательно вокруг, есть ли еще в изостудии витражи? (На окнах, на выставке.)
- А вам нравятся витражи? Чем? (Свет проникает через стекло, бумагу и рисунок становится волшебным, радостным, таинственным.)
- Почему для рисования витража мы используем кальку? (Чтобы рисунок просвечивал и получился ярким, сказочным, солнечным.)
- Что можно нарисовать для витража? (Сказочных героев, узор из цветов и листьев, орнамент и т.д.)
- Что нужно сделать, чтобы передать в рисунке сходство изображения с витражом? (Обвести каждый элемент рисунка черным фломастером.)
- А сейчас мы вспомним названия обычных настоящих птиц.
Пальчиковая гимнастика
Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,
Эта – зяблик, эта – чиж, эта – развеселый стриж,
Ну а это – злой орлан, “Птички, птички, по домам”.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а где живут все эти птицы? (В лесу, городе и т.д.). Правильно.
- Посмотрите внимательно на эту выставку. К какому жанру живописи относятся представленные здесь репродукции картин? (Пейзаж.)
- Как называют художников, которые пишут пейзажи? (Художники-пейзажисты.)
- Что общего у представленных здесь картин? (Изображена природа, написаны одним художником.)
- Кто помнит, как зовут этого известного русского художника-пейзажиста? (И.И. Шишкин.)
- Посмотрите внимательно, чем отличаются эти картины друг от друга? (Временем года, суток, цветосочетаниями, настроением.)
- А вот на этой картине “Зима” изображена одна наша хорошая знакомая. Найдите и назовите ее. Кто это? (Птичка.)
- Ребята, а вы не забыли, что вы обещали найти Иванушке птицу, только сказочную?
- Кто знает, чем отличается сказочная птица от настоящей, обычной? (Она очень яркая, нарядная, красивая.)
- Что нам нужно сделать, чтобы нарисованные птицы стали похожи на сказочных? (Ярко, необычно и красиво украсить.)
– Молодцы. Тогда приступим к работе.
Дети дорисовывают и украшают птиц. Наклеивают изображение на место окон на макете дворца. Рассматривают, как красиво и по разному они украшены.
Появляются царь и Иванушка.
Иванушка:
Вот спасибо, удружили,
Сколько птиц вы мне добыли.
Царь:
Ну, Иван, ты молодец,
Как царя ты позабавил,
Сколько птиц ты во дворец
Для меня доставил.
Награжу тебя по-царски…
В сундуке, Ванюша, этом
Для тебя лежат монеты.
Иванушка:
Был в саду я у ребят,
У умелых дошколят,
Мне они помочь решили,
Птиц вот этих подарили.
Наградить ребят тех надо.
Вот сундук, а в нем награда.
Достает из сундука сюрпризы и раздает каждому ребенку.