Цели:
- подвести учащихся к пониманию правила деления на десятичную дробь;
- учить выполнять деление на десятичную дробь;
- повышать вычислительную культуру учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент:
Прозвенел звонок.
Зовёт он на урок.
Ручки и тетрадки,
Всё ль у нас в порядке?
II. Устный счёт.
1. Логическая задача.
На трёх банках с вареньем наклеены надписи: на первой банке - " малина", на второй - "клубника", а на третьей банке - "земляника или малина". Известно, что все надписи неверны.
Определите, в какой банке какое варенье.
Решение: в третьей банке клубника.
Во второй банке либо малина, либо земляника.
В первой банке не малина > земляника, то во второй банке малина.
2. Вычислите:
7,45· 10;
16,5· 100;
8,459· 1000.
Как умножаются десятичные дроби на 10, 100 и 1000?
3. В числе 10,5 запятую перенесите вправо на одну цифру. Во сколько раз увеличится число? (А если влево?)
4. А если в некотором числе запятую перенести вправо на одну цифру, во сколько раз увеличится число? Как обозначить эти числа?
5. Определение цели урока.
-- Вы сможете прочитать, что будет на уроке самым главным, если правильно решите все примеры и ответы вставите в таблицу:
5,2 + 0,03 Е
4,3 - 1,0 2 Е
5,15 ·100 Е
2,37 ·10 И
45 · 0,1 Н
75· 0,01 Д
Правильно. Это слово - деление.
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем делить на десятичную дробь.
Вычислите:
1) 125: 25 =
2) 1250: 250 =
3) 12500: 2500 =
- Как изменились делимые?
- Сравните делители.
- Сравните ответы.
- Как вы думаете, почему ответы совпали?
- Какой вывод следует из этих примеров?
- А теперь рассмотрим следующую задачу:
Задача 1:
У девочки денег 1 рубль 25 коп. Сколько шариков по 25 копеек она сможет купить?
125:25=5 (шариков) - купит.
Решим эту задачу в рублях: 125 коп. = 1 р. 25 коп. = 1,25 руб.
25 коп. = 0,25 р.
1,25: 0,25 = ?
- Сравните:
1,25: 0,25 и 125: 25
Какой пример приятней для деления?
- Мы умеем делить десятичную дробь на натуральное число.
1,25: 0,25 = 125: 25 = 5.
Подумайте, какие изменения пришлось выполнить для того, чтобы делить
пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось?
Ответ: Увеличить делитель в 100 раз и увеличить делимое в 100 раз.
Задача 2:
Для выпекания торта Кате нужно было купить 350 г. сливочного масла. В магазине продавали масло в пачках по 175 г. Сколько пачек масла нужно было купить?
350: 175= 2 (пачки) - купить.
Решите задачу в килограммах.
350 г. = 0,350 кг.
175 г. = 0,175 кг.
0,350: 0,175 =?
- Если мы решаем одну и ту же задачу, то могут ли ответы быть разными?
- Ответы должны совпадать.
Сравните:
0,350: 0,175 и 350: 175
Какой пример приятней для деления?
- Мы умеем делить десятичную дробь на натуральное число.
0,350: 0,175 =350: 175 = 2
Подумайте, какие изменения пришлось выполнить для того, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось?
Ответ: Увеличить делитель в 1000 раз и увеличить делимое в 1000 раз.
-Как выполнить деление на десятичную дробь?
Как решить нашу проблему?
- Открываем учебник на стр. 220. Находим правило. Прочитаем.
- Как вы думаете выполнять деление на десятичную дробь?
Рассказываем правило наизусть.
Внимание! Ошибка!
Коля Верхоглядов решил примеры и просит его проверить.
Найди ошибки:
0,49: 0,7 = 49: 7 =7;
7,2: 0,02 = 72: 2 = 36.
IV. Упражнение "по цепочке".
№ 1445. 1-й столбик (устно) перенести запятую вправо на столько цифр, чтобы делить пришлось на натуральное число.
2-й столбик на доске.
V. Решение задач.
№ 1448. 100: 0,8 = 1000: 8 = 125.(м) - длина 1 шага.
Ответ: 125.
№ 1449. 162,5: 2,6 = 1625,0:26=62.5(км/ч) - скорость поезда.
Ответ: 62,5.
№ 1450. 3,08: 3,5 = 30,8: 35 = 0, 88(г) - масса 1 см?.
Ответ: 0.88.
VI. Работа над уравнением
№ 1459. а) 10 - 2,4х = 3,16. Ответ: х = 2,85.
- Где находится неизвестное?
- Как найти неизвестное вычитаемое?
- Что теперь неизвестно?
- Назови первый множитель, второй множитель, произведение.
- Как найти неизвестный множитель?
VII. Самостоятельная работа
1) 5,45:0,5
2) 54,5:0,5
Ответ: 1)10,9; 2) 109
3) (130,2 - 30,8): 2,8 + 21,84 = 3) 8,16: (1,32 + 3,48) - 0,345
(Ответ: 57,34) (Ответ: 1,355.)
Дополнительное задание:
Если в некоторой десятичной дроби перенести запятую вправо через один знак, то дробь увеличится на 32,13. Найдите эту дробь.
(Ответ: 3,57) (Ответ: 42,3)
VIII. Подведение итогов урока.
- Расскажите алгоритм деления на десятичную дробь.
- Расскажите алгоритм умножения на десятичную дробь.
IX. Домашнее задание: № 1482 № 1483 № 1484
Дополнительное задание: 7 осликов за 3 дня съедают 21 мешок корма.
Сколько корма понадобится 5 осликам на 5 дней?