Пояснительная записка
Однообразие современной архитектуры,
однотипный характер всего предметного
пространственного окружения приводит к тому, что
человек стремится создать вокруг себя вторую
природу, более комфортную для каждого
конкретного человека. Это послужило основанием
для разработки курса «Основы дизайна интерьера»,
который представляет собой интегрированный курс
двух образовательных областей – «Искусство» и
«Технология».
Построенная на основе знаний, получаемых
учащимися на уроках изобразительного искусства
в 8 классе «Дизайн и архитектура в жизни
человека», программа предполагает более
глубокое изучение истории развития дизайна,
принципов построения композиции, роли цвета в
композиции. Но знакомство с дизайном как
конструктивным искусством только с точки зрения
изобразительного искусства было бы неполным, так
как слово «дизайн» означает идея, чертёж, проект.
Поэтому программа предусматривает обучение
основам дизайна и с точки зрения технологических
дисциплин – графики и черчения, и включает
знание основ проецирования, построение
наглядных изображений, перспективных проекций,
составление проектной документации.
Оптимально знания о конструктивных видах
искусства можно получить только в соединении
теоретического изучения и практической работы.
Поэтому программа предполагает выполнение
практических заданий на каждом занятии, а в конце
изучения курса 8 часов отведено на разработку и
реализацию проекта.
Целью курса является формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся к жизни личности.
Задачи курса:
- формировать практико-деятельных умений в области технологии и искусства по созданию чертежей, графических композиций, моделирования;
- развить творческие способности, воображение, художественный вкус и интерес при выполнении творческих проектов;
- развить умение самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания на практике; работать со справочной литературой;
- предоставить возможность реализовать свой интерес к предметным областям «Искусство» и «Технология».
В процессе освоения данного курса учащиеся приобретут знания о:
- роли дизайна в жизни человека;
- этапах выполнения и защиты творческого проекта;
- роли вещи, цвета в интерьере, интерьера в жизни человека;
- правилах выполнения изображения интерьера в перспективной и наглядной проекциях;
- технологии выполнения декоративных и декоративно-прикладных работ.
На основе усвоенных знаний формируются умения:
- планировать проектную деятельность;
- выполнять и представлять творческие проекты, рисунки, чертежи, изделия;
- формировать собственную позицию в отношении дизайна в целом.
Учитывая современные образовательные технологии, применяются принципы обучения:
- индивидуальность,
- доступность,
- преемственность,
- результативность.
Формы и методы обучения:
- метод проектов;
- практические занятия;
- экскурсии.
При работе в проектном методе выполняются следующие задачи:
- способствовать повышению личной уверенности каждого ученика, его самореализации и рефлексии через проживание «ситуации успеха», через осознание самого себя, своих возможностей, а также личностного роста в процессе выполнения проекта;
- развивать исследовательские умения анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации;
- проводить наблюдения, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы. Осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы;
- составными элементами являются проблемно-исследовательская, деятельностная, рефлексивная, коммуникативная работа.
Содержание программы
Введение. Интерьер – среда жизни
человека. Интерьер и дизайн (1 час).
Человек стремится создать вокруг себя вторую
природу, комфортную для существования. Дизайнер,
учитывая пожелания потребителя, составляет план
помещения, меблировки, стиль оформления
помещения, разрабатывает план работ,
осуществляет техническое руководство работами.
Тема I. Функциональное использование жилища (3 часа). План дома и функциональные зоны: дневная и ночная. Функциональные особенности гостиной, спальни, детской. Типы мебели по функциональным признакам, пространственному расположению, потребительским характеристикам и т. д. Мебельные группы. Эргономика как наука.
Тема II. Архитектурное черчение (2 часа). Архитектурный чертёж: фасад, план здания, разрез. Масштабы. План комнаты и развёртки стен. Перспективная проекция.
Тема III. Оформление интерьера (5 часов). Мир цвета. Влияние цвета на восприятие пространства. Роль цвета в создании атмосферы помещения. Цветовая композиция. Контраст. Гармония. Симметрия. Асимметрия. Пропорции. Оптическое воздействие декоративных элементов. Стили интерьера.
