Основной целью работы учителя начальных классов является формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. Формирование тестовой культуры учащихся тоже является общеучебным умением, и её формирование должно начинаться уже на начальной ступени обучения.
В соответствии с основной целью обучения в начальных классах целью тестирования является не столько контроль над прохождением каждого изучаемого курса, раздела или темы, сколько обучение работе с тестовыми заданиями и тестами. Работа с тестами необходима именно для того, чтобы научить выпускников начальной школы, мышление которых более гибко и подвижно, успешно справляться с тестовыми работами на более высокой ступени обучения в средней и старшей школе и, в конечном итоге, подойти к ЕГЭ во всеоружии. Работа с тестами должна стать для них привычной и интересной, позволяющей получить точное представление о своих знаниях, а учитель, реализуя программу "Тест", реализует основную цель школы на начальном этапе обучения - формирование учебной деятельности.
Предлагаемые тестовые задания нацелены на оценку уровня подготовки выпускника начальной школы в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта (2004) по русскому языку. Особое внимание уделяется экспертизе умения учащихся работать с незнакомым текстом.
Цель:
1. Показать учащимся богатство русского языка.
2. Повторение знаний о тексте.
3. Проверка умения учащихся работать с незнакомым текстом, извлекая из него необходимую информацию для выполнения тестового задания.
4. Воспитывать любовь к книге, чтению.
Оборудование:
- Таблица "Признаки текста".
- Карточки №1 с текстом "Белый медведь"
- Карточки №2 - тест.
- Сигнальные карточки.
- Акимушкин А.А. "Мир животных: млекопитающие, или звери". - М., 1990г., с.96
- Картинка "Белые медведи".
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
II. Постановка задачи.
Сегодня на уроке будем выполнять тестовое задание на основе текста.
III. Работа по карточке № 1:
- Чтение текста учителем.
- Беседа учителя и учащихся:
- Что нового для себя открыли?
На доске картинка "Белые медведи". Дети делятся первыми впечатлениями от прочитанного.
Обобщение: Как много можно узнать, читая книги. У Игоря Акимушкина выпущена целая серия книг "Мир животных". В книге "Мир животных" рассказывается о млекопитающих, или зверях, есть о пауках, собаках. Советую всем почитать этого автора (учитель показывает книгу).
IV. Повторение знаний о тексте.
Ребята, а что мы читали? (текст)
Докажите, что на карточке №1 - текст.
На доске таблица "Признаки текста" (дети называют признак, доказывают, опираясь на текст "Белый медведь" На доске постепенно открываются признаки)
а) текст состоит из нескольких предложений, связанных в целое основной мыслью и темой;
б) тема + основная мысль -> заглавие;
в) есть начало, основная часть и заключение - завершение;
г) абзацы (отступы в тексте на 2-3 буквы в начале предложения). Это маленькие смысловые части.
4. Вывод: Итак, у "Белого медведя" есть все признаки, которыми должен обладать текст, следовательно, это - текст.
V. Физминутка.
VI. Работа с тестом.
Вступительное слово учителя. На основе текста "Белый медведь" мы будем выполнять тестовое задание.
Карточка №2.
а) Читайте внимательно каждое задание.
б) Работайте с текстом.
в) Выбирайте правильный вариант ответа и ставьте + .
г) Кому задание не понятно?
VII. Выполнение теста.
VIII. Проверка теста.
Ученик читает 1 задание, дети поднимают сигнальную карточку с буквой своего варианта ответа и т.д.
Учитель называет правильный ответ и т.д.
Итог теста. На доске правильные ответы. Учащиеся сверяются.
IX. Итог урока.
Карточка №1.
Белый медведь
Кто не видел белого медведя? В зоопарках он - обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк - те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.
Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.
Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.
Тюлени - главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу - леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.
Белый медведь - самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов - 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!
(Акимушкин И.И. Мир животных: млекопитающие, или звери. М., 1988 г., с. 96.)
Карточка №2.
Тест по русскому языку
В тексте про белых медведей больше всего предложений:
а) повествовательных
б) вопросительных
Вопросительное предложение находится
а) в начале текста
б) в конце текста
Восклицательное предложение находится
а) в начале текста
б) в конце текста
Найди во втором абзаце все родственные (однокоренные) слова. Родственных слов:
а) два
б) три
Подчеркни в первом предложении второго абзаца грамматическую основу. Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются:
а) родственными словами
б) однородными членами предложения
Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы:
а) I спряжения
б) II спряжения
Эти глаголы стоят в форме:
а) настоящего времени
б) будущего времени
в) прошедшего времени
Эти глаголы стоят в форме:
а) единственного числа
б) множественного числа
Определи части речи в первом предложении четвертого абзаца. В предложении:
а) существительные и прилагательные
б) существительные и глаголы
В названии текста найди имя существительное и определи количество звуков и букв в слове
а) 7 букв, 7 звуков
б) 7 букв, 6 звуков
Список литературы.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Детская риторика. М., 2006, с.65
- Бунеев Н.Р., Бунеева Е.В., Русский язык, 4 класс, М., 2007
- Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М., 2007, с.98
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А., Русский язык, 4 класс, Методические рекомендации для учителя. - М., 2001
- Советова Е.В. Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность, Ростов-на-Дону, 2005, с.121