Справка по итогам посещения уроков в 5-х классах в 2008/2009 учебном году

Разделы: Администрирование школы


С 9 октября по 13 ноября в рамках внутришкольного контроля проводилась фронтальная проверка 5-х классов по теме “Адаптация учащихся к предметному обучению”.

При посещении уроков администрацией школы ставилась цель:

“Определить уровень обучающей среды, способствующей развитию познавательной активности пятиклассников”.

В соответствии с этим была составлена программа наблюдения уроков, с которой были ознакомлены все педагоги, работающие в пятых классах.

Анализ программ наблюдений посещенных уроков позволяет сделать следующие выводы:

1.

Цели урока обсуждались на 25%, что на 18% меньше чем в прошлом году. В этом году учителя, не уделяют должного внимания целеполаганию, как условию формирования познавательной активности. Цели урока обсуждались с учащимися на уроках ……

2.

Основным методом мотивации для нынешних пятиклассников учителя используют волевой (на 92% уроков). Эмоциональный – на 25% , познавательный – на 42% .

Динамика применения методов мотивации:

Эмоциональные

Волевые

 

Познавательные

3.

Для детей с разным уровнем познавательной активности используются и различные методы обучения (в скобках указана динамика по сравнению с прошлым годом):

1.Словесные на 100%уроков.
2.Наглядные на 50% (-41%).
3.Репродуктивные на 50%(-14%).
4.Проблемно-поисковые на 50%(-9%).
5.Эвристическая беседа на 42%(-12%).
6.Самостоятельная работа (обучающего характера) на 25%.

Динамика применения методов обучения за четыре года:

Использование различных методов мотивации способствует формированию ключевых компетентностей как результата образования.

4.

Индивидуальные особенности учащихся учитывались на 8% посещенных уроков, что на 37% меньше по сравнению с прошлым годом

5.

Способствуют саморазвитию и самореализации и различные виды домашнего задания. Поэтому данный параметр всегда включается в программу наблюдений уроков. Конечно, основная форма домашнего задания – одинаковое для всех. Индивидуальные домашние задания и задания по выбору были предложены учащимся учителями ……….

6.

Контрольно-оценочная самостоятельность школьников имеет особое значение для развития познавательной активности учащихся. Умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять ошибки и трудности в конечном итоге приводят к адекватной самооценке. Научить адекватной самооценке можно через:

– комментирование отметки учителем, что наблюдалось на 33% (-21%) уроков.
– формирование умения давать самооценку, что отмечено было только на одном уроке Мокрушиной С.П.;
– взаимопроверку – на 25%(+16%) уроков.

Динамика “Оценки деятельности учащихся”

7.

Обязательным требованием ко всему учебно-воспитательному процессу является создание условий для сохранения здоровья учащихся. На уроках это требование можно выполнить через:

– разумное чередование видов деятельности – на 50% (-36%) уроков;
– физминутки и гимнастика для глаз (на уроках информатики)– на 50% (+23%) уроков;
– создание благоприятного психологического климата – на 83%(-25%) уроков;
– соблюдение санитарно-гигиенических требований – на 83% (=%) уроков.

Выводы

Положительные Отрицательные
1. Учителя чаще используют взаимопроверку, как способ формирования контрольно-оценочной деятельности. учащимся.

2. Уменьшилось применение репродуктивных методов обучения.

3. Благоприятный психологический климат уроков.

4. Для сохранения здоровья проводятся физминутки, гигиенические условия хорошие.

1.Целепологанию уделяется недостаточное внимание.

2. Преимущественный метод мотивации – волевой

3.Недостаточно индивидуальных домашних заданий и по выбору ученика.

4. На уроках слабо создаются условия для формирования адекватной самооценки.

5. Недостаточное чередование видов деятельности на уроках.

6. Применение наглядных, проблемно-поисковых методов обучения и эвристической беседы уменьшилось

Рекомендации:

  • Разнообразить домашние задания;
  • Включать задания на расширение знаний;
  • Продумывать структуру урока;
  • Включать в работу всех учащихся;
  • Давать качественную оценку деятельности учащихся;
  • Учить делать выводы, анализировать, обобщать;
  • Комментировать оценки;
  • Обсуждать цели с учащимися;
  • Следить за дисциплиной;
  • Учить монологическому ответу.