Тема IV. Проектирование интерьера (8 часов). Проект жилища. Ход проектирования. Этапы выполнения проекта: 1. набор первоначальных идей; 2.эскизы, наброски; 3.план, развёртки стен. 4. перспективная проекция; 5. составление проектной документации. Защита проектов.
Тематическое планирование курса «Основы дизайна интерьера» (18 часов)
№ |
Тема |
Задание |
Коли-чество часов |
Введение (1 час) | |||
1 | Интерьер – среда жизни человека. Интерьер и дизайн. | 1 | |
Функциональное использование жилища (3 ч.) | |||
2. | План дома и функциональные зоны | Нарисовать план квартиры, обозначив зоны. | 1 |
3. | Типы мебели. Мебельные группы. Эргономика. | Выполнить план комнаты с мебелью | 1 |
4. | Жилище: прихожая, гостиная, спальня, детская. | Нарисовать план комнаты | 1 |
Архитектурное черчение (2 ч.) | |||
5. | Архитектурный чертёж. Проект меблировки комнаты с планом и развёртки стен. | Выполнить чертёж плана, развёртки стен по размерам. | 1 |
6. | Перспективная проекция | Построить перспективную проекцию комнаты | 1 |
Оформление интерьера (5 ч.) | |||
7. | Мир цвета. Влияние цвета на восприятие пространства. | Выполнить цветовую доску будущего интерьера. | 1 |
8. | Мир цвета. Влияние цвета на восприятие пространства. | Выполнить план, развертки стен, проекцию интерьера в цвете. | 1 |
9. | Цветовая композиция. Контраст. Гармония. Симметрия. Асимметрия | Продолжение оформления интерьера в цвете | 1 |
10. | Оптическое воздействие декоративных элементов | Подобрав из журналов картинки, выполнить компоновку картин для интерьера. | 1 |
11. | Стили интерьера | Выбрать из журналов примеры интерьера в разных стилях; определить стили, описать элементы, определяющие стиль. | 1 |
Проектирование интерьера (7 ч.) | |||
12. | Проект жилища. Набор первоначальных идей. Эскизы, наброски | Эскиз интерьера или предмета | 1 |
13. | План. Развёртки стен. | Построить план, развёртки | 1 |
14. | Перспективная проекция | Построение проекции | 1 |
15. | Перспективная проекция | Продолжение | 1 |
16. | Составление проектной документации | Описание концепции | 1 |
17. | Составление проектной документации | Составление спецификации | 1 |
Защита проектов. | |||
Всего: | 18 час |
Конспект занятия элективного курса «Основы дизайна интерьера» по теме: «Мир цвета. Влияние цвета на восприятие пространства»
Цели:
- познакомить учащихся с существующими теориями цвета;
- познакомить учащихся с психологическим влиянием цвета на восприятие пространства.
Задание: выполнить цветовую доску будущего интерьера.
Оборудование
- для учителя: таблицы: цветовой круг, «влияние цвета на восприятие интерьера»;
- для учащихся: листы загрунтованного в пастельные тона картона, цветные журналы, вырезки, ножницы, клей.
План занятия:
- Организационный момент – 2 мин.
- Сообщение нового материала – 25 мин.
- Практическая работа – 10 мин.
- Итог занятия – 3 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Цвет – мощное средство дизайна. Научно
обоснованное применение цвета повышает
функционально-образную выразительность
интерьера, положительно влияет на
психологическое восприятие среды и создание
целостного, гармоничного пространства.
Известный русский художник К. Петров-Водкин
очень образно сказал о роли цвета: «Цвета есть
раздражающие, кричащие, спорящие друг с другом и
живущие ласково один возле другого – в их борьбе
или согласии и есть воздействие цвета на
человека».
Обратите внимание на прямоугольники разного
цвета и скажите, что вы чувствуете, глядя на них,
какие ощущения они вызывают?
Прямоугольник желтого цвета вызывает ощущение
тепла, красный – тревогу, голубой – ощущение
холода.
