Метод социального проектирования в практике работы классного руководителя

Разделы: Классное руководство


Цель: создание условий для общественной самореализации, самоутверждения и социализации учащихся.

Предмет проекта: организация учебно-воспитательного процесс в 8 «А» классе на основе современных воспитательных методик

Специализация проекта: воспитательная, познавательная, развивающая.

Сроки проведения: 2007-2008 учебный год.

Участники: учащиеся 8 «А» класса, классный .руководитель, родители.

Проблемы:

  • изменение состава в связи с формированием профильных классов;
  • назначение нового классного руководителя;
  • снижение положительной мотивации обучения.

Задачи:

  • изучение психологических особенностей учащихся;
  • развитие познавательных интересов учащихся,
  • выявление лидерских, организаторских, творческих качеств ребят;
  • формирование навыков коллективной творческой деятельности;
  • обучение основам самоуправления в игровой форме;
  • интеграция обучения и воспитания.

Гипотеза

Погружение подростка в специально смоделированное творческое пространство дает возможность реализовать ему себя в социально - значимой среде и сформировать следующие качества:

  • коммуникативность;
  • эмоционально-ценностные ориентиры;
  • опыт творческой деятельности;
  • положительную мотивацию на учение.

Механизмы реализации:

  • изучение документации,
  • составление социальной карты класса,
  • психологические исследования;
  • организация системы самоуправления, в которой каждый должен занять какое-либо место (иметь поручение);
  • участие каждого в разработке и реализации плана работы класса;
  • проведение мероприятий силами творческих групп сменного состава;
  • оценка деятельности каждого ученика на общем собрании класса (2 раза в год)
  • создание группы поддержки из родителей, педагогов и учащихся класса.

Принципы организации творческой деятельности

  • Принцип «красной линии». Грань меры.
  • Принцип «могучей кучки». Общий дух, психологический климат.
  • Принцип «фельдмаршала Кутузова». Не форсировать события.
  • Принцип «горы». Не терять высоты.
  • Принцип «антиканонов». Уметь преступать ограничения.
  • Принцип «камня, брошенного в воду». Каждого бросить в дело, чтобы пошли круги результативности.
  • Принцип «опоры на положительные эмоции ребенка». Ищи в ребенке хорошее, его всегда больше.

Ожидаемые результаты:

  • укрепление коллективизма, товарищества, толерантности;
  • проявление интереса к социально значимым и общественно полезным мероприятиям;
  • воспитание социальной ответственности за свою деятельность;
  • развитие стремления к самореализации;
  • выплеск творческой активности;
  • сохранение положительной мотивации обучения,
  • создание эмоционально – нравственной благоприятной среды для развития личности.

Для поддержки данного проекта разработана программа по изучению личности учащихся.

Программа по изучению личности ребенка

Актуальность программы

В современном обществе существует ряд проблем, влияющих негативно на формирование личности ученика. Среди них можно выделить:

  • культурологические, связанные с культурной дезорганизацией личности в нашем обществе, бурным развитием массовой культуры с сомнительными идеалами, коммерциализацией культуры;
  • психологические, выдвигающие личность с эмоциональным перевозбуждением, стремящуюся к социальной автономии, экономической независимости и агрессивно-защитному образу жизни;
  • семейные, разрушающие роль семьи в формировании социальной подготовки личности к образованию и переставшие быть центром доверительного личностного общения.

Ситуация требует социально развитой личности, обладающей интеллектуальным и психологическим потенциалом, необходимым для социальной адаптации к современной жизни.

Цель и задачи программы

Цель: управление развитием личности, выявление индивидуальных способностей на основе личностно-ориентируемого обучения и воспитания, создание благоприятной социально-экологической среды в классе.

Задачи:

  • изучение состояния эффективности воспитательной системы;
  • анализ изменений, произошедших в личности;
  • изучение влияния различных условий и средств на личность ученика;
  • выявление потенциальных возможностей дальнейшего развития;
  • изучение состояния и динамика развития личности классного коллектива;
  • изучение формирования отношений детей и педагогов, ценностных приобретений.

Методы реализации программы

Для реализации программы используются различные методы диагностики, а также метод наблюдения, беседы, различные виды деловых и активных игр.
Педагогические методики «вплетены» в воспитательный процесс. Их проведение само по себе является воспитательной работой. Это позволяет постоянно наблюдать и корректировать воспитательный процесс, изменять содержание работы.
Работа проводится совместно с психологом гимназии.

Диагностика уровня развития личности и классного коллектива
2007 – 2008 учебный год

Диагностические процедуры

Месяц

1 Изучение коммуникативных особенностей классного коллектива

сентябрь

2 Выявление уровня познавательной активности учащихся

октябрь

3 Выявление уровня самоуправления в классном коллективе

декабрь

4 Выявление интересов, направленности и способности личности

февраль

5 Взаимодействие учеников и педагогов в классном коллективе

март

6 Определение уровня воспитанности

апрель

7 Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе и своим положением в классе

май

Результаты работы

Все учащиеся успевают, качество знаний по предметам составляет от 40 до 90%., второгодников и педагогически запущенных детей нет.
Все учащихся класса принимают участие в конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях различного уровня.

Стипендиат программы «Одаренные дети», призер конференции по новым технологиям «Поиск-2007», победитель олимпиады «Созвездие», призер городской олимпиады по краеведению, призер Российских дистанционных олимпиад по русскому языку и информатике – Смирнов Иван.

Победитель олимпиады «Созвездие» в номинации «Новые информационные технологии», призер городских соревнований по лыжным гонкам – Макаров Николай.
Лауреаты Российских и Международных конкурсов в составе хоровой студии«Подлипки» – Антипов Максим, Бухотецкая Екатерина, Карташева Евгения.
Призеры городских соревнований по минифутболу – Бродский Иван, Коптев Никита.
Участники областных соревнований – Макаров Кирилл (гандбол), Корнева Анна (волейбол).
Призер городской олимпиады по краеведению – Карташева Евгения.
Призер городской олимпиады по русскому языку – Алферова Анастасия.
Призеры школьных олимпиад – Алферова Анастасия (русский язык, краеведение), Синдюкова Катарина, Лясникова Варвара (краеведение.)
Призер Московского Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа» в номинации эстрадный вокал, победитель городских соревнований по лыжным гонкам, дипломант фестиваля - конкурса патриотической песни «С чего начинается Родина» – Бондарчук Дарья.
Призер городского шахматного турнира «Белая ладья» (7-8 классы) – Бродский Иван.
Достижения учащихся отражены в портфолио.

Класс – победитель конкурса гимназии «Самый классный класс».

Сложившееся общественное мнение о результатах работы классного коллектива (по результатам анализа психологической службы и ШМО классных руководителей)

  • дружный коллектив;
  • все учащиеся активно участвуют в жизни класса и гимназии;
  • учащиеся ответственно и творчески справляются с порученными заданиями;
  • для учащихся характерен высокий уровень взаимопомощи.

По оценкам психологов в классе отмечен высокий уровень ценности личности в коллективе.

В качестве приложения представлены некоторые проекты, разработанные восьмиклассниками в виде коллективных и индивидуальных проектов:
Эмблема класса (Приложение 1)
Правила нашей жизни (Приложение 2)
Классная фотография (Приложение 3)
Наши поручения (Приложение 4)