"Урок грамотности"

Разделы: Математика, Русский язык


Цели урока:

  • Обучающая: помочь учащимся осознать, что его речь – его достоинство.
  • Развивающая: показать, что главное национальное достояние – русская речь.
  • Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к слову.

Эпиграф: «Вольтер сказал справедливо, что в шесть  лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному».

Н. Карамзин.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Русский язык сегодня подвергается тяжёлому испытанию. Газеты, радио, телевидение, уличная реклама ежедневно обрушивают на нас поток слов иноязычного происхождения. Большая их часть не обогащает русский язык, а калечит, уродует его. Настойчиво вводится в оборот ненормативная лексика: выражения, оскорбляющие, унижающие человеческое достоинство, признанные в православном мире непечатными, преподносятся порой как важное достижение демократии.
На вопрос «Что такое сквернословие?» отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, позорящее свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно ещё не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, – порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи обворачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия.
Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь в школе? Надёжных рецептов нет. Но приёмы, принятые и одобренные вами, помогут избежать сквернословия. Не говорите плохих слов сами. Я знаю: порой сложно устоять, не хочется выделяться, быть белой вороной, потому что насмешки неприятны, обидны, мы боимся остаться в одиночестве. Здесь спасательная мысль о том, что бывают периоды в жизни человека, когда нет рядом друзей, но остаются семья, работа, увлечения, учёба.
А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди,  к которым грязь не пристаёт, всегда найдётся  тот, на кого можно опереться, с кем вместе противостоять злу.
Ругательству можно противопоставить слово хорошее. Заяви себе: «Сегодняшний день – мой главный день!». И приди в школу нарядным, наведи вокруг себя порядок, тепло улыбайся и сердечно похвали человека за мелочь. Помни о неприкосновенности личности, о не допустимости характеристик – обобщений: «Ты вообще всегда так». А если не сдержались, попросите прощения.
Верующие люди утверждают, что когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы – хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.

Практическая часть

1. Глагол – кивать.

Приведите примеры предложений или словосочетаний с ним.
(кивать головой, согласно кивнул головой, одобрительно кивнул головой). Нет!
Кивать головой – делать лёгкие движения головой, а не руками, не ногами, не корпусом
Применение головы с головы с глаголом кивать даёт отрицательный результат.

2. Выражение:

Я не знаю таких, которые отказались бы от столь выгодного предложения. Неверно!
Если определяемое слово выражено местоимениями тот, та, те, то, такой…….., при них который не употреблять! Нужно кто и что.
Например: Я не знаю того, кто это сделал.

3. Деликатный – вежливый, предупредительный о человеке.

О ситуации – деликатная, т.е. щекотливая, к ней подходить со всем возможным тактом.
Прилагательное деликатный употребляется в значении хрупкий, слабый (человек, животное, растение).
Только невежды говорят: о деликатном отбеливании, о деликатных  тканях. Так говорят переводчики английского языка, не знающих тонкостей русского языка

«Полезные мелочи»

  • Мошенник у труженика одно и украл
  • Одеть галоши – надеть галоши?

одеть кого-то              надеть на себя

Ошибки в согласовании:

  1. Единственное число согласующегося слова вместо множественного числа при нескольких именах, к которым оно относится: «Новый быт и новая деревня нашла своё отражение (нашли).
  2. Множественное число вместо единственного при имени существительном в единственном числе: со значением совокупности: «Крестьянство 50-60- х были рабами своих помещиков (было)».
  3. Обособленные прилагательные и причастия:

 «До 1861 года крестьяне являлись крепостными, находящиеся (имися) под властью помещиков.

  1. Ошибки в управлении:
  • Участвовать в управлении государства (ом).
  • Развитие промышленности потребовало рабочие (их) руки
  • …льстит перед людьми – льстит людям.

Реклама:

  1. Улучшает цвет лица на 71%. Крем для индивидуальной кожи т.е. если у вас идеальная кожа, то применяйте, если нет – то не рискуйте!

  2. Новый Сансилк – шампунь для русого типа волос, имеется ввиду ломкие, тонкие, секущиеся. Но ведь русый – цвет.

Умение ставить ударение:

  • Понять – понял, поняла, поняли.
  • Средства – средствам
  • Столяр
  • Звонить – ню, нит
  • Свёкла

Слова-тёзки

  • Что бывает подземным, гаечным, скрипичным? (ключ)
  • Стрижка, вид спорта, больничная палата (бокс)
  • Из неё можно сшить детское одеяло, а можно её рассказать (байка)
  • Бывает политический, а бывает от болезни (заговор)
  • Порода собак и расценка на товары, услуги (такса)

Обобщение:  Вольтер сказал справедливо, что  в шесть лет можно выучиться всем главным языком, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному.
Итак, приведённые примеры сделают нашу речь грамотнее, нам не стыдно будет появиться в любом обществе, с нашим мнением будут считаться. Хочется верить, что после этого урока у нас возникнет желание учиться нашему родному языку, ведь.
Вольтер сказал «…что в шесть  лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному».
Помните
«Я исключение! Моя речь – это моё зеркало, моё достоинство настоящий контроль – это контроль изнутри»

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
На древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена!
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.