С 9 октября по 13 ноября в рамках внутришкольного контроля проводилась фронтальная проверка 5-х классов по теме “Адаптация учащихся к предметному обучению”.
При посещении уроков администрацией школы ставилась цель:
“Определить уровень обучающей среды, способствующей развитию познавательной активности пятиклассников”.
В соответствии с этим была составлена программа наблюдения уроков, с которой были ознакомлены все педагоги, работающие в пятых классах.
Анализ программ наблюдений посещенных уроков позволяет сделать следующие выводы:
1.
Цели урока обсуждались на 25%, что на 18% меньше чем в прошлом году. В этом году учителя, не уделяют должного внимания целеполаганию, как условию формирования познавательной активности. Цели урока обсуждались с учащимися на уроках ……
2.
Основным методом мотивации для нынешних пятиклассников учителя используют волевой (на 92% уроков). Эмоциональный – на 25% , познавательный – на 42% .
Динамика применения методов мотивации:
Эмоциональные |
Волевые |
Познавательные |
3.
Для детей с разным уровнем познавательной активности используются и различные методы обучения (в скобках указана динамика по сравнению с прошлым годом):
1.Словесные на 100%уроков.
2.Наглядные на 50% (-41%).
3.Репродуктивные на 50%(-14%).
4.Проблемно-поисковые на 50%(-9%).
5.Эвристическая беседа на 42%(-12%).
6.Самостоятельная работа (обучающего характера)
на 25%.
Динамика применения методов обучения за четыре года:
Использование различных методов мотивации способствует формированию ключевых компетентностей как результата образования.
4.
Индивидуальные особенности учащихся учитывались на 8% посещенных уроков, что на 37% меньше по сравнению с прошлым годом
5.
Способствуют саморазвитию и самореализации и различные виды домашнего задания. Поэтому данный параметр всегда включается в программу наблюдений уроков. Конечно, основная форма домашнего задания – одинаковое для всех. Индивидуальные домашние задания и задания по выбору были предложены учащимся учителями ……….
6.
Контрольно-оценочная самостоятельность школьников имеет особое значение для развития познавательной активности учащихся. Умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять ошибки и трудности в конечном итоге приводят к адекватной самооценке. Научить адекватной самооценке можно через:
– комментирование отметки учителем, что
наблюдалось на 33% (-21%) уроков.
– формирование умения давать самооценку, что
отмечено было только на одном уроке Мокрушиной
С.П.;
– взаимопроверку – на 25%(+16%) уроков.
Динамика “Оценки деятельности учащихся”
7.
Обязательным требованием ко всему учебно-воспитательному процессу является создание условий для сохранения здоровья учащихся. На уроках это требование можно выполнить через:
– разумное чередование видов деятельности –
на 50% (-36%) уроков;
– физминутки и гимнастика для глаз (на уроках
информатики)– на 50% (+23%) уроков;
– создание благоприятного психологического
климата – на 83%(-25%) уроков;
– соблюдение санитарно-гигиенических
требований – на 83% (=%) уроков.
Выводы
Положительные | Отрицательные |
1. Учителя чаще используют
взаимопроверку, как способ формирования
контрольно-оценочной деятельности. учащимся. 2. Уменьшилось применение репродуктивных методов обучения. 3. Благоприятный психологический климат уроков. 4. Для сохранения здоровья проводятся физминутки, гигиенические условия хорошие. |
1.Целепологанию уделяется
недостаточное внимание. 2. Преимущественный метод мотивации – волевой 3.Недостаточно индивидуальных домашних заданий и по выбору ученика. 4. На уроках слабо создаются условия для формирования адекватной самооценки. 5. Недостаточное чередование видов деятельности на уроках. 6. Применение наглядных, проблемно-поисковых методов обучения и эвристической беседы уменьшилось |
Рекомендации:
- Разнообразить домашние задания;
- Включать задания на расширение знаний;
- Продумывать структуру урока;
- Включать в работу всех учащихся;
- Давать качественную оценку деятельности учащихся;
- Учить делать выводы, анализировать, обобщать;
- Комментировать оценки;
- Обсуждать цели с учащимися;
- Следить за дисциплиной;
- Учить монологическому ответу.