Вспомните из курса изобразительного искусства,
что цвета делятся на теплые и холодные. К тёплым
цветам относятся красные, оранжевые, жёлтые
цвета и их оттенки. К холодным – фиолетовые,
синие, сине-зелёные.
Цвет, а также его природа и воздействие на
человека хорошо изучены.. Сейчас существует даже
лечение цветом – хромотерапия.
В древних культурах цвет имел разнообразное
значение. Цвета служили средством коммуникации,
поэтому каждому цвету придавалось тайное
символическое значение.
Древние греки обозначали различным цветом
«четыре первоэлемента»: огонь – красным, воду –
зелёным, воздух – синим и землю – жёлтым. Во
времена средневековья в основе
художественно-образного мышления лежали догмы
христианской церкви. Здесь также каждый цвет
имел строго определённое символическое
значение. Живопись подчинялась религиозным
канонам, то есть строгим правилам. Так белый цвет
получил значение чистоты помыслов; красный –
мученичества, синий – мира, жёлтый – славы,
пурпурный – величия и знатности; зелёный стал
цветом надежды, а чёрный – траура.
В эпоху Возрождения религиозные догмы
постепенно утрачивают изначальную строгость,
равно как и каноны символики цвета. Позднее, с
развитием техники изобразительного искусства,
применение цвета получает научную основу.
Во времена барокко с помощью цвета усиливали
впечатление движения, создавая иллюзию
бесконечно простирающегося пространства.
Научное обоснование природному феномену цвета
дал около трехсот лет тому назад известный физик
Исаак Ньютон, который сумел разложить солнечный
свет посредством призмы на составные части и
получивший так называемый цветовой круг –
спектр. Ньютон вывел понятие основных
цветов. Это разделение позже
усовершенствовал великий немецкий поэт В. Гёте,
который также серьезно изучал проблемы цвета (см.
методические материалы). Он создал цветовую
фигуру, противоположные цветовые пары которой
располагались друг против друга. Напротив
пурпурного – зелёный, напротив оранжевого –
синий, напротив жёлтого – фиолетовый.
В XX веке бурное развитие получает дизайн как
вид проектно-художественного творчества и в
интерьере, а также других объектах предметной
среды цвету начинает уделяться еще большее
внимание. Новый импульс получает наука о цвете,
теоретические положения которой находят
применение в практике дизайна.
Посмотрите на примеры цветового оформления интерьеров, представленных в таблице и определите понравившиеся вам. Объясните, почему вам понравились именно эти интерьеры. Вы выбрали гармоничные сочетания цветов.
Рис. 1
Говоря о гармонии цвета, прежде всего, имеют
ввиду цветовые сочетания. Получить гармоничные
сочетания помогут схемы цветового круга (рис. 1).
Рассмотрим их.
(У учащихся на столах находятся маленькие
модели цветового круга. Вместе с учителем они
упражняются в определений сочетаний цветов).
В сочетании двух цветов участвуют цвета, находящиеся на диаметрально противоположных сторонах круга. Эти цвета находятся в комплементарном соотношении (взаимно дополняют друг друга).
В сочетании из трёх цветов участвуют
цвета, находящиеся в вершинах равностороннего
треугольника, вписанного в цветовой круг. Это
могут быть, например, жёлтый – красный – синий
(так называемые основные цвета). Подобный принцип
сочетания возможен и для дополнительных к ним
цветов: оранжевого, фиолетового и зелёного.
Сочетание из трёх цветов считается гармоничным,
если один из диаметрально противоположных
цветов сопровождается двумя соседними
противоположными цветами, например в круге из 12
цветов, жёлтый (1) будет сопровождаться двумя
соседями фиолетового – сине-фиолетовым (8) и
красно-фиолетовым (6).
Для сочетания из четырёх цветов воспользуемся тем же 12-ти цветным кругом и выберем две таких комплементарных пары, которые соединяются между собой перпендикулярными прямыми, образуя квадрат.
Действуя таким образом, можем получить такие цветовые сочетания:
- жёлтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зелёный;
- желто-оранжевый, красный, сине-фиолетовый, зелёный;
- оранжевый, красно-фиолетовый, синий, желто-зелёный.
