Тестовые задания для младших школьников на основе текста

Разделы: Начальная школа


Основной целью работы учителя начальных классов является формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. Формирование тестовой культуры учащихся тоже является общеучебным умением, и её формирование должно начинаться уже на начальной ступени обучения.

В соответствии с основной целью обучения в начальных классах целью тестирования является не столько контроль над прохождением каждого изучаемого курса, раздела или темы, сколько обучение работе с тестовыми заданиями и тестами. Работа с тестами необходима именно для того, чтобы научить выпускников начальной школы, мышление которых более гибко и подвижно, успешно справляться с тестовыми работами на более высокой ступени обучения в средней и старшей школе и, в конечном итоге, подойти к ЕГЭ во всеоружии. Работа с тестами должна стать для них привычной и интересной, позволяющей получить точное представление о своих знаниях, а учитель, реализуя программу "Тест", реализует основную цель школы на начальном этапе обучения - формирование учебной деятельности.

Предлагаемые тестовые задания нацелены на оценку уровня подготовки выпускника начальной школы в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта (2004) по русскому языку. Особое внимание уделяется экспертизе умения учащихся работать с незнакомым текстом.

Цель:

1. Показать учащимся богатство русского языка.

2. Повторение знаний о тексте.

3. Проверка умения учащихся работать с незнакомым текстом, извлекая из него необходимую информацию для выполнения тестового задания.

4. Воспитывать любовь к книге, чтению.

Оборудование:

  • Таблица "Признаки текста".
  • Карточки №1 с текстом "Белый медведь"
  • Карточки №2 - тест.
  • Сигнальные карточки.
  • Акимушкин А.А. "Мир животных: млекопитающие, или звери". - М., 1990г., с.96
  • Картинка "Белые медведи".

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок.

II. Постановка задачи.

Сегодня на уроке будем выполнять тестовое задание на основе текста.

III. Работа по карточке № 1:

  • Чтение текста учителем.
  • Беседа учителя и учащихся:

- Что нового для себя открыли?

На доске картинка "Белые медведи". Дети делятся первыми впечатлениями от прочитанного.

Обобщение: Как много можно узнать, читая книги. У Игоря Акимушкина выпущена целая серия книг "Мир животных". В книге "Мир животных" рассказывается о млекопитающих, или зверях, есть о пауках, собаках. Советую всем почитать этого автора (учитель показывает книгу).

IV. Повторение знаний о тексте.

Ребята, а что мы читали? (текст)

Докажите, что на карточке №1 - текст.

На доске таблица "Признаки текста" (дети называют признак, доказывают, опираясь на текст "Белый медведь" На доске постепенно открываются признаки)

а) текст состоит из нескольких предложений, связанных в целое основной мыслью и темой;

б) тема + основная мысль -> заглавие;

в) есть начало, основная часть и заключение - завершение;

г) абзацы (отступы в тексте на 2-3 буквы в начале предложения). Это маленькие смысловые части.

4. Вывод: Итак, у "Белого медведя" есть все признаки, которыми должен обладать текст, следовательно, это - текст.

V. Физминутка.

VI. Работа с тестом.

Вступительное слово учителя. На основе текста "Белый медведь" мы будем выполнять тестовое задание.

Карточка №2.

а) Читайте внимательно каждое задание.

б) Работайте с текстом.

в) Выбирайте правильный вариант ответа и ставьте + .

г) Кому задание не понятно?

VII. Выполнение теста.

VIII. Проверка теста.

Ученик читает 1 задание, дети поднимают сигнальную карточку с буквой своего варианта ответа и т.д.

Учитель называет правильный ответ и т.д.

Итог теста. На доске правильные ответы. Учащиеся сверяются.

IX. Итог урока.

Карточка №1.

Белый медведь

Кто не видел белого медведя? В зоопарках он - обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк - те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.

Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.

Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.

Тюлени - главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу - леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь - самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов - 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

(Акимушкин И.И. Мир животных: млекопитающие, или звери. М., 1988 г., с. 96.)

Карточка №2.

Тест по русскому языку

В тексте про белых медведей больше всего предложений:

а) повествовательных

б) вопросительных

Вопросительное предложение находится

а) в начале текста

б) в конце текста

Восклицательное предложение находится

а) в начале текста

б) в конце текста

Найди во втором абзаце все родственные (однокоренные) слова. Родственных слов:

а) два

б) три

Подчеркни в первом предложении второго абзаца грамматическую основу. Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются:

а) родственными словами

б) однородными членами предложения

Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы:

а) I спряжения

б) II спряжения

Эти глаголы стоят в форме:

а) настоящего времени

б) будущего времени

в) прошедшего времени

Эти глаголы стоят в форме:

а) единственного числа

б) множественного числа

Определи части речи в первом предложении четвертого абзаца. В предложении:

а) существительные и прилагательные

б) существительные и глаголы

В названии текста найди имя существительное и определи количество звуков и букв в слове

а) 7 букв, 7 звуков

б) 7 букв, 6 звуков

Список литературы.

  1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Детская риторика. М., 2006, с.65
  2. Бунеев Н.Р., Бунеева Е.В., Русский язык, 4 класс, М., 2007
  3. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М., 2007, с.98
  4. Бунеева Е.В., Яковлева М.А., Русский язык, 4 класс, Методические рекомендации для учителя. - М., 2001
  5. Советова Е.В. Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность, Ростов-на-Дону, 2005, с.121