Цель: создание условий для общественной самореализации, самоутверждения и социализации учащихся.
Предмет проекта: организация учебно-воспитательного процесс в 8 «А» классе на основе современных воспитательных методик
Специализация проекта: воспитательная, познавательная, развивающая.
Сроки проведения: 2007-2008 учебный год.
Участники: учащиеся 8 «А» класса, классный .руководитель, родители.
Проблемы:
- изменение состава в связи с формированием профильных классов;
- назначение нового классного руководителя;
- снижение положительной мотивации обучения.
Задачи:
- изучение психологических особенностей учащихся;
- развитие познавательных интересов учащихся,
- выявление лидерских, организаторских, творческих качеств ребят;
- формирование навыков коллективной творческой деятельности;
- обучение основам самоуправления в игровой форме;
- интеграция обучения и воспитания.
Гипотеза
Погружение подростка в специально смоделированное творческое пространство дает возможность реализовать ему себя в социально - значимой среде и сформировать следующие качества:
- коммуникативность;
- эмоционально-ценностные ориентиры;
- опыт творческой деятельности;
- положительную мотивацию на учение.
Механизмы реализации:
- изучение документации,
- составление социальной карты класса,
- психологические исследования;
- организация системы самоуправления, в которой каждый должен занять какое-либо место (иметь поручение);
- участие каждого в разработке и реализации плана работы класса;
- проведение мероприятий силами творческих групп сменного состава;
- оценка деятельности каждого ученика на общем собрании класса (2 раза в год)
- создание группы поддержки из родителей, педагогов и учащихся класса.
Принципы организации творческой деятельности
- Принцип «красной линии». Грань меры.
- Принцип «могучей кучки». Общий дух, психологический климат.
- Принцип «фельдмаршала Кутузова». Не форсировать события.
- Принцип «горы». Не терять высоты.
- Принцип «антиканонов». Уметь преступать ограничения.
- Принцип «камня, брошенного в воду». Каждого бросить в дело, чтобы пошли круги результативности.
- Принцип «опоры на положительные эмоции ребенка». Ищи в ребенке хорошее, его всегда больше.
Ожидаемые результаты:
- укрепление коллективизма, товарищества, толерантности;
- проявление интереса к социально значимым и общественно полезным мероприятиям;
- воспитание социальной ответственности за свою деятельность;
- развитие стремления к самореализации;
- выплеск творческой активности;
- сохранение положительной мотивации обучения,
- создание эмоционально – нравственной благоприятной среды для развития личности.
Для поддержки данного проекта разработана программа по изучению личности учащихся.
Программа по изучению личности ребенка
Актуальность программы
В современном обществе существует ряд проблем, влияющих негативно на формирование личности ученика. Среди них можно выделить:
- культурологические, связанные с культурной дезорганизацией личности в нашем обществе, бурным развитием массовой культуры с сомнительными идеалами, коммерциализацией культуры;
- психологические, выдвигающие личность с эмоциональным перевозбуждением, стремящуюся к социальной автономии, экономической независимости и агрессивно-защитному образу жизни;
- семейные, разрушающие роль семьи в формировании социальной подготовки личности к образованию и переставшие быть центром доверительного личностного общения.
Ситуация требует социально развитой личности, обладающей интеллектуальным и психологическим потенциалом, необходимым для социальной адаптации к современной жизни.
Цель и задачи программы
Цель: управление развитием личности, выявление индивидуальных способностей на основе личностно-ориентируемого обучения и воспитания, создание благоприятной социально-экологической среды в классе.
Задачи:
- изучение состояния эффективности воспитательной системы;
- анализ изменений, произошедших в личности;
- изучение влияния различных условий и средств на личность ученика;
- выявление потенциальных возможностей дальнейшего развития;
- изучение состояния и динамика развития личности классного коллектива;
- изучение формирования отношений детей и педагогов, ценностных приобретений.
Методы реализации программы
Для реализации программы используются
различные методы диагностики, а также метод
наблюдения, беседы, различные виды деловых и
активных игр.
Педагогические методики «вплетены» в
воспитательный процесс. Их проведение само по
себе является воспитательной работой. Это
позволяет постоянно наблюдать и корректировать
воспитательный процесс, изменять содержание
работы.
Работа проводится совместно с психологом
гимназии.
Диагностика уровня развития
личности и классного коллектива
2007 – 2008 учебный год
№ |
Диагностические процедуры |
Месяц |
1 | Изучение коммуникативных особенностей классного коллектива | сентябрь |
2 | Выявление уровня познавательной активности учащихся | октябрь |
3 | Выявление уровня самоуправления в классном коллективе | декабрь |
4 | Выявление интересов, направленности и способности личности | февраль |
5 | Взаимодействие учеников и педагогов в классном коллективе | март |
6 | Определение уровня воспитанности | апрель |
7 | Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе и своим положением в классе | май |
Результаты работы
Все учащиеся успевают, качество знаний по
предметам составляет от 40 до 90%., второгодников и
педагогически запущенных детей нет.
Все учащихся класса принимают участие в
конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях
различного уровня.
Стипендиат программы «Одаренные дети», призер конференции по новым технологиям «Поиск-2007», победитель олимпиады «Созвездие», призер городской олимпиады по краеведению, призер Российских дистанционных олимпиад по русскому языку и информатике – Смирнов Иван.
Победитель олимпиады «Созвездие» в номинации
«Новые информационные технологии», призер
городских соревнований по лыжным гонкам –
Макаров Николай.
Лауреаты Российских и Международных конкурсов в
составе хоровой студии«Подлипки» – Антипов
Максим, Бухотецкая Екатерина, Карташева Евгения.
Призеры городских соревнований по минифутболу
– Бродский Иван, Коптев Никита.
Участники областных соревнований – Макаров
Кирилл (гандбол), Корнева Анна (волейбол).
Призер городской олимпиады по краеведению –
Карташева Евгения.
Призер городской олимпиады по русскому языку
– Алферова Анастасия.
Призеры школьных олимпиад – Алферова
Анастасия (русский язык, краеведение), Синдюкова
Катарина, Лясникова Варвара (краеведение.)
Призер Московского Международного
фестиваля-конкурса детского и юношеского
художественного творчества «Открытая Европа» в
номинации эстрадный вокал, победитель городских
соревнований по лыжным гонкам, дипломант
фестиваля - конкурса патриотической песни «С
чего начинается Родина» – Бондарчук Дарья.
Призер городского шахматного турнира «Белая
ладья» (7-8 классы) – Бродский Иван.
Достижения учащихся отражены в портфолио.
Класс – победитель конкурса гимназии «Самый классный класс».
Сложившееся общественное мнение о результатах работы классного коллектива (по результатам анализа психологической службы и ШМО классных руководителей)
- дружный коллектив;
- все учащиеся активно участвуют в жизни класса и гимназии;
- учащиеся ответственно и творчески справляются с порученными заданиями;
- для учащихся характерен высокий уровень взаимопомощи.
По оценкам психологов в классе отмечен высокий уровень ценности личности в коллективе.
В качестве приложения представлены некоторые
проекты, разработанные восьмиклассниками в виде
коллективных и индивидуальных проектов:
Эмблема класса (Приложение 1)
Правила нашей жизни (Приложение
2)
Классная фотография (Приложение
3)
Наши поручения (Приложение 4)