Сочетание из шести цветов получаем, вписав в цветовой круг, соответственно, правильный шестиугольник.
Гармонию здесь создают три пары комплементарных цветов:
- жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зелёный;
- желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зелёный, желто-зелёный;
Выбор цветов для различных комнат и отдельных зон жилища зависит от нескольких факторов. В первую очередь, нужно исходить из основной идеи декорирования жилища, а также вкусов и пожеланий его обитателей.
Существуют общие положения. По одному из них
теплая гамма подходит для помещений, где
предусмотрена активность людей, а холодные цвета
– для «подсобных» помещений.
Влияет на выбор и уровень естественной
освещенности, ориентация помещения по сторонам
света.
Даже такие факторы, как возраст и
психологический тип людей, тоже могут внести
свои корректировки при выборе цвета. Особой
осторожности при выборе цветовой гаммы требует
небольшая квартира. Здесь цвета взаимодействуют
более тесно, часто граница между отдельными
зонами квартиры условна, через открытые двери
цвета соприкасаются друг с другом. В небольшой
квартире нежелательно присутствие обилия ярких
или контрастных цветов – это утомляет и, в конце
концов, быстро надоест.
Чтобы представить, как будет выглядеть будущий
интерьер, дизайнер может выполнить так
называемую цветовую доску. На лист картона,
окрашенный в преобладающий в интерьере цвет,
наносятся вырезанные из журналов составляющие
интерьера: мебель, светильники, аксессуары,
драпировки. В реальности будут, конечно же,
другие вещи, но похожие по стилю, форме,
настроению.
Такие цветовые доски могут продемонстрировать и
взаимодействие цветов.
Рассмотрим на примерах.
Холодные цвета на белом фоне оптически более выпуклы, чем на тёмном. Светлые цвета лучше заметны на тёмном фоне, а тёмные – на светлом.
На сером фоне при условии одинакового освещения тёплые цвета «выступают» вперёд, а холодные «стремятся» уйти в глубину.
Явление цветового контраста тоже оказывает влияние на восприятие глубины помещения.
В случае качественного контраста – контраста
насыщенных и бледных цветов, при условии
одинакового освещения, насыщенный цвет
«выступает» вперёд.
В случае количественного контраста может
происходить обратная ситуация. Так, поместив на
обширном красном фоне небольшое жёлтое пятно, мы
получим эффект более выпуклого восприятия
жёлтого цвета.
Цвет может также зрительно исказить размеры предмета. Окрасив кубы одинакового размера в разные цвета, получим интересный результат. Самым крупным кубом покажется жёлтый, а затем в порядке «уменьшения» размеров идут: белый, красный, зелёный, синий и чёрный, который будет казаться самым маленьким.
Цвет может влиять и на зрительное восприятие массы предмета. Предметы плотных тёмных цветов – красно-фиолетового, коричневого, чёрного – кажутся более тяжёлыми, чем они есть на самом деле. Предметы светлых цветов – белого, жёлтого, голубого – кажутся более лёгкими, чем в действительности.
Практическая работа. Выберете картон подходящего цвета и выполните цветовую доску, используя вырезки из журналов. Учитывайте полученные рекомендации. (Рисунки 2, 3 – варианты выполнения работы)
Рис. 2
Рис. 3
Итог урока. Анализ выполненной работы в соответствии с полученными знаниями.
Учебно-методическое обеспечение программы:
- ЕШКО, Материалы к профессиональным курсам «Дизайн и оформление интерьера», 2005 год.
- Павлова А.А., Жуков С.В. Черчение. Учебник для общеобразовательных школ. М., 2003.
Литература:
- для учителя:
- Крутских Е.Ю., Литвинов Д.Р. Интерьер вашего дома. Екатеринбург, 2005.
- Павлова А.А., Жуков С.В. Черчение. Учебник для общеобраз. школ. М., 2003.
- Идеи вашего дома. Практический журнал по дизайну, 2005-2007 г.
- для учащихся:
- Идеи вашего дома. Практический журнал по дизайну, 2005-2007 г.